Дело по душе и по силам - Кимры Сегодня

Дело по душе и по силам

В этом учебном году первоклассники учатся по новым образовательным стандартам. Что это за стандарты и что в них нового, мы решили узнать в Гимназии №2, побеседовав с учительницей 1а класса Ириной Юрьевной Шевчук.

КАК СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ?

Тридцать семь лет назад Ира пришла в первый класс «второй» средней школы. Её встретила Виктория Владимировна Войнова. «Наша учительница самая добрая и умная», – думала Ира и уже в первом классе решила тоже стать учительницей, как Виктория Владимировна. В старших классах она не изменила своей мечте. В школе преподавали замечательные педагоги: Галина Васильевна Герасимова, Ирина Александровна Горячева, Людмила Николаевна Лебедева. Их уроки, отношение к ученикам укрепили её желание стать учительницей.

После десятого класса Ирина поступила в Торжокское педучилище, которое окончила с красным дипломом. Потом был Тверской Государственный университет, филологический факультет. Но Ирина Юрьевна не стала преподавать русский язык и литературу. Её покорили открытость и непосредственность первоклашек. И вот уже 27 лет она работает в гимназии №2 учителем начальных классов. Сейчас у неё вновь первый класс.

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?

– Ирина Юрьевна, в чём особенность работы с первоклассниками?

– Прежде всего, мы учим ребенка быть учеником. Очень важно не оттолкнуть его, укрепить в желании получать знания.

– Что такое образовательные стандарты?

– Это объём знаний, которыми нужно овладеть на каждом этапе обучения.

– Что в них нового?

– Прежде всего, новые технологии, т.е. как учитель учит, а школьник учится. Во-первых, учитель не сообщает ученику готовые знания, а ставит перед ним проблему, решая которую, тот сам их добывает (проблемное обучение). Во-вторых, дети, как и все мы, разные: одни способные, другие не очень, а третьим и вовсе трудно учиться. Учитель организует процесс обучения так, что каждый берёт столько, сколько может усвоить, при этом необходимый объём (стандарт) должен получить каждый (принцип «мини-макси»). В-третьих, обучение должно способствовать развитию ребёнка (развивающий принцип). В-четвёртых, ученик сам учится оценивать свою работу и работу товарищей, он не боится ошибиться, у него есть право на ошибку. Учитель заботится о том, чтобы поддержать у школьников желание учиться, уверенность, что всё получится (создаёт ситуацию успеха). Мы работаем по образовательной системе «Школа 2100». Группа учёных и педагогов под управлением доктора педагогических наук, профессора Р.Н. Бунеева, создала эту систему, и она стала основой для разработки новых образовательных стандартов.

УРОК МАТЕМАТИКИ

Дети учились решать задачи. «У девочки 3 мака и 4 ромашки. Сколько всего цветов?» Даже 4-5-летний ребёнок, посчитав пальчики, скажет, что их 7. Ну, что тут решать: сложить вместе, вот и решение. Но у Ирины Юрьевны другая цель – научить решать задачи определённого типа, выработать общий подход к решению любой задачи, развивать у детей логическое и абстрактное мышление. В процессе работы выясняют, что 4 и 3 – это части целого и его надо найти. К условию задачи рисуют не цветы, а схему (шаг к абстрактному мышлению), отмечают на ней части и целое, и только после этого записывают выражение (решение).

Преобразовывают задачу: всего 7 цветов, 3 мака. Сколько ромашек? Теперь надо найти часть. Опять схема, рассуждение, наблюдение. Решают несколько задач. Увеличивается доля самостоятельности  в работе, усложняются задания, теперь надо самому составить задачу по данной схеме. И, наконец, приходят к трудному для семилетнего ребёнка логическому выводу: задачи одинаковые, во всех надо найти целое или часть. А в учебнике прочитали, что переделанные задачи называют обратными. И вот трудная задача: «У Лены остался 1 шарик, а 3 лопнули. Сколько было?» Слова «остался» и «лопнули» подсказывают, что для решения надо выбрать знак «минус», но… недаром они работали на уроке. Большинство справилось с заданием, а одна девочка, радуясь правильному решению, говорит: «У меня в мозгах так сделалось!»

В конце урока подводят итоги:

– Кому скажем спасибо, кто хорошо работал? Откройте дневники и оцените свою работу на уроке.

Большинство детей нарисовали зелёные кружочки (всё понятно), некоторые – жёлтые (иногда были затруднения), всего трое – красные (непонятно). «Ничего, — успокаивает учительница, – мы на следующих уроках поработаем, и всё будет хорошо».

Как дирижёр управляет оркестром и слышит в нём каждую ноту, так Ирина Юрьевна управляет уроком. Мальчик отвлёкся и начал играть пеналом, она подходит, молча кладёт ему руку на плечо, и он опять в работе. Девочка сидит тихонечко, совсем не поднимает руку, учительница подходит к ней: «Как ты думаешь?» И она говорит неуверенно, тихим голоском. Ирина Юрьевна наклоняется к ней, всем своим видом показывая, что готова прийти на помощь. А в классе устанавливается какая-то особая тишина, все прислушиваются к тому, что говорит девочка. Мальчишка, который до этого от нетерпения подскакивал на стуле и изо всех сил тянул руку, притих и даже руку опустил. По каким-то малозаметным признакам она замечает, что дети устали, и вот под весёлую речёвку они уже прыгают, приседают, машут руками. Отдохнули – опять за работу. И по детским лицам, по горящим глазам видно, что работа им и по силам, и по душе.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

По системе «Школа 2100» Ирина Юрьевна работает девятый год. В этом учебном году все первые классы действуют по новым стандартам. В средней школе работу по системе «Школа 2100» продолжают опытные творческие педагоги. Учительница математики Ирина Александровна Горячева приняла детей в 5-й класс, а теперь они уже в девятом.

«Эти ученики отличаются логикой мышления, способностью самостоятельно работать, умением анализировать, и вообще интеллектуальное развитие у них выше, чем у сверстников», – говорит она.

Русский язык и литературу преподаёт Галина Васильевна Герасимова. Со своими учениками она ходила в центральную библиотеку, на мероприятие, посвящённое 100-летию А.Фадеева.

«Работники библиотеки были восхищены ребятами, – рассказывает она, – они свободно держатся, умеют общаться, чётко формулируют мысли, умеют их аргументировать и защитить».

– Сложно работать учителем?

– Трудно, это работа души. Важно создать в классе доброжелательную обстановку, пробудить в учениках желание учиться. В страхе и с плохим настроением нельзя добиться успехов. Очень помогает взаимопонимание между учителем и родителями. Если у них нет доверия к педагогу, учить ребёнка очень трудно, – говорит Ирина Юрьевна.

– Доставляет ли вам работа радость?

– Самая большая радость, – признается Ирина Юрьевна, – когда во время сосредоточенной работы класса вдруг вскакивает кто-то и кричит: «Я понял! Я знаю, как надо!»

Нина ФОКИНА

Похожие статьи

One Comment on “Дело по душе и по силам

  • · Edit

    Я училась у Ирины Юрьевны с 1 по 3 класс (с 1993 по 1996 гг) . ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ педагог и душевный человек! Огромное ей за все спасибо!

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
logo
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика