Такое не забудется

Весь мир с тревогой следит за ситуацией в Японии, на атомной электростанции «Фукусима-1». На днях ей присвоен седьмой уровень опасности, как четверть века назад в Чернобыле. Трагедия на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года. Вернёмся в прошлое.

Но прежде попробуем понять, чем отличается чернобыльская катастрофа от японской? Этот вопрос мы адресовали руководителю Кимрской районной общественной организации «Союз Чернобыля» Игорю Курганову.

– На «Фукусиме» произошла авария, у нас же была техногенная катастрофа, – ответил Игорь Николаевич. – При чернобыльском взрыве основная часть радиоактивных элементов разметалась по территории в 150 тысяч квадратных метров. Взрыв был такой силы, что 250-тонная крышка реактора взлетела высоко в воздух. Выброс радиоактивных элементов был сопоставим с выбросом от пятисот  атомных бомб, сброшенных в 1945-м на Хиросиму. На «Фукусиме» такого количества радиоактивных веществ в воздух не попало. Ведь там был не атомный, а тепловой взрыв, в результате чего в атмосферу выброшены легкие частицы радиоактивного йода и цезия. Эти элементы имеют период полураспада 1-2 недели. Однако в момент аварии произошла утечка заражённой воды в акваторию мирового океана, что само по себе очень плохо.

ГОРЬКО ВСПОМИНАТЬ

Чернобыль – маленький городок на севере Украины, в 15 километрах от белорусской границы. 26 апреля, в 1 час 23 минуты, на Чернобыльской АЭС начался эксперимент с целью протестировать системы охлаждения реактора, работавшего на полную мощность. Эксперимент не удался – произошёл взрыв. А незащищённый реактор не имел оболочки…

Почти десять дней большинство людей в CCCР ничего не знали о трагедии. Скрывая правду, руководство страны слишком поздно  (только через 76 часов!) начало эвакуацию жителей из районов, близких к АЭС. Им никто не объяснял, что надо делать, чтобы уменьшить риск заражения. Многие помнят, как по телевидению транслировали сюжеты о проведении первомайских праздников, о демонстрациях и народных гуляниях в населённых пунктах рядом с Чернобылем. Все данные относительно уровня радиоактивности и масштабов заражения территорий держались в тайне.

Как сообщают СМИ, даже по самым консервативным подсчётам, около 4 тысяч человек преждевременно умерли от радиации вдобавок к тем десяткам, кто скончался сразу после происшествия. Но размах трагедии заключается не в цифрах, а в судьбах конкретных людей. Около 600 тысяч человек участвовали в мероприятиях по смягчению последствий в первые дни и месяцы после катастрофы. Ликвидаторы тушили пожары и выполняли работы по расчистке завалов на четвёртом реакторном блоке, в зоне непосредственного расплава радиоактивных веществ. Они строили и возводили саркофаг, получая чудовищные дозы облучения.

Сейчас политики и эксперты называют грубейшей ошибкой то, что на место катастрофы вместо небольших подготовленных групп специалистов направили 40 тысяч солдат, в основном, двадцатилетних юношей. Одним из них был Игорь Рогозин, ныне живущий в Малом Василёве. Вот что он рассказал:

– Мне в 1986 году было 19 лет. Я проходил срочную службу в Таманской гвардейской дивизии, был сержантом, командиром отделения землеройных и дорожных машин. 27 апреля, ничего не объясняя, нас вывезли в Тамбов, где стоял готовый к отправке эшелон с техникой. Два вагона отвели для солдат. Собрали, в основном, трактористов, экскаваторщиков, бульдозеристов. Меня назначили инструктором.

Нам не было страшно, мы ничего не знали. Но даже если бы нам сказали, мы всё равно не осознали бы полного масштаба катастрофы. Для нас был разбит лагерь на одной из станций за 30 километров от Чернобыля. Отсюда мы каждый день ездили на строительство канала. Нарушая правила, нас часто оставляли работать ночью. Мы строили ещё и огромный бассейн, в который затем осуществлялся сброс воды от тушения пожара. Круглые сутки мы видели вокруг огромные красные леса.

Только через несколько дней стало понятно, что мы – подопытные, ведь о дозах облучения нам не говорили. На поясах у нас висели выданные дозиметры, но цифры на них не обозначались. Когда возвращались в лагерь, с нас их снимали и на каком-то приборе считывали данные, вели запись. По возвращении домой нам всем поставили 25 рентген.

Вернувшись из Чернобыля, я долго не решался создать семью, знал, что получил облучение, и не хотел подвергать опасности близких. Но к 31 году немного успокоился, потом женился. Сейчас у меня трое детей. Самой маленькой дочери три годика. Моя семья из пяти человек живёт в однокомнатной квартире. С 2000 года стою в очереди на расширение жилплощади.

НАШИ ГЕРОИ

По данным за 2010 год в Кимрской районной общественной организации «Союз Чернобыля» состоят на учёте 282 человека, 14 из них – инвалиды.

Через Кимрский военкомат в период катастрофы были призваны на ликвидацию аварии 62 человека, 30 из которых не дожили до 50-летнего возраста.

В организации состоят не только чернобыльцы, но и четверо ветеранов подразделений особого риска, участвовавшие в испытаниях ядерного оружия. Ликвидаторов последствий катастрофы – 69 человек. Остальные – переселенцы из загрязнённых радиацией районов и дети, родившиеся после облучения родителей. В эту группу входят 195 человек.

Большинство ликвидаторов награждено правительственными наградами.

В канун годовщины чернобыльской трагедии в Кимрах запланировано большое количество мероприятий. Так, 25 апреля будет проведён День памяти, 26 апреля состоится панихида в Преображенском соборе, на этот же день запланирована поездка в Тверь, к памятнику погибшим чернобыльским ликвидаторам.

А мы вспоминаем о тех трагических днях и обращаемся со словами благодарности ко всем, кто спас мир от ядерной катастрофы.

Людмила САЛЕЕВА

Оставьте комментарий