Очень важная дата – 155 лет назад 19 февраля в Российской империи отменено крепостное право.
Сегодня в это трудно поверить, но это так – одним росчерком пера и одобрением Госсовета. Император Александр Второй, вступивший на престол в 1855 году, взялся активно бороться с недостатками феодального прошлого. А крепостное право он считал одним из них. В 1861 году император подписал манифест «Положение об освобождении крестьян», который был рассмотрен и одобрен Государственным советом.
А вот жители села Кимра за 14 лет до этой даты выкупились у своей помещицы Юлии Самойловой. В своих трудах учитель истории СШ №11 Т.В. Горелова утверждает: «Кимряки – русский народ, сметливый, проницательный, с практической складкой ума, которого не сдвинешь с места фантастическими предложениями и не обойдешь никакими лицемерными поклонами. Кимряк чувствует за собою известную заслугу, связанную с его обширным производством, и гордится именем кимряка». До 1682 года село Кимра было дворцовым и состояло в ведении приказа Большого дворца. С правления же Иоанна и Петра Алексеевичей владение переходит князьям Старицким и Милославским, боярам Львову и Салтыкову, графам Воронцовым, Скавронским, Литте и другим.
Ю.П. Самойлова, урожденная фон-дер-Пален, – последняя в 19 веке владелица Кимр. Юлия Павловна неоднозначная личность, если об ее частной жизни в светских кругах ходили суды-пересуды, то среди жителей села она славилась благими делами, ведь щедро раздавала пенсии и пособия беднякам. Была отзывчивой к чужой беде, слыла покровительницей мастерам искусства. Все это делала не ради себя, а ради тех, кому помогала. Крепостные ласково называли Юлию Павловну «графинюшкой». Когда она, уехав за границу, потеряла право на титул, русское подданство и право на владение всем недвижимым имуществом, ей пришлось срочно распродавать свои имения в России. Этим кимряки воспользовались, им представился на редкость благоприятный случай обрести долгожданную «волю». Но у кимрских сапожников не было и десятой доли необходимых денег. Пришлось обратиться к правительству. В 1846 году, по ходатайству министра государственных имуществ Киселева, Николай I выразил согласие и предоставил кимрякам возможность выкупиться. Уже через год жителей села перевели в обязательные крестьяне, выделив в кредит 495 тыс. рублей с рассрочкой платежей в казну на 37 лет (таким образом, кимряки на 14 лет раньше, чем по всей стране, получили право на освобождение от крепостной зависимости). Министр, граф Киселев, поверив слову кимряков, призвал «всеми силами оправдать себя в платеже (по 29,000 руб. в год), на что крестьяне ответили, что «милость чадолюбивого монарха будет для них всегда священна; что в нужде они заложат дома, жен и детей, но доверие монаршее оправдают».
Слово свое, данное министру, кимряки завещали своим сыновьям и внукам. Все династии свято исполнили завет,и с 1867 года крестьяне села Кимра, выплатив долг, не только освободились от крепостничества, но и сделались «собственниками».