К любви и доброте, мудрости и неравнодушию

k-lubvi
Работники цеха №4: Л.М. Казарина (слева) и Л.Д. Поскрипко (справа)

slavnii-gorodУмеет же эта женщина привлечь и удержать внимание, разговаривая честно и искренне, бесхитростным, интеллигентным языком! Первые минуты общения с Ларисой Денисовной Байшевой предсказали: беседовать буду с многоопытным, интересным, умеющим отстаивать свои интересы и права человеком.

КТО ОНА? ОТКУДА?

Одни на Кимрской земле знают ее как фабричную активистку Ларису Поскрипко – мастера цеха №4 фабрики «Красная звезда», другие, и не только кимряки, с теплотой вспоминают педагога КМТТ – Ларису Денисовну Байшеву.

Чтобы создать более полный образ этой женщины, необходимо хотя бы вкратце поведать о семье, в которой в 1939 году родилась Лара.

– Моя мама Тамара Васильевна – талдомская, отец Денис Поскрипко – с Украины», – вспоминает Лариса Денисовна. – Встретились они в годы строительства Волжского канала, она работала бухгалтером, жила в деревне Святье, он, сотрудник НКВД, возглавлял стройку.

У Тамары в то время был ухажер, но военному из органов внутренних дел тот не составил конкуренции. Объяснившись девушке в любви, настоял на скорой регистрации брака, тем и покорил. В семье уже подрастал двухлетний сын, когда Денис Поскрипко получил направление в Хабаровский край, служить начальником колонии, в которой содержались политзаключенные. Вдаль поехали с надеждой на материальную поддержку, надо было «строить свое гнездо». В Биробиджане родилась дочь Лара.

Велико родительское счастье – и сын, и дочь! Но глава семьи приревновал супругу к одному из сослуживцев и отправил Тамару к матери на Украину, в Николаевскую область. С двумя детьми – старшим трехлетним и годовалой дочерью – он посадил ее в поезд. Ехали долго, мальчик в дороге заболел и умер в Москве.

В начале 1941 года в семью приехал отец. На фронт его призвали в первые же дни войны. В 42-м родилась Лида, свекровь помогала растить детей. Город Снегиревка был в оккупации, население жило в неведении и страхе. В один из дней, когда Тамара вышла с пеленками и распашонками постирать, вдруг увидела летевшего навстречу коня. Остановился рядом, всадник спешился и зашептал, оглядываясь: «Помоги, за мной гонятся немцы, спрячь и дай молока!» Не раздумывая, завела его в погреб, спрятала в углу за бочкой, огородила, чем могла, повесила на загородку всякие тряпки, в том числе и детские пеленки, вышла на улицу. Никому ничего не сказала, даже свекрови, принесла молока и хлеба. Взяла у него все бумаги и бинокль. Бумаги сожгла, а бинокль до сих пор хранится в семье, как память о тех военных годах. Немцы дня два бегали по району, разыскивая всадника, ведь лошадь не уходила с улицы. Заходили и к ним – не нашли. Когда животное увели, искать перестали.

На противоположном берегу реки, в которую упирается Снегиревка, стояли части Красной армии, об этом знали все жители. Ночью Тамара, переодев парня, по всей вероятности, разведчика, довела его до кем-то спрятанной в зарослях лодки и отправила на другую сторону. Спустя десять лет он разыскивал Тамару Васильевну, чтобы отблагодарить за спасение, она и семья знали об этом, но женщина не захотела выходить на связь – ничего особенного не сделала.

Война с фашистами подходила к завершающей стадии. После объявленной Победы Денис Поскрипко накупил в Берлине подарков для всех членов семьи и готовился к отъезду. Дома его ждали, только об этом и говорили, но пришло сообщение: отец подорвался на мине. Женщины остались без защитника.

Девочки пошли в школу, Лариса окончила десятилетку и задумалась о дальнейшей судьбе. Отпускать Лару куда-либо мать боялась. Решила обратиться к своей тете, жившей в Кимрах. Известная в городе швея-портниха Александра Федоровна Ляднова, вернувшись из Ленинграда, обшивала кимрскую элиту, ее мастерство не забывали и в северной столице – артисты часто заказывали пошив костюмов. В роду Лядновых были сапожники, один из них проработал на «Красной звезде» со дня открытия. Александра жила одиноко, старость подкрадывалась незаметно, нужен был близкий человек, и уже не раз тетя просила племянницу Тамару «отдать ей девочку». Так Лариса Поскрипко в 1957 году оказалась в Кимрах, в Заречье.

ДЕВЧОНОЧКИ ФАБРИЧНЫЕ

Устроилась она простой рабочей в цех №4 на фабрику «Красная звезда» и поступила в Кимрский технологический техникум Госметпрома на вечернее отделение. Директором фабрики в то время был Григорий Маркович Новоссельский, а главным инженером Раиса Федоровна Федорова – уважаемые в Кимрах люди.

– Фабрика выпускала большой ассортимент обуви, начиная от детских пинеток до сапог, а позже даже обувь для космонавтов, – вспоминает Лариса Денисовна.

Все годы, работая на фабрике, она дружила и сейчас дружит с Людмилой Казариной (Ивановой). Людмила на год раньше Ларисы устроилась на фабрику, в тот же четвертый цех, параллельно училась в кимрском техникуме, только после девятилетки, стала технологом.

– У молодежи была интересная, многогранная жизнь, но во главе всего стояло качество выпускаемой продукции, – говорят неразлучные подруги. Людмила и Лариса, вспоминая годы работы на фабрике, не перестают удивляться: – Работали раньше по 9 часов, и был один выходной день в неделю. Домой приходили с вечерней смены в 2 часа ночи, а утром бежали на учебу в техникум. Мы не чувствовали усталости, в свободное время принимали участие в общественной жизни фабрики и города. Любили свою работу, уважали старшее поколение, которое учило нас жить. Болели за свой город, были дружинницами по охране общественного порядка, принимали участие во всех коммунистических субботниках. Активных работников награждали экскурсионными поездками в Москву, Ленинград, Калинин.

Людмила организовала бригаду коммунистического труда, которая успешно участвовала в соцсоревнованиях, воскресниках, субботниках, а также оказывала помощь тем, кто в ней нуждался. Больным и пожилым людям пилили и кололи дрова, носили воду, помогали по хозяйству. На фабрике был свой товарищеский суд, спасавший семьи от ссор и разводов, решавший конфликтные рабочие моменты, наказывал нарушителей. Семнадцать лет, отданные Ларисой и Людмилой фабрике, запомнились им на всю жизнь. С легкостью и воодушевлением молодежь тогда спешила на городские демонстрации. Нравились мероприятия в фабричных клубах: в головном здании на улице Володарского проходили торжественные собрания и политзанятия, работала большая библиотека, а в клубе на Урицкого проводились вечера отдыха.

В 1961-м Лариса Поскрипко окончила учебу в техникуме и получила диплом технолога обувного производства. Руководили тогда сменами мастера П.Д. Ныркова и Н.И. Конькова.

– Наша обувь пользовалась большим спросом. Мы не раз выполняли спецзаказы, за что в 1962 году фото коллектива было представлено на городскую доску почета, – вспоминают подруги. – Молодежь, которая активно участвовала во внедрении новой техники и технологии, общественной жизни фабрики, продвигалась по службе.

Людмила Казарина стала бригадиром, а потом мастером участка параллельного цеха №2, выпускавшего детскую обувь. Начальником цеха была М.И. Сосулина. В 1961 году и Ларису Поскрипко назначили мастером смены пошивочного цеха №4, где изготавливали кожаную и из искусственной кожи (ИК) летнюю обувь, в основном, женскую. На фабрике работали честно и старательно, и все же мастер нес ответственность за всех.

k-lubvi1
Выпускники Кимрского техникума. 1961 год

ТОЛЬКО ВПЕРЕД

В 1962 году Лариса решила продолжить обучение – поступила во Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности по своей специальности. Студенткой стала и Людмила. В 63-м Ларисе выдали рекомендацию на вступление в ряды КПСС. Ее приняли в партию. Вскоре она окончила Университет марксизма-ленинизма. Неоднократно проходила и партийные курсы. Девушки одна за другой вышли замуж, Людмила – за рабочего парня – станочника Савеловского завода, Лариса – за киномеханика кинотеатра «Волга», уроженца Москвы. В семьях родились сыновья. Когда Ивановы получили квартиру в Савелове, Людмила перешла на завод, к дому ближе. Ларисе Байшевой через год после появления на свет Дениса (1968) партия дала поручение: из-за нехватки специалистов перейти работать в Кимрский техникум. В учебном заведении не было преподавателей экономического профиля, и с каждым годом число предметов увеличивалось, а еще консультации дипломного и курсового проектирования… Лариса Денисовна Байшева стала осваивать экономические дисциплины, не раз выезжала на курсы. На руках у нее 5 дипломов переквалификации и несколько, как сегодня говорят, «сертификатов». Ею разработано более 40 методических указаний к практическим работам для курсового и дипломного проектирования, а также интересные программы. В то время техникум уже входил в структуру Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения. Программы Байшевой утверждались учебно-методическим кабинетом, многие по тем предметам, что она вела, использовали другие средние специальные учебные заведения.

Все 44 года, которые отдала техникуму Лариса Денисовна, студенты КМТТ проходили практику на фабрике «Красная звезда». Активное участие в подготовке специалистов обувного производства, становясь консультантами дипломных проектов, проявляли: В.П. Нестерович, Л.И. Дворяшина, Н.П. Шошина, И.М. Дудина, Л.А. Копейкина, Т.М. Кочешкова, Л.Ф. Евстигнеева, В.Ф. Лукьянова, М.С. Некрылова, Б.Г. Хатин.

СПАСИБО, И ТАК ХОРОШО

Но не совсем все было просто. В семье Байшевых подрастал Денис, учился в двух школах – общеобразовательной и музыкальной, по классу баяна. В 1980 году на свет появился второй сын Алексей. После того, как сестра Лида поступила учиться в Московское высшее техническое училище имени Баумана, мама из Снегиревки переехала в Кимры. С тех пор в доме Лядновой, Поскрипко, Байшевых жила большая семья. А Александру Федоровну все называли ласково – бабушка. Тамара Васильевна в Кимрах, как и на Украине, работала в горфинотделе бухгалтером. Сыновья Байшевых росли в радость всем, они окончили школу, поступили в институты, только уже отца не было в живых. Со временем большая часть материальных забот легла на Ларису Денисовну. В годы перестройки старшее поколение семьи занималось грядками, выращивая овощи, если удавалось найти какие-нибудь тканевые отрезы, женщины шили. От военкомата Тамаре Васильевне давали квартиру, как жене погибшего в годы Великой Отечественной, она отказалась: «Спасибо, и так хорошо! Дайте другим, кто живет хуже».

Кроме основной работы и воспитания сыновей Лариса Байшева все годы вела активную общественную жизнь. Она входила в инициативную группу, которая отстояла Мыльцевский бор от застройки научно-технического центра. Запланированные и стихийные собрания, митинги, поездки в Москву и Тверь, дали положительный результат.  Она гордится победой.

А трудовые успехи Ларисы Денисовны отмечены многочисленными наградами – почетными грамотами и благодарностями за успехи в соцсоревновании, за коммунистический труд на фабрике и педагогические успехи в КМТТ. Она ветеран труда, награждена нагрудным знаком президиума Росбытсоюза и президиума ЦК профсоюза – Отличник бытового обслуживания населения. Вся ее жизнь связана с обувным производством и обучением молодежи этому благому делу.

СЧАСТЬЕ НАХОДИТ ТОГО, КТО В НЕГО ВЕРИТ

С 2012 года Лариса Денисовна занята только домашними делами. Когда Кимрский техникум объединили с лицеем, некоторых преподавателей уволили. Лариса Денисовна лишилась общества соратников и учеников. Сыновья уже были женаты, у каждого сын и дочь. Старший Денис – предприниматель, живет с семьей в Дубне. Младший Алексей – в Кимрах, работает на фабрике «НИКС». Добрые снохи, но у каждой свои заботы.

Незадолго до расформирования техникум устраивал встречу с выпускниками прошлых лет, тогда в гости приезжал бывший студент, лауреат Международной премии за №1 «Стойкость» Юрий Егорович Вересков, чьё имя занесено в «Золотую книгу» Почётных людей России. В 2011 году Вересков прислал в Кимры книгу «Лесгафтовец», в которой рассказал о своей жизни и жизни близких ему людей. Педагоги узнали, что он не остановился на учебе в кимрском техникуме, окончил еще и Ленинградскую академию, избран членом-корреспондентом Балтийской педагогической академии. Вересков – журналист, писатель, готовит к выпуску шестую книгу. Все годы учебы учителя думали, что хорошо знают студента, но даже предположить не могли, что этот человек без ноги совершил велопробег из Нижнего Тагила до Ленинграда. Не знали и того, что Юрий Вересков в родном краю серьезно занимается спортом: играет в футбол, спускался на лыжах с гор, плавал на лодках и байдарках, стрелял из лука и пневматического оружия, поднимает тяжести. Но главное для него – восточное единоборство. Он обладатель чёрного пояса по каратэ, мастер спорта по рукопашному бою, имеет диплом Почётного члена школы боевых искусств, в которой обучаются американские полицейские.

Встреча педагогов с выпускниками в тот год оказалась знаковой. Хотя учитель и ученик вели переписку, встретившись через годы, Юрий Егорович вспомнил доброту Ларисы Денисовны, ее помощь и поддержку в годы учебы. А мимо нее не прошли бесследно его внимание, работоспособность и терпение, а еще то, что он часто приходил на помощь другим студентам. С 2012 года они живут вместе, часто на городские мероприятия их приглашает соседняя Дубна. В этом году принимали участие во встрече с кимрскими ветеранами. Как же приятно наблюдать со стороны, два мудрых и добрых человека радуются жизни! Счастливы и дети – мама не одна, с ней рядом друг.

Оставьте комментарий