У начала есть продолжение

u-nach2Дальнейший рассказ Владимира Николаевича Щепетова касался уже мирной жизни его семьи, что тоже заслуживает внимания. «Моя семья отработала на Кимрской обувной фабрике «Красная Звезда» почти 57 лет, – сказал Владимир Николаевич. – Несколько лет на ней работали отец и я, а моя мама и жена служили этому обувному производству до выхода на пенсию».

КТО ОНА?

Шавырину Веру Николаевну война застала в Калязине. Родилась она в Москве в 1920 году, родители перебрались в этот городок, когда она была еще подростком. После окончания семилетки, в 1937-м, пошла работать в Калязинское отделение Кимрторга ученицей счетовода. В 1938-м ее перевели счетоводом по качеству. В 1939-м за участие в переписи населения получила благодарность от Совета народных комиссаров СССР. В мае 1941 года Веру Шавырину назначили на должность бухгалтера-калькулятора.

Началась война, почти каждую советскую семью беда застала врасплох. Первые боевые сводки сообщали о захватах фашистами советских городов и населенных пунктов, в тыл летели многочисленные похоронки. А девчата-комсомолки собирали посылки с одеждой, гостинцами, вкладывали в них письма поддержки бойцам и отправляли на фронт. Одно из писем оказалось в руках Николая Щепетова. Бойца обрадовала близость расстояния между Кимрами и Калязином, он думал о возвращении. Завязалась переписка.

Вера Шавырина в первый год войны вместе с другими жителями Калязина рыла окопы и противотанковые рвы. Вроде бы фашисты далеко были от города, но стремительно шли к Москве. Осенью 1941-го, когда женщины с наступлением холодов копали картошку, в небе над ними кружили немецкие самолеты. Недолго запугивали. Однажды с тремя машинами люфтваффе в бой вступил наш «ястребок». Все, кто наблюдал за молниеносной схваткой, лежали на земле, изредка поднимая голову вверх. Советский летчик успел подбить один фашистский самолет, когда его самолет тоже загорелся. Женщины с земли вдруг увидели спускающийся парашют. Побежали, а пилот был мертв. Тогда все бросились на поиски немецких летчиков с подбитого самолета. Женщины бы насмерть растерзали фашистов, но подоспела милиция.

Калязин, случалось, бомбили, некоторые бомбы не взрывались. Солдаты находили их, отвозили в безлюдное место, уничтожали. Однажды в одной из бомб была найдена записка: «Мы тоже хотим жить. РОТ-ФРОНТ».

А Николай Щепетов перед выпиской написал Вере Шавыриной письмо, в котором рассказал о том, что остался без ноги, что демобилизован и возвращается домой.

И ни слова о представлениях к наградам, а их у него много! Ордена и медали нашли своего героя уже в Кимрах. Орден Славы III степени (1945 г.), Орден Отечественной войны I степени (1946 г.), медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», медаль Жукова и много других. «Победа дорого досталась,/ Погибло много, но не зря./ Живем мы в мире и свободно,/Что забывать никак нельзя» (Владимир Щепетов).

u-nach1
Фото из семейного архива

ЛЮБОВЬ ТРУДНОСТЕЙ НЕ ЗНАЕТ

Николай Щепетов вернулся в родительский дом в январе 1944 года. Написал письмо из Башарина в Калязин. Вера узнала его адрес и вскоре приехала в гости. Николай очень волновался. Что будет, когда она увидит его – инвалида на костылях? Волнения были напрасными, на встрече это никак не отразилось. Через некоторое время молодые зарегистрировали брак и жили в Кимрах, Николай устроился работать на МТС (Сельхозтехника) слесарем. Затем шесть лет, с 1956 по 1962 год, работал на обувной фабрике «Красная звезда», в «коробочном цехе». Картон и скрепки привозили на лошадях с фабрики, а Щепетов обслуживал крепежные станки. В семье родились близнецы – Володя и Галинка. Девочка умерла от воспаления легких, когда ей не было двух лет. Вера Щепетова устроилась на фабрику в 1947 году бухгалтером-счетоводом, а с 1959-го до выхода на пенсию работала в главной бухгалтерии. Работа была сложной и ответственной, часто брала домой документы, по ночам все пересчитывала на счетах.

Жили в доме на улице Шевченко вместе с Марковыми, в одной комнате – две семьи. Через пять лет разъехались, Николай Щепетов как инвалид войны получил квартиру в доме 16 по улице Урицкого, напротив хранилища льда для Пивзавода. В комнате было очень сыро. Сын Владимир учился сначала в СШ №4 (четыре класса).

– Учительница у нас была от Бога – Клавдия Ивановна Галахова, имела награду – орден Ленина, – с уважением вспоминает Владимир Николаевич.

Семилетку он окончил в СШ №13. Семья жила уже на Урицкого, 23. Вера Николаевна продолжала трудиться на фабрике, а Николай Иванович, влюбленный в автомобиль, перешел работать в автотранспортное предприятие. В марте 1955 года он по комсомольской путевке выезжал работать на Целину.

– Очень ответственный и трудолюбивый был человек, – вспоминает об отце сын Владимир, – ему никогда ни в какой работе не мешал протез. По крайне мере, мы от него жалоб не слышали.

Вера Николаевна Щепетова награждена медалью «За доблестный труд», она ветеран труда, ударник коммунистического труда, получила много грамот и благодарностей.

«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» – МАЯК ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В городе обувная фабрика была самым желанным местом работы для многих жителей. Владимир Щепетов, долго не раздумывая, по следам родителей пошел на «Красную звезду» учеником в цех №6 – «допельный». Со временем получил второй разряд пошивщика.

– Девушки в нашем цехе на прессе приклеивали подошву и каблуки, а мы с другом Женей Гореловым вручную прибивали три контрольных гвоздя. Автомат был, но он часто ломал гвозди, получался брак. Обувь шили детскую, использовали только натуральную кожу, – рассказывает он. – В цех часто на экскурсию приходили школьники, смотрели, как работаем. Сначала нам было неловко, потом привыкли. Мы и сами многому научились на своем отделочном потоке, при необходимости могли заменить любого, кроме работника ОТК. Мы с Женей гордились тем, что нам в торжественной обстановке вручили удостоверения «Ударник коммунистического труда».

Владимир проработал на фабрике два года, затем вместе с другом уехал в Кронштадт, поступили в мореходное училище. Щепетов учился на судового электрика, а Евгений – на машиниста котельной. По окончании учебы Владимир служил в Таллинне, в войсковой части, на спасательном морском буксире, работал и на плавучем кране. В 1965 году вернулся в Кимры, устроился на Кимрский молокозавод электриком. В 1966-м перешел на «Красную звезду», в свой цех №6, тоже электриком. Через два года уехал в Архангельск. Вернулся в Кимры с женой. Валентину Щепетову приняли на фабрику пошивщицей, работала с 1984 по 2004 год. Ей присвоено звание «Лучший рабочий по профессии», вручались почетные грамоты и благодарности.

– Я вышел на пенсию в 2005 году из в/ч 96515, работал там начальником отдела охраны, – рассказывает Владимир Николаевич. – К сожалению, уже нет в живых ни отца, ни матери, ни жены. А мы жили дружно, и нам всегда было что вспомнить.

Оставьте комментарий