Человек на своем месте - Кимры Сегодня

Человек на своем месте

pochetniischelovekПочетный гражданин города Кимры Павел Филиппович Титов всегда был лидером: и в горкоме партии, и в отделе образования он умел увидеть перспективу, увлечь людей работой, добиться хороших результатов.

Родом он из села Абрамово Кимрского района. Павлу не было и 18 лет, когда его призвали в армию. Шла Великая Отечественная война, наши войска успешно продвигались на запад, а молодой солдат оказался в Забайкалье – в Чите, на востоке страны тоже было неспокойно. Война для него не закончилась 9 мая. Даже в конце лета 1945 года продолжались бои с японской армией в Манчжурии. Павел Титов – радист I класса. Связь для войск – глаза и уши. Без нее невозможно управлять боевыми операциями. Вместе с орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги» радист Титов привез домой знак «Отличник связист».

Служить нашему герою пришлось долгих семь лет. Дома в Кимрах осталась его школьная любовь – одноклассница Татьяна. Ее письма помогали переносить тяготы военной службы. И вот, наконец, он дома. Ушел наивным пареньком – вернулся взрослым мужчиной, прошедшим суровую военную школу дисциплины, ответственности за дело и за товарищей.

Татьяна уже работала учительницей начальных классов в 16-й школе, расцвела женской красотой, да такой, что у Павла дух перехватило: «До чего же хороша!». За семь лет любовь не покинула их, а вспыхнула с новой силой. Павел Филиппович начал работать в ДОСААФе, а чтобы чаще видеть любимую, вел в 16-й школе радиокружок. Потом была свадьба. Любовь, уважение, внимательность друг к другу поселилась в их семье на долгие годы. Супруги бережно хранят эти чувства уже более шестидесяти лет.

Павел Филиппович выделялся среди коллег своей работоспособностью, ответственностью, у него складывались хорошие отношения с людьми. Ему доверяют важную работу: первый секретарь райкома комсомола. Он учится в высшей партийной школе и блестяще оканчивает ее в 1959 году. Прибавляется знаний и опыта – увеличивается объем и важность работы: с 1959 до 1971 года он работает в горкоме партии, последние три года – вторым секретарем.

Павел Филиппович непрерывно учится. Поступает на заочное отделение Калининского пединститута, на исторический факультет.

– Он был председателем городской организации общества «Знание», читал лекции в университете марксизма-ленинизма, – вспоминает Нина Николаевна Титова, заведующая методкабинетом отдела образования. – Его лекции всегда были интересны, он владел словом, его речь лилась легко и свободно. Даже сухую тему Павел Филиппович раскрывал живо, с яркими примерами.

Титова посылают работать в Осташковский район. Он посмел ослушаться начальства и не поехал. В наказание его понижают: из второго секретаря горкома партии – в заведующие отделом образования. Это не расстроило Павла Филипповича, для него важно не где работать, а как. Давно известно: не место красит человека, а человек место.

schelovek2
Демонстрация трудящихся отдела образования. П.Ф. Титов во главе колонны. Начало 80-х годов

В 1971 году он пришел в отдел образования уже опытным руководителем. Сумел создать работоспособную профессиональную команду. В отделе работали Л.Г. Лапаева, П.А. Гетьман, Ю.П. Ширшов, Н.Н. Титова, А.П. Моисеев, Н.И Семенова, Т.Н. Сосса и другие.

Школ в городе не хватало, поэтому работали они в две-три смены. Предприятия в то время имели возможность строить детские сады и школы, но подготовить обоснование строительства, чтобы его включили в план, было задачей гороно.

Помогли деловые связи Павла Филипповича с директорами заводов и фабрик. Но и после начала работ хлопот у команды Титова не убавлялось.

В 70-80-х годах в городе построены школы №№2, 3, 4, 11, сделаны пристройки к 1-й, 13-й, 16-й школам. Но чтобы здание действительно стало школой, живой дух в него должны вдохнуть директор и учителя. Без их творческого упорного труда нет школы.

Павел Филиппович очень заботливо подбирал кадры. Он ценил профессионализм талантливых директоров И.В Канищева (школа №3), В.Н Козловой (школа №11), А.А Малышева (школа №2). В директоре он видел, прежде всего, учителя и методиста, организатора школьной жизни, а потом уже хозяйственника. В резерве, созданном при отделе образования, лучшие учителя готовились к работе директора. В школьных и городских методических объединениях решали, как лучше организовать обучение и воспитание школьников.

Вспоминает Николай Дмитриевич Ишутин, работавший директором школы №1:

– Павел Филиппович был строгим руководителем, но никогда не срывался на крик, никого не обидел. Он строго спрашивал, но был всегда тактичен. Часто бывал в школе на семинарах, совещаниях, да и просто заходил побеседовать с директором, посетить урок у учителя. Очень грамотно анализировал занятия по любому предмету. Этому у него можно было поучиться. П.Ф. Титов всегда был в курсе дел всех школ, на совещаниях ему не нужна была «бумажка», все держал в памяти. При Титове была традиция: в конце учебного года работники гороно и директора школ выезжали на природу. Мы были не только соратниками, единомышленниками, нас связывали дружеские отношения, и это очень помогало в работе.

Кимрские школы в то время тесно сотрудничали с предприятиями города – в заводских цехах проходила трудовая практика старшеклассников. Многие выпускники, получив рабочие специальности, приходили на производство. Ученики 4-7 классов трудились в школьных мастерских. Летом ребята работали в лагерях труда и отдыха, в бригадах по ремонту школ. Они получали зарплату и были очень горды этим. Часть заработанных денег поступала на спецсчет учреждений образования.

Всю эту работу курировал Александр Петрович Моисеев, теперь директор гимназии №2:

– Павел Филиппович был авторитетным, грамотным руководителем, которого отличала удивительная работоспособность. Энергия лилась из него ручьем, постоянно рождались новые идеи. Он был прирожденным лидером, видел перспективу в работе. У него была четкая система планирования, элементы которой я использую до сих пор.

В середине 80-х, вслед за изменениями в обществе, школы города пытаются уйти от авторитарного характера обучения, переходят к педагогике развития личности.

– Мы первыми в области открывали гимназии – «Логос» и №2, с углубленным изучением предметов, коррекционные группы, а затем и коррекционную школу. Павел Филиппович предложил мне стать ее директором, – рассказывает Н.Н. Титова.

В то время о работе кимрских школ знали не только в области, но и Москве. Город четырежды занимал первые места в областном соревновании. Два переходящих знамени навечно оставлены в кимрском отделе образования. Трижды город награждался Похвальными грамотами Министерства образования РФ.

Мы можем гордиться тем, что Кимрский отдел образования  – участник ВДНХ, а его заведующий П.Ф. Титов награжден бронзовой медалью за внедрение передовых технологий в управление образованием. За работу в системе образования Павел Филиппович удостоен медали Н.К. Крупской, он заслуженный учитель школы РФ, отличник просвещения.

Кимряки по достоинству оценили его деятельность на благо города – 9 мая 2000 года П.Ф. Титову присвоено звание «Почетный гражданин города Кимры».

Павел Филиппович – очень обаятельный человек, простой в общении. Любил ходить по грибы и не только собирал их, но и искусно готовил, а потом угощал друзей. «Ну, как?» – спрашивал, хитро поглядывая, заранее зная, что угощение понравилось.

– Летом по утрам обязательные пробежки по берегу и купание в Волге, – рассказывает Н.Н. Титова, – а еще он замечательный семьянин, всю жизнь заботится и оберегает Татьяну Николаевну. В 1996 году у Павла Филипповича случился инсульт. Его ангелом-хранителем стала жена, вместе они победили болезнь.

Уже четыре года пенсионеры Титовы живут в Твери, у дочери Татьяны. У них большая, дружная семья, они окружены вниманием и заботой. Дорогие, Павел Филиппович и Татьяна Николаевна! В Кимрах о вас не забывают!

Нина ФОКИНА

Похожие статьи

Губернские вести от 14.08.2017 г.

Губернские вести от 14.08.2017 г.

13  августа — День строителя Уважаемые работники и ветераны строительного комплекса Тверской области! Сердечно поздравляю…

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика