В поисках приключений

vВряд ли многим из кимряков известно, что такое трофи-рейды. Трофи, или как говорят англичане «trophy», в переводе – «трофей». Отсюда следует, что трофи-рейд – это погоня за добычей. Однако, в отличие от кладоискательства или археологии, добыча здесь – не материальная ценность, а открытие неизведанных дорог и маршрутов!

«Погоня за трофеями» – езда по бездорожью на внедорожниках. И несмотря на то, что принято считать, будто бы этот вид спорта придумали американцы, в России он получил огромное признание. И неудивительно: у них там в Америке и грязи-то подходящей нет! Зато наша страна всегда славилась отменными лесами, болотами и оврагами.

Клубов, занимающихся этим видом отдыха и спорта, по всей стране много. В нашем городе тоже существует такой: называется «Кимры 4х4», однако он пока официально не зарегистрирован. Как правило, от Кимр в крупных соревнованиях участвуют пять-шесть машин имеющих блокировку дифференциала. Чтобы узнать больше об этих воистину отчаянных гонках, мы встретились с членом одного из таких экипажей – Павлом Ворониным. В свои 23 года он неоднократно становился участником всевозможных офф-роудов.

– С чего началось твое увлечение трофи-рейдами?

– Я впервые услышал о них года четыре назад. Тогда мы с друзьями собрались и поехали на гонки: просто посмотреть, сфотографировать машины… Домой вернулись грязные, но довольные. Тогда-то я и понял, что сам хочу участвовать. Спустя пару месяцев состоялось наше «боевое крещение» на соревнованиях «Свободный полет» — ночное ориентирование по легенде.

– По легенде? Это что-то в духе карт сокровищ?

– Похоже немного. Легенда – это описание месторасположения контрольного пункта. Участник получает легенду и должен строго следовать ей. Например, на ней нарисована стрелка и стоит обозначение «200 метров». Ты проезжаешь это расстояние и видишь следующую инструкцию. На первый взгляд, всё довольно просто, но на деле нужно быть предельно внимательным, чтобы не пропустить нужный поворот или ровно отмерить заданное расстояние. Тогда мы заняли пятое место. Это был настоящий шок: первые соревнования – и сразу в пятерке сильнейших!

v– Как проходит процесс «погони за трофеями»?

– Организаторами выбирается какой-то участок леса, и в его пределах расставляются точки: на деревьях ставят номера, и уже по ним участники видят, для какого класса «предназначен» данный объект. Каждый класс ищет дерево своего уровня сложности. Естественно, победителем становится тот, кто «собрал» больше всего таких точек и при этом уложился в отведенное время.

– А какова вообще цель соревнования?

– В отличие от обычной гонки, скорость здесь не главное: важно успешно пройти спецучастки и выполнить все задания. Точки маршрута расположены буквально на болоте: главное, чтобы хоть какой-то подъезд к нему был. А болота встречаются достаточно глубокие: бывает, что сидишь в машине по грудь в воде. Но, так или иначе, точку надо сначала найти! Для этого используется штурман. А потом до нее добраться – для этого нужны штурман и лебедка. Ну и кульминацией этого действа является фотография: сделать снимок, держась одной рукой за точку, другой за автомобиль, – задача совсем непростая. Доходило до того, что точка, к которой должна быть приложена рука, – метрах в двух от земли. И тогда приходилось лезть на дерево с лебёдкой, выбирать сук потолще, цеплять за него трос и поднимать машину максимально близко к точке. Это тоже обычно делает штурман.

– Складывается впечатление, что штурман – это центр экипажа…

– Да, недооценивать его роль не стоит. В течение всего прохождения маршрута штурман чаще бежит, чем едет, именно он ищет брод в реке, тянет лебедку, толкает увязшую машину… Есть у нас такая поговорка: если машина выиграла – заслуга водителя, если проиграла – виноват штурман.

v– И всё-таки, что представляет собой этот вожделенный «трофей»?

– Как правило, призеры соревнований получают Кубки. Спорткомитет дарит участникам символические призы, сувениры, а также присуждает разряд. На крупных чемпионатах можно побороться за денежные призы. А на каком-то соревновании победителю подарили машину. Но так или иначе, на трофи-рейды не едут за призами. Ты едешь туда за лесом, за природой, за покорением и преодолением себя – в общем, за адреналином.

– Это чисто мужской спорт?

– В последние годы – уже нет. Причем всё чаще женские экипажи становятся призерами соревнований.

– Павел, расскажи о внедорожниках, на которых вы участвуете?

– Строятся все автомобили собственными руками, то есть покупаем самую дешевую технику – чтобы было не жалко. Обычно это «Нивы» и УАЗы – так называемые «козлы» и «буханки». Мы как раз и выступаем на такой «буханке». Даже прозвище ей дали – Буренка, потому что покрыта «защитными» пятнами.

Вообще, мне всегда интересно наблюдать за массовкой рейдов: люди всю зиму ковыряются в своих машинах, буквально собирают их по кусочкам, чтобы потом «убить» за несколько часов. Никогда не забуду, как один из участников спросил другого: «А зачем ты этим занимаешься?» На что тот ему ответил: «Это уничтожение личной собственности в извращенной форме. И это заводит»…

– Во время соревнований машина сильно страдает?

– Достаточно. Возвращаешься практически всегда с поломками: если повезет, то своим ходом, а если нет – тянут на тросе. Самая частая поломка – «умирает» сцепление. Кто-то коробки рвет, кто-то раздатки. Мой друг в этом году вернулся с бревном в радиаторе. И это – далеко не самые тяжелые «ранения».

v– Я знаю, что существует несколько классов для участников…

– Класс для новичков – это «стандарт», где используется автомобиль в заводской комплектации и допускаются лишь небольшие изменения. Затем идет «туризм»: здесь уже допускаются машины с большим размером колес, и устанавливается электрическая лебедка. За ним следуют «супертуризм» и «прото». В последнем участвуют «монстры», начисто потерявшие заводское обличье. В этих автомобилях едва угадывается кузов прототипов.

Мы два года ездили в «стандарте», а сейчас участвуем в «туризме». На самом деле, всё упирается в деньги: чем больше вложений, тем больших результатов можно добиться. Да и выступление на соревнованиях стоит денег. Например, за участие в чемпионате Тверской области нужно было заплатить 4000 рублей с экипажа – посильная сумма в отличие от той, которую пришлось бы отдать за право соревноваться на российском уровне – от 20 000 рублей.

– Недавно в нашем районе прошел трофи-рейд. Расскажи, пожалуйста, о нем.

– В июле этого года состоялся III этап России и II этап области – «Тверская земля». И впервые он проходил у нас – в Неклюдовском поселении. Вообще, это гонка не для зрителей. Фактически, чтобы на ней что-то увидеть, нужно ехать вместе с участниками – в том же направлении и преодолевая те же трудности. Иначе максимум, что вы сможете увидеть, – это старт. А ведь вся интрига и борьба идут на контрольных точках: там мощные автомобили – кто своим ходом, кто уже на лебедке – продираются через «предоставленные» организаторами препятствия.

Кстати, получалось так, что этот трофи-рейд чуть не отменили из-за лесных пожаров. Но мы нашли компромисс с местной администрацией и, что называется, совместили приятное с полезным: кроме основной, взяли на себя функцию по обнаружению очагов возгорания.

Мы участвовали в областных соревнованиях, а значит, пришлось ехать по тем же дорогам, по которым за день до этого прошли участники российского этапа. Представляете, что с ними было к тому моменту? Вдобавок, организаторы отметили нам на карте населенные пункты, куда нельзя было заезжать, чтобы не разбивать дороги. Всё это осложняло выбор маршрута и проезд до точек.

– Что представлял собой маршрут? Какие впечатления остались от гонки?

– Мы проехали через Романово, Неклюдово, Устиново, Симоново. Разброс точек в этот раз был большой: наползались в этот раз как никогда! Плюс мешала невыносимая жара, кто-то из участников терял сознание… Уже вечером, после завершения гонки, делились впечатлениями. Те, кто ездили в «супертуризме», практически всё время провели в болотах. Однако у нас сожалений не было: свою долю грязи мы хватили и смогли насладиться красотами кимрской земли.

– Павел, а на каких соревнованиях ты еще побывал?

— В основном мы участвуем в гонках, которые проводит тверской джип-клуб «Лебёдушка». Он существует уже более 10 лет, и за это время было организовано немало спортивных мероприятий. Например, «Весенняя распутица-2011» получилась весьма масштабной: в ней участвовало порядка 140 экипажей. Всегда интересно проходят соревнования «Белая пустыня» на Великих Озерах. Если позволяют погодные условия и лед полностью покрывает озеро, то гонки проходят прямо на нем. Здесь участникам приходится сложнее: тут победа полностью зависит от знания геометрии, географии, топографии и много еще чего.

– Есть мечта, которую пока не получается осуществить?

– Да. Нам с ребятами очень хочется попасть на «Ладогу». Это I этап чемпионата России и вообще одно из самых крупных соревнований по офф-роуду в нашей стране. Его маршрут охватывает Ленинградскую область и Карелию, а это1200 км– есть, где развернуться.

Лера ЗАЙЦЕВА

Оставьте комментарий