На фабрику, как в дом родной

slavnii-gorodМы в гостях у Виктора Ивановича Никитина. Живет он в своем небольшом, но красивом доме в Заречье. Русская изба с русской печкой, приятный запах дров… Ощутимый уют предсказывал интересную встречу.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ДЕТСТВА

Виктор – старший из двух сыновей в семье сапожников Ивана Федоровича и Евдокии Осиповны Никитиных, родился в 1938 году в Кимрах. Брат Александр – 1940 года рождения. Оговорки в том, что муж и жена – сапожники, нет. Иван и Евдокия, бывало, сидели рядом и пошивали обувь. Только у женщины, обремененной домашними делами, воспитанием детей, огородом, птицей и скотинкой в сарае, времени на сапожничество оставалось мало. Поэтому Евдокия слыла доброй помощницей, но вручную не хуже мужа могла сшить ботинки и сапоги! Иван Федорович первые годы работал надомником, сам ездил за материалом в Москву и отвозил в столицу готовый товар. Но началась война, глава семьи погиб на фронте, когда старшему сыну было всего два года. Поднимать детей Евдокии Осиповне помогали родственники, да и сама она кому что-то сошьет, кому обувь отремонтирует или валенки подошьет. Войну пережили. Сыновья пошли в школу. Семь лет Виктор учился в школе №12 и три года в школе №13. Александр после семилетки поступил в Калязинский машиностроительный техникум. После окончания работал на СМЗ — техником-конструктором в ОКБ НИАТ, потом на Станкозаводе мастером, инженером-технологом. Как опытного производственника горком партии рекомендовал его на должность прораба Кимрского участка Калининского ДСУ-1. Затем он 23 года возглавлял асфальтобетонный завод.

СЛУЖИЛ ОТЧИЗНЕ

В 1955 году семнадцатилетний Виктор Никитин устроился учеником расточника на Механический завод №1 («Станкозавод»), был и фрезеровщиком. Вел активную комсомольскую жизнь. Осенью 1957-го Виктора призвали в армию, служил за границей, в Польше, в тяжелой артиллерии береговой обороны. Бывал в Германии, ведь одна часть и штаб располагались в Польше, а вторая часть находилась в Германии. Ему как секретарю комсомольской организации приходилось неоднократно выезжать в эту страну, проводить мероприятия, участвовать в подведении итогов социалистических соревнований между частями.

ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ

Домой Виктор вернулся в 1960-м, работать пошел на тот же Механический, но уже учеником токаря. Через 2-3 месяца получил специальность, а предприятие вошло в стадию реорганизации. Виктор Никитин перешел работать на Обувную фабрику №1 учеником наладчика. Поступил на 3-й курс Кимрского механико-технологического техникума, чтобы стать механиком. Работал и учился успешно, ежегодно повышал разряд. На фабрике о нем говорили как о перспективном специалисте.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

После войны в Кимрах было два обувных пошивочных производства: фабрики «Красная звезда» и «Стахановец», а также 17 артелей кимрского «Кожпромсоюза». С 1957 года система промкооперации передала свои функции государству, многие артели преобразовались в фабрики. Через несколько лет преобразование постигло и фабрику «Красная звезда». Она стала называться «фирмой», а вошедшие в нее обувные предприятия получили названия филиалов. В конце 1962 года обувная фабрика №1, где работал Виктор Никитин, вошла в фирму «Красная звезда» и уже с 1963-го называлась Филиалом №2.

ОТ МЕХАНИКА МНОГОЕ ЗАВИСИТ

Виктор Никитин окончил КМТТ, работал на «Красной звезде» по специальности до выхода (2000 г.) на заслуженный отдых. Вел ремонт и наладку оборудования разных цехов – с 1966 по 1972 год был ремонтником в пошивочном цехе №15 Филиала №2, с 1972-го – старшим слесарем-механиком цеха №2, в 1988-м переведен в пошивочный цех №4, и еще несколько «перемещений» по филиалам и цехам. Такие подробности приводятся для того, чтобы показать высокую трудовую значимость, которую заслужил механик Виктор Иванович Никитин. Не только собирать, устанавливать, разбирать и перемещать швейные и раскройные машины, прессы для формирования носовой и пяточной частей обуви, для приклеивания подошвы приходилось механику, но и обучать сотрудников работе на них.

Вот поступил материал в раскройный цех, из него вырезают детали с использованием специальных резаков или пресса. Наладчик должен выставить на машине определенные режимы для обработки материала, а они зависят от его толщины и высоты рабочего резака. Для процесса изготовления стелек существует специализированный станок, на котором делают форму стельки с помощью прессования материала. А дальше – сшивание, склеивание и шлифовка.

– Когда я перешел в цех №21, который на двух потоках – клеевой и строчно-клеевой –  готовил детскую обувь, многое пришлось испытать при демонтаже полуавтоматической линии ПЛКО, а потом еще и устанавливать ее на новом месте. Часть оборудования ломалась при разборке, приходилось искать замену или самому вытачивать детали, а ведь линия подключалась под гидравлику. Поднимали ломами, выносили на себе, никаких тебе подъемников, – рассказывает Виктор Иванович.

Цех был экспериментальным, возглавляла его Зинаида Васильевна Горшкова, она полностью доверяла оборудование Виктору Никитину, который возглавлял бригаду слесарей-механиков из шести человек.

Шли годы, настала необходимость перевести цех на полное автоматическое обеспечение.

– Но линии пошли плохо, – вспоминает Виктор Иванович. – Ездил в командировку в Ворошиловград, на симпозиум в Ленинград. Многому научился. Линия заработала. Однако требовались детали, так как с линий ПЛКО серийно стали выходить кроссовки, а она была настроена на детскую обувь. Старались, переделали под свой процесс.

Руководство фабрики добилось прихода новых ПЛКО 2-0. Но все равно для слесарей-механиков проблем хватало: оборудование рассчитано на обувь взрослых размеров, а спрос шел на кимрскую детскую обувь. Поступили и новые ЗНК Ленинградского машиностроительного объединения «Вперед», предназначенные для обтяжки и клеевой затяжки носочно-пучковой части заготовки. В Кимрах стали выпускать обувь на микропористой подошве. Не обошлось без учебы. А в моду уже входили женские сапоги-чулки. Помогла Германия, один из заводов ФРГ выставил в Сокольниках свое оборудование линии DESMA, которую потом перевезли на Кимрскую обувную фабрику. Виктор Никитин с несколькими слесарями из бригады выезжал разбирать линию, а затем монтировали оборудование у себя на головном предприятии. Вскоре прибыла из ФРГ еще одна линия. Ее приспособили под выпуск кимрских кроссовок.

Труд Виктора Ивановича Никитина оценен по заслугам. Он – ветеран труда и ветеран производства, награжден медалью и почетной грамотой. Имеет многочисленные премиальные награждения за рацпредложения, освоение новой техники и реконструкцию цехов. В 1971 году В.И. Никитину вручили медаль «За трудовое отличие». В наградном листе указано: «за успешное выполнение задания восьмого пятилетнего плана». А в честь 100-летнего юбилея В.И. Ленина наградили памятной медалью.

О ЛИЧНОЙ  И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Кажется, насыщенная трудовая жизнь мало оставляет времени на личную, а тем более на общественную. Но только не для Виктора Никитина! В 1963-м он женился на работнице цеха, в котором трудился. Через год родилась дочь Людмила. На вопрос: «Трудно ли жить, работать и быть на виду друг у друга сутками?» – супруги улыбнулись: «А мы редко встречались на работе. У каждого свое место. Если один заходил к другому, то в этом была необходимость». Модельные образцы, которые выходили за порог экспериментального цеха, экспонировались на многочисленных советских и зарубежных выставках, а модельером большинства из них была Люся Буйдинова.

Виктор Никитин еще в первые годы работы на фабрике вступил в ряды КПСС, был секретарем комсомольской и партийной организаций цеха, членом парткома фирмы «Красная звезда». Его избирали в Кимрский горисполком. Он был постоянным членом призывной комиссии военкомата, а также членом городского народного контроля.

Виктор Иванович с благодарностью вспоминает трудовые годы, прошедшие на фабрике. Там кипела настоящая жизнь: люди работали на благо Родины, а им помогала фабрика. Предоставлялись путевки на отдых и в санаторий, организовывались экскурсии по городам большой страны. На стадионе в Кимрах играли в футбол, баскетбол, волейбол. Виктор Никитин с юных лет любит футбол, он выступал за фабричную команду, посещал интересные матчи. Когда увидел на нашем стадионе игру великого нападающего Эдуарда Стрельцова, стал фанатом этого вида спорта. Во время работы над этой статьей по телевидению транслировался футбольный матч между российской командой и командой Черногории. С какой радостью Виктор Иванович сообщил корреспонденту о победе наших!

–  А раньше любимой командой была «Торпедо», жаль, что сейчас она не в лиге, – сетует ветеран.

Никитины с теплом вспоминают фабричные дни. Но теперь уже больше радуются успехам семьи дочери, любят внучку Анечку. А еще у них есть маленький огородик, где летом выращивают овощи для них – самых близких и родных.

Оставьте комментарий