В июле 2015 года жители Тверской области получили единые налоговые уведомления на уплату имущественных налогов с физических лиц. Срок уплаты этих налогов – не позднее 1 октября 2015 года. Что делать тем, кто забыл, не успел или по каким-либо другим причинам не заплатил положенные имущественные налоги, о порядке их уплаты и изменениях рассказала заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области Анна Владимировна Тихомирова.
– Анна Владимировна, давайте начнем со срока уплаты имущественных налогов. Когда физические лица должны оплатить налоговые квитанции?
– В прошлом году срок уплаты по всем имущественным налогам был не позднее 1 ноября.
В этом году дата изменилась: она передвинута на месяц раньше. То есть в 2015 году по итогам 2014 года уплатить все имущественные налоги нужно было не позднее 1 октября 2015 года. Это транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Для всех этих налогов срок уплаты один. Единые налоговые уведомления жители Тверской области получили от нашего агента – ФКУ «Налог-Сервис» (Москва). Направлялись уведомления с 17 июня 2015 года, т.е. все налогоплательщики должны были уже получить единые налоговые уведомления.
– А если кто-то не получил? И у человека не менялись адресные данные – никуда он не переезжал, он всегда по этому адресу жил и все предыдущие налоговые уведомления приходили? Что в этой ситуации делать?
– Как правило, уведомления направляются заказным письмом. Если уведомление не получили, то владелец объекта может сходить на почту, и, возможно, это уведомление еще хранится в почтовом отделении.
– А если не на почту? Может быть, сразу в налоговую инспекцию обратиться – так надежнее, наверное?
– Да, можно сходить в налоговый орган по месту налогового учета. Вам выдадут ваше единое налоговое уведомление и квитанции на оплату налогов.
А можно поступить еще проще: распечатать нужный документ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы. Тоже все очень просто и удобно. Там же вместе с единым налоговым уведомлением формируется и квитанция об оплате для удобства налогоплательщика – для каждого из трех имущественных налогов отдельно.
– А если в налоговом уведомлении обнаружатся какие-то неточности или же имущество, которого уже нет в собственности у физического лица?
– В личном кабинете предусмотрена форма заявления. К примеру: получил налогоплательщик налоговое уведомление, а в нем есть какие-то неточности, неясности – допустим, лишний объект. Нужно распечатать бланк заявления, заполнить его, указав на обнаруженные неточности, и направить это заявление в налоговый орган по почте или же принести лично, чтобы на месте разобраться в ситуации. Самый простой вариант – конечно, направить заявление по Интернету, через личный кабинет.
Пользуясь случаем, призываю всех налогоплательщиков подключиться к сервису «Личный кабинет» на сайте Федеральной налоговой службы.
– Интернет, конечно, дает удобства, но многие считают самым надежным вариантом личное обращение в налоговую инспекцию. Как правильно поступить, с вашей точки зрения?
– Лучше, конечно, через личный кабинет – это самый прямой и быстрый способ передать информацию в налоговую инспекцию. Этот сервис сейчас хорошо работает. Всю информацию вы видите в режиме реального времени, можно сразу все проверить, и никуда идти для этого не придется.
– А если получили квитанцию на «лишний» объект – уже проданную квартиру или, скажем, автомобиль? Можно не платить и не приходить в инспекцию – имущество же уже продано?
– Так поступать не надо. Лучше сразу принять меры для решения вопроса – заполнить заявление. Потому что по каждому факту, если к нам пришло заявление, проходит проверка. Мы не просто сверяем полученную от налогоплательщика информацию с нашей базой. Мы обращаемся в регистрирующие органы, которые предоставили нам соответствующие сведения. По транспортным средствам нам приходят базы из ГИБДД, то есть значит там какие-то неточности. Мы делаем запросы в Росреестр – по недвижимому имуществу, по земле. По результатам проведенной проверки инспектором производится корректировка сведений в базе данных, формируется и направляется налогоплательщику уже уточненное уведомление. В новом уведомлении налогоплательщику будет начислена откорректированная сумма налога.
Если же по итогам рассмотрения этого заявления выяснится, что имуществом налогоплательщик уже не владеет и, соответственно, вообще не будет суммы к уплате, то уточненное уведомление посылаться не будет. Однако в любом случае мы на это заявление ответим. То есть налогоплательщик будет знать, есть у него обязанность по уплате налога или нет.
Еще раз скажу: если налогоплательщики видят какую-то неточность, то обязательно об этом нужно сообщить в инспекцию. Нам нужна достоверная информация в базе, чтобы в дальнейшем таких ошибок не было. И для самих налогоплательщиков это важно, чтобы не платить лишних денег.
– Традиционный вопрос: что будет с теми, кто не заплатит в срок? Какие предусмотрены санкции?
– Тем, кто не заплатит в срок, будет выставляться требование с начислением налога и пени. Если это требование не будет исполнено в срок, то документы будут направляться в суд для взыскания в принудительном порядке за счет имущества. Сначала состоится судебное заседание, оно может быть проведено в упрощенном порядке, а может пройти в формате обычного судебного заседания. После того как судебное решение будет получено, недоимка будет взыскана уже через службу судебных приставов.
– С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в законодательство, связанные с уплатой налогов. На какие новые нормы нужно обратить внимание?
– Прежде всего, надо сказать о том, что у владельцев объектов будет обязанность единожды, однократно, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным, подавать в налоговый орган сведения по тем объектам, которые у них находятся в собственности и по которым не пришло по каким-то причинам уведомление на уплату налога. Если вы уведомление не получили, то должны об этом обязательно заявить в налоговый орган.
Поясню. Новая норма касается только тех, кто не получил уведомление на уплату налога. Если вам уведомление пришло, то не нужно никакие сведения подавать. Если не пришло уведомление в связи с использованием льготы – заявление подавать также не нужно.
– А ответственность какая за неподачу сведений?
– Законодатель дал налогоплательщику время, чтобы он привык к этой новой обязанности. Ответственность за непредставление этих сведений будет у нас только с 2017 года. То есть с 2015 года обязанность уже есть, но ответственность будет наступать только с 2017 года. Надо привыкнуть к этому, потому что с 2017 года пойдут штрафные санкции, причем ощутимые – это 20% от неуплаченной суммы. Поэтому нужно внимательно проверять свои налоговые обязательства, вовремя оплачивать налоговые уведомления и следить за тем, чтобы уведомления у вас были.
– В этом году при уплате имущественных налогов за 2014 год владельцы дорогостоящих автомобилей будут платить налог уже по новой ставке. Прокомментируете?
– С 1 января 2014 года введен повышающий коэффициент на дорогостоящие машины. Дорогостоящие – это машины ценой от 3 млн рублей. Есть приказ Министерства промышленности и торговли РФ (он вышел в феврале 2014 года). В документе есть перечень автомобилей, которые относятся к дорогостоящим. А вообще коэффициенты делятся на группы – по цене машин. Это машины стоимостью от 3 до 5 млн рублей, от 5 млн до 10 млн, от 10 млн до 15 млн, затем идет группа машин ценой от 15 млн и выше. Самый большой повышающий коэффициент, применяемый к транспортному налогу, относится, конечно, к машинам стоимостью от 15 млн рублей. По таким автомобилям повышающий коэффициент будет равняться трем.
– В завершение нашей беседы несколько технических вопросов. Многие зарегистрированы по одному адресу, а фактически проживают по другому. В итоге налоговые документы не доходят, теряются. Можно ли как-то выправить ситуацию?
– Да, у нас всегда было много обращений со стороны налогоплательщиков, которые как раз просили, чтобы налоговые уведомления приходили им не по месту регистрации, а по месту фактического проживания. Теперь такая возможность есть. ФНС издала соответствующий приказ в мае 2014 года. Есть специальная форма заявления. Налогоплательщик может с этим заявлением обратиться в налоговый орган, указав место жительства, адрес для направления документов и период времени, в течение которого по указанному адресу нужно посылать все документы из налогового органа.
– В личном кабинете такое заявление можно заполнить?
– Можно, конечно. Кстати говоря, возможности личного кабинета постоянно расширяются. С 2014 года в личном кабинете можно увидеть информацию, полезную для тех, кто хочет воспользоваться имущественным налоговым вычетом. В вашем личном кабинете аккумулируется информация от налоговых агентов, где бы они ни находились – и вы видите, какие организации заполнили справку 2-НДФЛ на вас. Если вы получаете доход в нескольких местах, можно же что-то забыть, а для получения налогового вычета нужно заполнить декларацию, где указать все свои доходы. Личный кабинет поможет вам ничего не забыть и сразу посчитать, на какую сумму налогового вычета вы можете претендовать.
– На какие еще возможности электронных сервисов вы считаете необходимым обратить внимание?
– На сайте ФНС России есть сервис «Имущественные налоги, ставки и льготы». Им нужно пользоваться. Он очень удобен для того, чтобы узнать какие льготы по имуществу действуют в том муниципальном образовании, где находится ваше имущество. Потому что льготы по разным муниципалитетам действуют дифференцированные. Можно заглянуть в личный кабинет и посмотреть, есть ли у вас льгота, можно ей воспользоваться или нет. Допустим: в г. Кимры есть льгота на земельный участок для пенсионеров, но она предоставляется только тем, кто имеет земельный участок в г. Кимры, а пенсионеры, имеющие земельный участок в Кимрском районе, такой льготой не пользуются.
– Мы так много раз сегодня говорили о возможностях и преимуществах личного кабинета на сайте Федеральной налоговой службы. Давайте расскажем, как можно подключить этот сервис? Куда идти? Какие документы нужны?
– Самый простой способ – нужно прийти в любую инспекцию с паспортом. Если же вы обратились в инспекцию не по месту жительства, то вам понадобится свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Еще стоит заранее продумать логин, который вам будет удобно запомнить, т.к. полученный в инспекции пароль вам нужно будет в обязательном порядке поменять на новый в течение 30 дней.