Воспоминания о Савёловском заводе - Кимры Сегодня

Воспоминания о Савёловском заводе

afanasiev2Савёловский завод можно назвать градообразующим для Кимр, и уж если не для целого города, то для его правобережной части – Савёлова – это действительно так. Предприятие имеет славную и сложную историю, которая за многие годы запечатлена на страницах газет, журналов и книг. Вместе с тем много в ней остается неизвестного, поэтому очень важны для нас рассказы очевидцев, которые являются современниками завода, своим трудом они создали ему известное на всю страну имя.

afanasievСегодня мы публикуем воспоминания ветерана Cавёловского машиностроительного завода Геннадия Георгиевича Афанасьева. Его труд отмечен многочисленными государственными наградами. Г.Г. Афанасьев был ударником коммунистического труда, победителем соцсоревнований, ударником девятой пятилетки. Ему вручена медаль «За доблестный труд». В 1971 году Геннадий Афанасьев награжден орденом Ленина, он также имеет нагрудный знак «Отличник качества» и диплом Министерства авиационной промышленности СССР.

О ЗАВОДЕ

За годы работы завод сменил несколько названий: п/я-4, СМЗ, «Прогресс», «Савма», опять СМЗ. Я работал на заводе более полувека. При мне он вставал с колен после войны и стал высокотехнологичным, передовым, самым крупным предприятием области. Заводу присуждались первые и вторые места по отрасли.

У нас трудилось 12,5 тыс. человек. Помогали филиалу в грузинском Зугдиди. Постоянно работало 140 человек в сельском хозяйстве в виде так называемого шефства. Наши монтажники и сварщики годами жили в командировках на Байконуре, где монтировали раздвижные вышки для ракет.

Мы изготавливали тренажеры для летчиков, танкистов, космонавтов. На одном из совещаний академик Андрей Николаевич Туполев особо похвалил наш завод за поставку современных станков для авиапрома. Изготавливали транспортные средства для передвижения ракет и многое другое для оборонной техники.

На заводе было три конструкторских бюро. Выпускали современные станки с числовым программным управлением, около 90 видов, для нужд авиапрома. Выпускали большое количество запасных деталей для сельхозтехники, а также товары народного потребления.

Наш директор Иван Александрович Панков в свое время как инженер стажировался вместе с министром Дементьевым в Америке. Они были в дружеских отношениях. Министр часто приезжал сюда на отдых – к Панкову, в Клетинский бор. Как рассказывал мне один снабженец, Панков заходил в кабинет к министру без приглашения и тот ему ни в чем не отказывал. Поэтому наш поселок быстро рос за счет внепланового строительства домов. Однажды в конце года какое-то предприятие не успевало освоить средства, выделенные для него. Деньги пропадали… Тогда директору Панкову предложили эти средства использовать до конца года в Савёлово, но и наши строители не справлялись. Чтобы успеть, Панков нанял рабочих из Дмитрова. И объект был быстро построен. Внепланово строился санаторий на Украине, в городе Судаке, для наших работников.

В детстве, я помню, завод назывался чугунно-литейным на базе железнодорожных мастерских. В 1935 году это место занял авиационный завод №288 для производства гидросамолетов, типа летающая лодка. Был построен корпус с огромными раздвижными воротами, бетонная дорожка к Волге. Успели испытать лишь один самолет, и тот неудачно – он затонул. Потом началась война…

Еще один завод, подобный нашему, был построен в районе нынешней левобережной Дубны, в то время именовавшийся поселком Подберезье, а в Кимрах его называли «Тридцатка» – по номеру завода. В начале войны оба завода вместе с работниками были эвакуированы: «Тридцатка» – в Самару и Казань, а наш «Савёловский-288» – в Омск. Когда немцев отогнали от Москвы, к нам прибыл из эвакуации из Челябинска московский 491-й п/я-4 завод вместе с работниками. Наш «Савёловский-288» хотели вернуть на Родину, но место уже было занято. Получилось так, что в Савёлове оказались москвичи, а савеловцам предоставили место в Тушино. Семьи наших специалистов оставались на родине, а работа – в Москве. То же неудобство было и в Савёлове для москвичей. Разрешение обменяться получили только в 1949 году. Все тогда утверждалось наверху, а всякая самодеятельность строго пресекалась тюрьмой.

О СЕБЕ

В 1946 году я поступил в ремесленное училище №5, расположенное в Кимрах, по ул. Вагжанова, 2, где сейчас находится поликлиника. Училище в этом здании сделали в 1939 году для подготовки кадров завода. Организовано все было неплохо. На верхнем этаже аудитории для теории, а внизу – механические и слесарные мастерские. Но в связи с эвакуацией завода учеба прервалась. Вновь прибывший из Челябинска 491-й завод принял это училище в свое ведомство. Обучение проходило в течение двух лет без всяких каникул, с одним выходным днем. Преподавали спецтехнологию, черчение, математику, физику, русский язык, литературу, историю, военное дело и практику на станках.

В 1946-1947 годах была засуха – время очень голодное, урожая не было. Не выросла даже картошка, спасавшая нас в войну. Это время оказалось для кимряков тяжелее, чем военные годы. В ремесленном училище для нас выделяли солдатский паек – 800 г хлеба, а в школе я получал 250 г.

Из 140 человек – выпускников училища 1948 года – на завод взяли только 20 человек – он еще не расширялся. Страна восстанавливала разрушенные города. Первое время на заводе было очень сложно: оборудование дали допотопное, инструмента не было – изготавливай сам. Естественно, и заработка не было… На трофейных станках работали москвичи, прибывшие в наш город вместе с эвакуированным предприятием. Через год мытарств начали поступать новые станки московского завода «Красный пролетарий». Это было отличное скоростное оборудование. Да и наш завод стал выпускать неплохие станки, скопированные с трофейных.

Мне как-то везло, мастера всегда меня ставили на новые станки. А мы и рады были стараться… Работая во вторую смену с пяти вечера до двух часов ночи, не уходили домой. Причем, нас никто не принуждал – были молодыми и хотели побольше заработать. При жесткой сдельщине выполняли по 150-180% плана. Среди ночи часто приходил директор И.А. Панков, интересовался, что в данный момент изготавливается и какие у нас проблемы.

afanasiev1В начале 1950-х годов на завод стали прибывать демобилизованные солдаты, прослужившие по 7 лет, 1926-1927 годов рождения. Их взяли в конце войны 17–18-летними юнцами, в основном, из деревень. Отслужившие прибыли в город, ничего не умея, кроме как хорошо стрелять. На моем попечении, в то время – 17-летнего парня, было по несколько учеников одновременно. Это были взрослые дяди, которых надо было учить азам работы на производстве. Я был сдельщиком, но постоянно приходилось отвлекаться, то для наладки станка, то для изготовления инструмента. Было жалко их,  неумех… Безусловно, взрослые ученики это понимали и относились ко мне с почтением.

Тогда удалось обучить несколько десятков человек. Возможно, по этой причине я пользовался авторитетом среди рабочих и был избран комсоргом большого цеха – свыше 500 человек.

И тут еще одна головная боль. В цеху оказалось немало выпускников ремесленного училища из числа детдомовцев. Они проживали в общежитии. Рабочего опыта у ребят не было, соответственно, не было и заработка. В одной одежде ходили и на работу и в люди, денег не хватало, даже на еду – голодали. Я это понял и обратился к Ивану Александровичу Панкову, все ему рассказал. Директор внимательно выслушал и приказал отпустить средства в пользу детдомовцев: купить каждому по костюму и выделить по 300 руб. Но не всю сумму сразу, а по 1 рублю в день на обед, через наших общественников под отчет. Кстати, сытно пообедать тогда можно было и на полтинник.

Через некоторое время завод сильно расширился, а я перешел в другой цех, где неплохо зарабатывал. В то время инженер получал 1500 руб., а квалифицированный станочник – 2500-3500 руб. Потом работал мастером, а последние годы – наладчиком станков с ЧПУ и программистом.

С оптимизмом воспринял информацию о том, что СМЗ перешел под управление объединенной промышленной корпорации «Оборонпром». Ветераны завода надеются на восстановление его былой мощи.

 

УВАЖАЕМЫЕ САВЁЛОВСКИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛИ!

13 апреля исполняется 30 лет с момента важного для всех кимряков события – награждения Савёловского машиностроительного завода Орденом Трудового Красного Знамени. Столь высокой награды завод был удостоен за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники.

В то время предприятие называлось «Савёловское производственное объединение «ПРОГРЕСС». Первыми в нашей стране его специалисты – кимряки освоили выпуск станков с ЧПУ, а затем более 10 лет лидировали в производстве подобной продукции, опережая в количестве сложнейшего оборудования все европейских страны вместе взятые.

Город Кимры по праву гордится Савёловским заводом – одним из старейших машиностроительных предприятий России. Были в его истории тяжелые времена, и горожане с тревогой следили за судьбой СМЗ.

Сегодня Савёловский машиностроительный завод, войдя в ОПК «Оборонпром», делает первые шаги к возрождению былой мощи. Горожане с удовлетворением и надеждой воспринимают позитивные изменения.

От всей души поздравляем со знаменательной датой всех причастных к деятельности предприятия. Желаем легендарному заводу развития и процветания, а коллективу – новых достижений!

Глава города Кимры Максим Литвинов,

председатель Кимрской городской Думы Дмитрий Кривчиков

Похожие статьи

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика