Сын не пропал без вести. Он геройски погиб!

sinВесть об этом мать нашего земляка сержанта Ивана Наколюшкина получила через четверть века после окончания войны. А сотрудники редакции «Кимры Сегодня» накануне Дня памяти и скорби в 2016 году узнали о том, что в школе №9 города Нижнекамска Республики Татарстан вот уже более 40 лет существует музей боевой славы Героя Советского Союза Никиты Кайманова. Руководитель музея Альфия Михайлова прислала в редакцию статью о том, что среди материалов нижнекамского музея есть информация о судьбе кимряка. Ниже мы публикуем этот рассказ.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА

Все эти годы юные следопыты собирают материалы о прославленном земляке и его однополчанах, первыми принявших бой на северных рубежах нашей Родины. Кайманов – первый пограничник, удостоенный высокого звания Героя за 19-суточную оборону участка границы в Карелии.

После выхода в запас полковник Кайманов посетил места первых приграничных боев, встретился с молодыми пограничниками, рассказал о подвигах воинов в зеленых фуражках в годы войны, передал им свой богатый тридцатилетний опыт.

Для задуманного им музея истории воинской части Никита Фадеевич отправился в Центральный пограничный архив. В нем он обнаружил письмо 1942 года от Аграфены Васильевны Наколюшкиной: она обращалась к командованию пограничного отряда с просьбой сообщить о судьбе сына Ивана. Ответ пришел скоро: пропал без вести.

Кайманов, прекрасно знавший Ивана Наколюшкина и его судьбу, решил восстановить несправедливость и начал поиски родных однополчанина. Вскоре в московскую квартиру фронтовика пришло письмо Виктора Абрамова, племянника Ивана Алексеевича. Он рассказал о короткой довоенной жизни своего дяди.

Родился Иван в 1918 году в городе Кимры, в семье сапожника Алексея Наколюшкина. Когда умер отец, ему было всего три года. Трудно пришлось семье, в которой было 12 детей. Но мать постаралась дать младшенькому сыночку образование. Иван получил профессию токаря и работал до войны на заводе. В 1938 г. был призван в пограничные войска.

О том, как служил, воевал во время «зимней войны», в начале Великой Отечественной, лучше всего расскажет письмо Кайманова.

«…В 1940 г. я первый раз увидел пограничника Наколюшкина И.А. В то время оформлялась командировка десяти пограничникам для поездки в Москву, в Кремль за получением правительственных наград – орденов  и медалей за геройские подвиги во время финской войны.

Все это были молодые, симпатичные люди, но пограничник Наколюшкин выделялся из всех. Он был выше среднего роста, широкоплечий, с чистым, румяным, как у ребенка, открытым лицом и выглядел моложе всех. Но награду он получил выше других: орден Красного Знамени. Этим боевым орденом награждали лишь особо отличившихся в боях.

Когда я спросил его, за какой подвиг он награжден, Наколюшкин так смутился, разрумянился – понял, что он очень скромный парень и ничего мне сейчас не расскажет. Но другие пограничники удивились, что я не знаю Наколюшкина, ведь это герой-разведчик, охотник за «языками».

Второй раз я встретился с Иваном Наколюшкиным в начале мая 1941г. Он служил на 1-й пограничной заставе. Я по долгу службы проверял эту заставу по всем видам подготовки и жил на заставе 10 дней. Здесь я ближе узнал Наколюшкина, он был в то время ефрейтор, наводчик ручного пулемета. Но оставался все таким же скромным, отличался трудолюбием, был дисциплинирован, аккуратен, отличник по всем видам подготовки, мастерски владел пулеметом и винтовкой. Он был хороший лыжник, по лыжам имел 1-й спортивный разряд.

Ефрейтор Наколюшкин пользовался большим авторитетом у командования заставы и у всех пограничников. Надо заметить, что авторитет у командиров завоевать легче, чем у своих товарищей-пограничников. Он был отличником, знал в совершенстве службу и участок заставы (а участок – это огромный район лесистой местности, с большим количеством болот и озер). Все пограничники считали за честь пойти в наряд с Наколюшкиным, он всегда ходил старшим пограничного наряда.

Там были все пограничники хорошие, но ефрейтор Наколюшкин лучший из лучших. Он служил уже третий год, участник войны, награжден орденом, но у него не был признаков того, чтобы отличать себя перед другими, он всегда учил, помогал молодым пограничникам в освоении оружия и пограничной службы, за это его все уважали.

Часто имя ефрейтора Наколюшкина И.А. упоминалось в приказах по части. Он имел много благодарностей и других поощрений от командования.

Когда началась война, в части шла слава о подвигах ефрейтора Ивана Наколюшкина. Он из своего пулемета много истребил врагов, причем сам оставался невредимым.

На войне очень легко и просто геройски умереть – быть убитым. Но очень трудно убивать врагов, а самому остаться невредимым. Для этого надо обладать большой выдержкой, спокойствием, в совершенстве владеть оружием и уметь использовать местность.

Вскоре ему было присвоено звание сержанта, и он был назначен командиром отделения.

В начале сентября я принял командование частью. Когда я был на участке обороны 1-й погранзаставы, мне один пограничник «по секрету» сообщил, что их командир отделения сержант Наколюшкин ранен в ногу, но об этом скрывает, опасается, отправят в госпиталь и он не вернется в свою часть. А это было действительно так, из госпиталей редко кто возвращался в свою часть, а для каждого своя часть была вторым родным домом.

