Успеть бы сказать

27 марта – Всемирный день театра! В Кимрском государственном театре драмы и комедии – очередная премьера!

«… Я хотела, чтобы ты захотел навсегда мою душу обнять». Катя Гордон

Режиссером-постановщиком спектакля выступил актер театра Владимир Ведерников. Пьесу «Любишь не любишь?», написанную в 1991 году башкирским драматургом Флоридом Буляковым, кто-то относит к драме, кто-то – к трагикомедии, а кимрский постановщик назвал притчей.

Это пьеса о любви, не той, что кружит в водовороте счастья и радости, когда человек молод, а многолетней, опытной и сильной. Так уж устроена наша жизнь – начинается она в одни времена, а заканчивается в другие.

В прошлом веке не одобрялись поцелуи бабушек-дедушек, мам-пап на глазах детей, сегодня сплошь и рядом.  В ходу была тайна любви. Как же быть теперь тем, кто даже от себя долгие годы скрывал свои чувства? Ответ на этот вопрос в иносказательной форме, заключающей в себе премудрость, дает притча «Любишь не любишь».

В ЧЕМ СУТЬ

Смерть приходит к старику Григорию Работаю (арт. Владимир Бутаков) в страшном сне. Девушка с косой (арт. Виктория Минаева) дает ему шанс продлить жизнь, если он в течение трех часов совершит богоугодное, святое дело, которое не исполнил при жизни. Обрадованный и испуганный старик просит Старую (арт. Светлана Мокиенко) помочь придумать «дело». Оказывается, его не только трудно совершить, но трудно понять, чего он не успел богоугодного сделать при жизни. Старик все первое действие сокрушается: «Как смог прожить жизнь с той, которая такого пустяка придумать не может?!» А время бежит, Девушка с косой всегда перед глазами.

Пока Старик и Старуха определяют, какие они – эти святые дела, в их памяти всплывают сцены из молодости. Вот первая брачная ночь, Васена молодая (арт. Надежда Азовскова) нерешительно просит молодого мужа – Григория Работая молодого (арт. Николай Снегирев) сказать ей слова любви. Вот сцена, когда из-за непосильной работы Васена теряет ребенка. Актеры, прекрасно отыгрывая сцены ревности и взаимных упреков, доходят до угрозы: «Уйду от тебя». С каждым разом действия прошлого становятся все тяжелее, и начавшаяся как комедия пьеса превращается в трагедию.

Кульминация – рвущая душу сцена: Васена в отчаянии – потеряла очередного ребенка, а за такую несправедливость и жестокость бросает упреки небу, ведь она столько за свою жизнь вынесла! И ей есть за что обижаться. Было дело, когда Григорий приходил домой поздно вечером в разных носках – один из них женский. Объяснение «увидел на заборе, взял и надел» больно ударило по самолюбию Васены… А пьянство? Работали вместе, трудодни зарабатывали вдвоем, а он пропивал и говорил: «Пью на свое». Она же, как настоящая русская женщина, всю свою жизнь смиренно и преданно ждет от мужа заветного слова. Это уже в последние денечки Васена скажет ему: «Женщине мало надо: чтобы прижал к себе и сказал «Люблю». Тогда-то Григорий вспомнит, что жену зовут Василиса. А были ли у нее страдания, даже и не задумывался – времени на такую ерунду не было, весь в работе. Хотя по-своему, конечно, любил.

КОМУ ИЗ НИХ ПОВЕЗЛО

Драматизм состоит в том, что только на краю жизни Работай замечает родинку на лице жены, перестает ее называть «старая» и главное, успевает сказать Василисе долгожданные слова «прости», «люблю». Вот и поучение притчи: самое святое, самое богоугодное дело в нашей жизни – это Любовь.

А В ТЕАТРЕ

Воспоминания о молодых годах героев «вклиниваются» по ходу действия в их современную жизнь. Художник-постановщик Галина Хлебородова создала оригинальный сценический дизайн, который помог актерам раскрыть образы своих героев и подчеркнуть разные времена. Внимание зрителей привлекают огромные часы в центре сцены, а начало всему – тишина, символ остановки времени, человек живет, редко задумываясь о том, сколько прожил, сколько осталось, когда конец?

Кимрский театр пользуется большой популярностью у горожан и жителей Подмосковья. На премьерном спектакле «Любишь не любишь», как всегда, не было свободных мест. Очередное обращение к современной драматургии – это еще один большой шаг для театра. Жить надо жизнью! Выбор постановщика Владимира Ведерникова удачный, при поддержке главного режиссера и всего коллектива спектакль получился. Прекрасно играли не только главные исполнители, но и арт. Владимир Калашников (старик Матай) и арт. Михаил Серов (молодой Матай). По ходу спектакля сложилось впечатление цельности, как будто между всеми героями на сцене искренние и очень близкие отношения. Понравилась игра и Девушки с косой, зал весело аплодировал арт. Виктории Минаевой.

Все актеры, режиссер-постановщик и те, кто работал за сценой, были удостоены заслуженных аплодисментов. Зрители разных поколений выходили из стен театра в приподнятом настроении – увидели спектакль о жизни. Да, было все: и смех, и слезы… и любовь! Действительно, спектакль получился добрым, искренним и трогательным до слез.

Оставьте комментарий