Юбилей Мандельштама

mandelЯ счастлив жестокой обидою,/ И в жизни, похожей на сон,/ Я каждому тайно завидую/ И в каждого тайно влюблен. («Из омута злого и вязкого…», 1910).

Январь нового года начинается с юбилейной даты – 125-летия со дня рождения Осипа Мандельштама, поэта, оставившего свой неповторимый след в мировой литературе. Мандельштам, находясь в ссылке, жил с женой в нашем городе несколько месяцев – с лета 1937 года. На здании Кимрского государственного театра драмы и комедии 3 декабря 2011 года в его честь установлена мемориальная доска.

Иосиф Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Предки Мандельштамов были выходцами из Испании, а основателем рода считается ювелир при дворе курляндского герцога Э.И. Бирона. Из воспоминаний младшего брата поэта, Евгения: «Семья дала миру известных врачей и физиков, сионистов и ассимиляционистов, переводчиков Библии и знатоков Гоголя».

«В Киеве старожилы до сих пор вспоминают о профессоре-офтальмологе и общественном деятеле, носившем эту фамилию. В ленинградском медицинском мире почетное место заняли мои сверстники и тоже Эмильевичи – два брата Мориц и Александр Мандельштамы. Один из Мандельштамов заведовал кафедрой в Гельсингфорсском университете. Другой был драгоманом и знатоком арабской культуры. Он работал в русском посольстве в Константинополе», – с гордостью писал в своих воспоминаниях Евгений Мандельштам.

Почти 80 лет назад в Савеловской части города, где жили супруги Мандельштамы, Осип Эмильевич написал свои последние стихотворения, вошедшие в «Савёловский цикл». Большую исследовательскую работу времен проживания его в Кимрах провел кандидат филологических наук Владимир Коркунов, который отыскал несколько произведений великого поэта, написанные о нашем крае. Тем самым обратил внимание поэтической элиты, известных критиков и членов Мандельштамовского общества на маленький волжский городок.

Осип Эмильевич Мандельштам, 1891 года рождения, обучавшийся в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, писатель, поэт, критик, обвиненный в контрреволюционной деятельности, в первый раз был репрессирован в 1934 году за стихотворение, написанное в ноябре 1933-го – «Мы живём, под собою не чуя страны…» («Кремлевский горец»), которое он читал полутора десяткам своих знакомых. Среди них был Борис Пастернак, который назвал этот поступок Мандельштама самоубийством. Отбывал поэт ссылку в Воронеже. Вернулся в Москву, и – второй арест. На допросе 17 мая 1938 года Осип Мандельштам сообщает: «По окончании высылки летом 1937 г. я приехал в Москву, не зная того, что мне запрещено проживать в Москве. После этого я выехал в село Савёлово, а в ноябре 1937 г. переехал в Калинин».

Грусть, время без друзей, только прогулки по савеловскому берегу Волги скрашивали жизнь Мандельштамов, и появлялись удивительные строчки: На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь,/ Гром, ударь в тесины новые,/ Крупный град, по стеклам двинь, – Грянь и двинь, –/ А в Москве ты, чернобровая,/ Выше голову закинь/… Против друга – за грехи, за грехи –/ Берега стоят неровные,/ И летают по верхам, по верхам/ Ястреба тяжелокровные –/ За коньковых изб верхи…

Второй арест, в общем-то, возник на основании первого дела. Только инкриминировали уже поэту нарушения паспортного режима и то, что он «ходил по редакциям и забрасывал их своими стихами». На этот раз Мандельштама отправили на Колыму. В декабре 1938 года больной, обессиленный поэт умер в пересыльном лагере под Владивостоком. Ушедшая из жизни в 1980 году его супруга Надежда Яковлевна Мандельштам так и не дождалась реабилитации мужа (последовавшей только в 1987 году).

Данные взяты из архивов и исследований.

Оставьте комментарий