Я нашел сержанта Наколюшкина, он прихрамывал, хотя и старался это скрыть. Ранение было легкое, в ступню, но эта часть ноги имеет большую нагрузку. Рана была загрязнена и начала нарывать. Я отправил его в лазарет части, где он был дней 10 и снова вернулся в свое отделение.

Нужно отметить, что к тому времени люди были измотаны непрерывными боями, недоеданием, без сна и отдыха. Но сержант Наколюшкин выглядел свежим и румяным. Он был крепкий и выносливый, умел переносить трудности войны. У него и отделение выглядело лучше всех. Он был очень внимателен к подчиненным и заботлив. Умел в трудных условиях организовать отдых людей.

В конце сентября мы получили приказ выделить лучших, опытных пограничников и сержантов и отправить в разведподразделение армии. Армией командовал генерал К.А. Мерецков,  в будущем маршал Советского Союза. Штаб выполнил приказ, отобрал и отправил. Когда я подписывал приказ об исключении их из нашей части, сердце сжималось, жалко было отдавать. Это были действительно лучшие пограничники и сержанты, многие награждены орденами и медалями. Среди них был сержант Наколюшкин. Его бы я не отдал, заменил, но было уже поздно. А потом приказ был отобрать лучших, и там тоже надо воевать.

А к тому времени у нас в части не так много было пограничников, которые начали войну на границе. Многие были безвозвратно потеряны.

Я не знал судьбы отдельных пограничников нашей части, убывших в разведотделение армии, но в целом об этом подразделении слышал много хорошего. Оно выполняло труднейшие задачи от штаба армии в борьбе с противником.

В конце декабря 1941г. в нашу часть после ранения вернулся из госпиталя пограничник Масорин. Он мне рассказал, что в начале декабря их подразделение было послано в тылы противника «за языками», где пришлось вступить в бой с крупной частью противника. В этом бою был убит сержант И.А. Наколюшкин и еще несколько человек. В этом бою противник понес большие потери, сержант Наколюшкин дорого отдал свою жизнь, его отделение особо отличилось.

В начале января 1942 г. на участке обороны нашей части, в лесной избушке я встретил армейских разведчиков. Среди них было несколько человек из нашей части, в том числе ефрейтор Иванов. Он был пулеметчиком в отделении сержанта И.А. Наколюшкина. Он мне и рассказал, когда был этот бой – 8 декабря 1941 г. Когда я вернулся в штаб, это было записано в алфавитной книге боевых потерь. Хотя сержант Наколюшкин был уже не в нашей части, но мы считали своим.

Сейчас в отрядах и на заставах создаются комнаты славы. Я пообещал помочь, разыскать, восстановить имена героев-пограничников времен начала войны. Написал много писем родным. Но мало осталось в живых. Очевидно, самые счастливые увидели день победы, в том числе и я.

Имя Ивана Алексеевича Наколюшкина должно быть известно молодым, современным и будущим, как героя Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красного Знамени. Получил он их в самый трудный период войны.

Имя его и дела должны быть известны всем землякам».

Примечательна и дата письма – 22 февраля 1966г. Через 1 год после окончания войны Кайманов нашел время, чтобы сообщить 82-летней женщине о героической судьбе сына; нашел слова, которые так долго ждала мать!

Нижнекамские школьники в ходе долгого поиска нашли фотографию Ивана Наколюшкина и заметку о нем в отрядной газете «Пограничник». Сегодня эти документы экспонируются в музее Кайманова школы №9.

Годы спустя Герой Советского Союза Н.Ф. Кайманов писал: «Воспоминания о службе живы лучше, чем вчерашний день. Особенно запомнились события и люди первых дней войны, когда мы входили в войну, стремились рассмотреть ее облик, понять. Да и люди тех дней были золотые, убежденные, чувствовали ответственность за судьбу Родины».

РЕДАКЦИОННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

О судьбе нашего земляка Ивана Алексеевича Наколюшкина, 1918 года рождения, в Кимрах знают. Впервые письмо его матери и биографические данные сержанта-пограничника были опубликованы в 1990 годы в брошюре «Память» – коллективная летопись об участии в Великой Отечественной войне работников производственного объединения «Прогресс». А вот о последних днях жизни его брата до сих пор неизвестно. От второго брака у Аграфены Васильевны было три сына, двое из них воевали. Младший брат Ивана – Алексей Алексеевич Наколюшкин родился в 1921 году, проживал в
г. Кимры по адресу: ул. Коммунистическая, дом 42. О нем известно, что 10 августа 1943 года он был ранен. Данные о воинском звании на момент ранения разнятся, а местом службы указан 93-й стрелковый полк 29-й Гвардейской стрелковой дивизии. Но на запрос, поданный в 1966 году, пришел ответ, что в ноябре 1943 года А.А. Наколюшкин пропал без вести.

Возможно, рассказ о судьбе наших земляков поможет родственникам героев восстановить истории судеб своих родных – фамилия Наколюшкины достаточно распространена в Кимрах. А пока живет память людская – «Никто не забыт, ничто не забыто».

Редакция, наряду с Альфией Ахмадулловной Михайловной, благодарит за помощь в подготовке статьи Владимира Петровича Покудина, директора Кимрского краеведческого музея.

Подготовил Дмитрий СТУПИН, фото из архива музея боевой славы Героя Советского Союза Никиты Кайманова, г. Нижнекамск

Оставьте комментарий