Известный подводник – кимряк - Кимры Сегодня

Известный подводник – кимряк

izvestВ первых числах февраля россияне отмечают 50-летие первого кругосветного путешествия, совершенного отрядом атомных подводных лодок СССР в морских глубинах. В непростые 1960-е годы, когда стране приходилось демонстрировать свое военное могущество, данный стратегический маневр показал миру силу и возможности советского вооружения, а также завоевал авторитет западных стран.

Кимры гордятся тем, что среди участников похода был наш земляк – Герой Совет-ского Союза Иван Федорович Морозов. Иван Морозов родился в Савелове 3 июля 1930 года в семье сапожника. В 1931-м семья переехала в Ленинград. В 1941-м Иван учился в школе. На страну напали немецкие захватчики, и город оказался в блокаде. Тяжелые испытания пережили Морозовы – в декабре 41-го на строительстве оборонительных сооружений от голода умерла сестра, а в феврале 42-го при обороне Ленинграда погиб отец – Федор Игнатьевич.

Летом 1942 года мать Аграфену Матвеевну с пятью детьми эвакуировали в Кировскую область, а через год она перебралась к родственникам на свою малую родину – в Савелово. С 1943-го по 1946-й Иван Морозов учился в 39-й железнодорожной школе. Как и многим ученикам того времени, ему повезло – немецкий язык преподавал великий ученый Михаил Михайлович Бахтин, были и другие достойные учителя, которым в последующие годы Иван Федорович неоднократно выражал благодарность. Школа жила сплоченно, ученики создавали тимуровские отряды, вступали в ряды дружинников, Ивана Морозова приняли в комсомол.

В 1946-м Аграфена Матвеевна решила вернуться с детьми в Ленинград. На этом настаивал Иван, который никак не мог забыть стоящие на невском рейде корабли. А ведь он мечтал стать моряком, ходить в дальние плавания. В 1950 году Иван Морозов окончил ленинградскую школу и поступил в Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского. В 1954-м был переведен в недавно образованное Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе. Окончил училище в 1956-м, в том же году вступил в ряды КПСС.

Распределение получил на Северный флот, служил командиром боевой части (БЧ) подводной лодки «Б-76», во время плавания подо льдами Арктики обеспечивал надежную работу установок и живучесть корабля. С января 1961 года И.Ф. Морозов проходил службу на атомных подводных лодках «К-50» и с 1962 года – «К-133» 3-й дивизии 1-й флотилии АПЛ Северного флота.

С 28 июля по 16 сентября 1963 года он участвовал в первом автономном походе атомохода в экваториальные широты и испытании новой техники. 17 августа на корабле произошла авария парогенератора левого борта. Благодаря умелым и грамотным действиям И.Ф. Морозова авария была быстро ликвидирована. За проявленное мужество и высочайший профессионализм он был награждён орденом Ленина.

В 1965 году И.Ф. Морозов окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ был назначен заместителем начальника электромеханической службы по спецэнергоустановкам 3-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. Иван Федорович никогда не останавливался на достигнутом, стремился только вперед. Со 2 февраля по 26 марта 1966 года И.Ф. Морозов участвовал в первом в истории трансокеанском переходе атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки проливом Дрейка. И.Ф. Морозов шел на подводной (торпедной) лодке «К-133» под командованием капитана 2-го ранга Л.Н Столярова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу инженер-капитану 2-го ранга Морозову Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

И.Ф. Морозов – участник многих дальних походов и боевых служб. После окончания в 1971 году кораблестроительного факультета Военно-морской академии получил назначение на должность главного инженера – заместителя начальника Технического управления Балтийского флота. Занимал различные должности. В 1978-1980 годах – военный советник заместителя командующего Военно-морским флотом Народной Республики Ангола по эксплуатации и судоремонту. С 1981 года И.Ф. Морозов – начальник испытательной группы, а в 1988-89 годах – заместитель начальника военного представительства Министерства обороны СССР на Адмиралтейском производственном объединении. Участвовал в государственных испытаниях многих проектов подводных лодок и глубоководных аппаратов.

Иван Федорович награждён двумя орденами Ленина, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российским орденом Мужества, медалями. С июля 1989 года капитан 1-го ранга И.Ф. Морозов находился в запасе. Но без любимого дела жить не мог, работал в том же военном представительстве, активно участвовал в общественной жизни. Избирался секретарем президиума Совета Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, членом президиума объединенного Совета организаций ветеранов-подводников Военно-морского флота. Когда позволяло время, И.Ф. Морозов приезжал в Кимры, встречался со школьными друзьями и родными.
Скончался Иван Федорович Морозов 4 февраля 2014 года, похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1963 году К-133 совершила первый в истории ВМФ СССР поход в экваториальную Атлантику. Продолжительность похода составила 51 сутки. С октября 1964 года по сентябрь 1965 года лодка проходила текущий ремонт.

В период со 2 февраля по 26 марта 1966 года К-133 совместно с ПЛАРК К-116 впервые в мире совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка без всплытия. Командовал переходом командующий 1-й флотилии подводных лодок контр-адмирал А.И. Сорокин, командиром К-133 был капитан 2-го ранга Л. Н. Столяров. При переходе лодка прошла 21000 морских миль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года за образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество и героизм командиру АПЛ капитану второго ранга Л.Н. Столярову, руководителю перехода, контр-адмиралу А.И. Сорокину, замполиту ПЛА «К-133» капитану второго ранга Н.В. Усенко, флагманскому инженер-механику И.Ф. Морозову присвоено звание Героя Советского Союза.

Похожие статьи

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
logo
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика