Возродившись из пепла, стоят дома с именами людей - Кимры Сегодня
Возродившись из пепла, стоят дома с именами людей

Возродившись из пепла, стоят дома с именами людей

При грантовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям редакция «Кимры Сегодня» реализует в 2018 году культурно-исторический проект «От Зажигинской до Звиргздыня». За основу взята серия статей «Диалог прошлого с настоящим», «Кимры Сегодня» 2007 г., автор Г.И. Крюкова (1949-2017).

К середине XIX века Кимры представляли собой большое торговое село, стоявшее в ряду таких знаменитых в России сел, как Лысково, Павлово, Покровское, «а далее, пожалуй, и считать нечего», – замечает в своей книге «Село Кимры и его обитатели» Алексей Степанович Столяров.

А к концу XIX столетия Кимры на деловой карте России значатся уже как центр сбыта обуви, как центр снабжения сырьем, как диктатор моды. К Кимрам тянутся подъездные пути. Такого их числа не проложено ни к уездной Корчеве (Кимры территориально входят в Корчевской уезд), ни к Твери.

Ну а по количеству каменных зданий и численности населения Кимры далеко превосходили многие уездные города России. Так, в 1863 году в уездной Корчеве, городе, проживало 3317 душ обоего пола. В городе Мышкин, сегодня известном туристическом центре – 2338, в селе же Кимры на это же время – 3011 жителей. И «наружность села красива и привлекательна, чистые строения служат лучшим ручательством за благосостояние жителей», – характеризуют Кимры авторы книги «Волга от Твери до Астрахани», изданной в 1862 году.

А вот свидетельствует французский писатель Теофиль Готье, имевший возможность в эти же годы лицезреть Кимры:

«Однако в Кимрах, – пишет он, – меня удивил праздничный вид городка…Три девушки в маленьких андалузских шапочках, в зуавских куртках и вздутых кринолинах были поистине прелестны…Они пересмеивались друг с другом и, казалось, с презрением относились к роскошным сапожкам, которые носили другие жители, мужчины и женщины. Кимры известны своими сапогами, как Ронда – гетрами».

В 1891 году в Кимрах числится 5083 человека. Увеличение на 86,5 процента. Пройдет 20 лет, и в селе будет насчитываться 14 тысяч проживающих.

Словом, странное это было село, которое не только по внешнему виду, но и по характеру самодеятельного населения, и по выполняемым им функциям складывалось как населенный пункт городского типа и уже в конце XIX века считалось «примером случайности юридического деления населенных мест России на городские и сельские» (П. Струве).

Памятник Александру II открыт в 1912 году

На центральной улице возвышались каменные здания и гостиный двор. «Люди крестьянского сословия ходили в городской одежде и кожаной обуви, прилавки магазинов ломились от заморских вин». Конечно существование кимряков было далеко от идиллии. Посадчики, например, редко доживали до 40 лет. Да и труд кустарей был не намного легче.

И все же… И все же на время двух ярмарок село превращалось в сапожный центр всей Российской империи, от Балтики до Туркестана. Через село проходили такие огромные средства, что они не могли не повлиять на благополучие жителей, на социальное обустройство Кимр.

Итак, закрепившись селом, как сказано у поэта, Кимры действительно вернули свою суть – бойкого промышленно-торгового города, населенного сметливыми, проницательными, с практической складкой ума жителями.

И на волжском просторе золотым галуном –

Этот маленький город с архаичной луной.

УЛИЦА ИЛЬИНСКАЯ

До революции улица Урицкого носила название Иль­инской, так как была образована на месте дороги, ко­торая вела в село Ильинское. Современный вид ули­цы, впрочем, как и самих Кимр, начал складываться после пожара 1859 года, уничтожившего практически все село. По воспоминаниям, жар был так силен, что даже под защитою высокого берега Волги, на значи­тельном расстоянии от горевших домов, стоять было невозможно, и жители отступили в Волгу. Спасли толь­ко деньги. Имущество, движимое и недвижимое, сгоре­ло. Убыток кимряков только от сгоревших строений достиг 1,5 млн руб. С колокольни собора упал коло­кол, весивший тысячу пудов, и проломил свод коло­кольни. Люди были охвачены настоящим ужасом.

Отстроиться кимрякам помог император Александр II, видимо, сохранивший добрую память о своем пре­бывании в селе в 1837 году. Казна выделила кимрякам безвозмездно пособие в 18 тысяч рублей и в заем 14 тысяч. Также было получено 27 тысяч рублей страхо­вых премий.

И Кимра стала в прямом смысле возрождаться из пепла. Застройка села велась по геометрическому плану. В центральной части –14 улиц, нарезанных пря­моугольной сеткой: 5 улиц вдоль берега Волги, 9 – по­перек. Новые строения были преимущественно высо­кие и обширные, крытые тесом под гвоздь или желе­зом. Ставилось немало каменных домов. «Все это в хорошую погоду, – писали современники, – дает селу вид чистенького, не очень большого, но красивенько­го уездного городка». Способствовали также скорому во­зобновлению села, как гласит предание, хороший ход тор­говли и сочувствие кимряков друг к другу.

А после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, во время которой кимрс­кий оборотистый, предприимчивый люд сильно разбога­тел на армейских поставках, и вовсе наступила «золотая година», материализовавшаяся отчасти в застройке села каменными доходными зданиями, особняками, которые сво­им внешним видом подчеркивали значимость владельцев, их социальный и деловой статус.

Среди улиц, на которых шло оживленное строительство, была, конечно, и главная торговая улица села – Ильинская. Это значение она сохранила и по сегодняшний день. Ну а дома, построенные на городской манер, ведь «традиции городской жизни старше самого города», то

Что ни дом, то красавец,

Притеснитель лачуг…

Тесно примыкающие друг к другу, выполненные в за­мысловатом стиле, получившем название купеческого мо­дерна, они создают и хранят неповторимый облик улицы на стыке позапрошлого и прошлого веков и таят в себе любопытные страницы из жизни старых Кимр, когда те еще были селом «лица не общего выраженья».

Дома эти и сегодня старожилы называют по именам владельцев: дом Пота­пенко, дом Тунцова, дом Собцова и других, сказавших свое слово не только в экономическом, но и социальном, куль­турном становлении села.

Стоят дома под номерами,

Но столько разного у них…

Похожие статьи

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
logo
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика