Три сына – на алтарь победы

znak-PomnuМы живем, сознавая, сколько дано нам прав: право на любовь и дружбу, право на счастье и труд… Но у нас нет права на забвение тех, кто в годы защиты Отечества от иноземных захватчиков положил свои жизни на алтарь Победы.

А СУДЬБА У НИХ ОДНА

В крестьянской семье Русиных из села Афонино Ново-Ивановского с/с Горицкого района было четверо детей: дочь Александра (1909) и три сына – Иван (1911), Михаил (1914) и Николай (1915). Как и многим крестьянам, трудно жилось Русиным в годы революции и первые годы становления Советского государства, ведь главный кормилец – глава семьи участвовал в Гражданской войне.

Старшая Шура после окончания первого класса Новоивановской школы пошла работать по найму в семью учителя. Стирала, убирала, помогала по хозяйству, нянчилась с детьми. Затем уехала в поселок Озерки, на станцию Редкино, устроилась на работу в пожарную часть. Работала всю войну.

Иван окончил четыре класса этой же школы, выучился плотницкому ремеслу, работал по найму. Был призван на службу в Красную армию. Вернувшись через три года, познакомился с девушкой Клавой из села Тешелово. Недолго бегал Иван на свидания, все-таки 10 километров – расстояние большое, а работать приходилось от зари и до зари. Женился. На свет появились три дочери.

Михаил тоже окончил четырехлетку, поехал в Горицы учиться дальше. Через три года вернулся в Афонино, работал делопроизводителем Ново-Ивановского сельсовета. Отслужил три года в армии, вступил в ряды КПСС и после учебы в Калинине стал политруком. Посвятил себя служению Отечеству.

Николай после начальной школы работал в совхозе. Встречался с девушкой Александрой. Призвали в армию. В первый год службы узнал, что у него родился сын Николай. Отслужив, вернулся в родные края, зарегистрировал брак. В 1938 году родилась дочь Римма, а в 1940-м – Раиса. Домашнее хозяйство вела супруга, а он работал в Ново-Ивановске заведующим магазином.

ОНИ НЕ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ

Беды начались с Гражданской войны. Тогда Русиных постигло первое несчастье: в бою погиб отец Иван, а в 1934 году после тяжелой болезни скончалась мать Анна.

Началась Великая Отечественная. На фронт троих братьев призвали летом 41-го, и все они не вернулись с войны. В доме родителей на 20 квадратных метрах остались жить две осиротевших семьи – Ивана и Николая.

ОДНА ОБЩАЯ – 49-я АРМИЯ

tri2Рядовой стрелок Иван Русин был направлен в 954-й стрелковый полк 194-й стрелковой дивизии 49-й армии Западного фронта. Сформирована она была 7 августа 1941 г. на основании директивы Ставки ВГК в составе Резервного фронта. В боевые действия вступила в Центральной части России.

После передачи полосы обороны войскам 32-й армии войска 49-й были перегруппированы в район Калуги для участия в Можайско-Малоярославецкой оборонительной операции. 9 июля 1941 г. по приказу наркома обороны полк, в котором служил Иван Русин, принял участие в боевых действиях под Смоленском. Затем во втором эшелоне занял оборону на восточном берегу Днепра, в 35-40 километрах западнее Вязьмы. В ходе ожесточенных боев с 14 по 20 ноября соединения и части армии нанесли поражение 13-му армейскому корпусу немцев и в начале декабря остановили наступление врага на рубеже западнее Серпухова – Суходола.

Воинским соединениям 49-й армии, оборонявшим город Серпухов и преграждавшим врагу путь к столице с юга, приходилось отбивать многочисленные атаки и под огнем вести перегруппировку войск. В ходе Ржевско-Вяземской стратегической операции с 8 января по 20 апреля 1942 г. они освободили г. Юхнов и вышли на рубеж рек Угра и Ресса. В результате прорыва фашистских войск на ряде направлений в тяжелом бою 14 апреля 1942 года погиб Иван Иванович Русин. Он похоронен в братской могиле деревни Русиново Юхновского района Смоленской области.

tri3Николай Русин – сапер 696-го отдельного саперного батальона 49-й армии – в боях начал участвовать на Брянском фронте. Зимой-весной 1942 года немецкие оккупанты значительно активизировались на ряде участков Тульского направления, ими были предприняты попытки контратаковать наши части, перейти в наступление. Часть Белевского, Арсеньевского и Чернского районов находилась в прифронтовой зоне, подвергалась обстрелам и бомбардировкам. Над нашими войсками висела угроза прорыва линии фронта, поэтому десятки противотанковых рвов опоясали тульские рубежи и были построены сотни километров огневых сооружений.

В ночь с 13 на 14 февраля 1942 года саперному взводу была поставлена задача вытащить с поля боя и переправить в тыл через реку Зушь наши танки, подбитые врагом. В этой операции активные действия предпринял рядовой красноармеец Николай Русин. Он подобрался к танку, накинул на него трос и под огнем противника вытянул его. А уже через два дня Русин при взятии высоты 196.1 под ураганным огнем противника подполз к проволочному ограждению, подложил заряды и подорвал его. При выполнении этого задания получил ранение в ногу, но продолжил дело и подорвал заграждение еще в нескольких местах, открыв тем самым путь наступающим частям Красной армии. С поля боя его вывел приказ командира отделения. Николая Русина отправили в госпиталь. 24 февраля 1942 года Николай Иванович скончался в госпитале. Приказом от 18.07.42 его представили к награде – ордену Красной звезды. Похоронен Николай Иванович Русин в братской могиле в селе Тургенево Чернского района Тульской области.

tri1Офицер Михаил Русин вступил в боевые действия 27 июня 1941 года, зачислен был в 112-й стрелковый полк 49-й армии. Через несколько дней вместе с группой сослуживцев попал в окружение. 15 суток бойцы сидели в болотах, не все, но некоторые смогли вырваться. В одном из писем 27.09.1942 своей сестре Александре, когда форсировали Днепр, Михаил писал: «Я не уверен, что останусь в живых, но я, как коммунист, за дело Родины не должен считаться со своей жизнью, возможно, придется умереть, как легли мои 2 родных брата…» 1 сентября 1943 года Михаил Иванович Русин был ранен и эвакуирован в тыл. Больше известий от него не поступало, поиски ни к чему не привели. Что с ним стало? Никто не знает.

Война закончилась. Победу в Афонино отбивали по висячим рельсам. Кто-то из жителей торжествовал, кто-то плакал. Русины Победу принимали сквозь горькие слезы. Родители, растив сыновей, не догадывались, какая судьба тех ожидает. Им, не оплакавшим Ивана, Николая и Михаила, суждено было рано уйти из жизни. Тосковали и жалели братьев сестра, жены и дети. Сестра Александра после войны поехала по комсомольскому призыву восстанавливать Львов. И навсегда осталась там. Шестеро детей погибших Русиных долго жили в Афонине, окончили там школу. Повзрослев, разъехались по Калининской области, трудились в селах. Раиса, дочь Николая, прожила девять лет в Львове с одинокой тетей и вернулась на свою малую родину. В настоящее время внуки, правнуки и праправнуки живут в Кимрском районе – селах Максимцево и Русилово, а также в Дубне, Кимрах, Твери. Все работают, учатся и интересуются военными архивами, выявляют боевые пути своих самых близких и родных людей.

2 комментария к “Три сына – на алтарь победы”

  1. Спасибо про статью о моих прадедах!

  2. Андрей, добрый день. У меня есть мемориальная плита с Ф. И. О. Николая Русина из Тургенево, Тульской области. Если Вы не были на могиле и есть желание увидеть фото мемориальной плиты, то пишите popovv.a.1976@mail.ru

    А также могут писать все те, кого интересуют люди увековеченные на мемориальных плитах в Туле и Тульской области.

Оставьте комментарий