Защищали, чтобы трудиться

Завершается юбилейный, 70-й год Победы над фашистскими захватчиками. Газета «КС» публиковала много материалов о защитниках Отечества. Этот рассказ – о фронтовике, человеке послевоенной когорты восстановителей Кимрского края.

Клименко Иван Васильевич, директор ПАТП

Иван Васильевич Клименко известен не только кимрякам, но и многим жителям Тверской области. Трудовую деятельность родоначальника семейной династии кимрских автотранспортников руководящие органы города и области ценили как высокопрофессиональную и добросовестную.

Всем, кто работал и жил рядом с Иваном Васильевичем, известно, что он участник Великой Отечественной войны, но то, что большая часть его службы отличалась от той, которую по книгам и рассказам знает наше поколение, мало кто слышал.

О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ

Иван Клименко родился в 1919 году в селе Шаповаловка Конотопского района Сумской области, в украинской семье: отец – рабочий, мать – колхозница. Из семерых детей Иван – старший, помощник в работе, пример для младших. Отец Василий Гаврилович еще до революции начал работать кочегаром на поезде, затем был помощником машиниста и стрелочником на Московско-Киевской железной дороге, станции Конотоп. Матери Марфе Ефимовне в 1917 году исполнилось 17 лет. Она работала на полях, занималась домашним хозяйством. Поженились Василий и Марфа в 1918 году. У супругов родились шестеро сыновей и одна дочь. В 1929-м Марфа начала работать в местном колхозе «Хвыля революции» и трудилась в нем до преклонных лет.

Иван пошел в первый класс в начальную Шаповаловскую школу. В 1931-м продолжил учебу в фабрично-заводской семилетке №31 города Конотоп, в 5-6 километрах от села. После окончания поступил в Черниговский техникум сельского хозяйства, здесь его приняли в комсомол. В 1938-м Клименко получил среднетехническое образование по специальности техник-механик. Подходящей работы не нашел, год работал учителем в Терновской неполной средней школе Дубовязовского района Сумской области. Отсюда в ноябре 1939 был призван на действительную службу в РККА. У сельского парня была хорошая характеристика, он получил достойное для того времени образование. Призывная комиссия направила его в Полтавское военно-автотракторное техническое училище, которое чуть позже переименовали в танковое.

Историческая справка об училище частично опровергает слухи о том, что СССР не готовился к войне с захватчиком. В 1936 году в Сызрани была сформирована военная школа автомобильных техников, через год ее перевели в Ярославль, здесь сменили название на Военное автомобильно-техническое училище и передислоцировали в Полтаву. И вновь меняется название, теперь уже учебное заведение стало военно-тракторным училищем. Перед войной подготовили техников для четырех тракторных батальонов. При училище был сводный полк под командованием полковника Черенкова, который в сентябре 1941 года, непрерывно находясь в боях, потерял до 80% личного состава.

Иван Клименко отучился год, выпускникам в июне вручили документ об окончании училища. Молодого воентехника направили во Львов помощником командира роты по технической части в 32-й мотострелковый полк 32-й стрелково-танковой дивизии, которая располагалась недалеко от польской границы. Дивизия была сформирована весной 1941-го на базе частей 30-й легкой танковой бригады и прибывшего пополнения. До 1939 года Львов был «заграницей». Он вошел в состав Украинской ССР на основе соглашений между Советским Союзом и Германией (пакт Молотова – Риббентропа). На территории города и располагался 32-й полк, в который прибыл Иван Клименко.

А немецкие власти, когда захватили Польшу, организовали в нем Львовское гетто и концлагерь «Яновска» для уничтожения еврейского населения

Клименко Иван, курсант Полтавского военного училища, март 1941 год

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ

В дивизию входили два танковых полка – 63-й и 64-й, 32-й мотострелковый, 32-й гаубичный артиллерийский и 32-й автотранспортный. Дивизия стояла рядом с захваченными фашистами польскими землями, поэтому спешно получала боевую технику с конца апреля до конца мая 1941 года. К началу июня было доставлено 220 новых танков КВ и Т-34. Боевую подготовку вели ускоренным темпом. А для технической подготовки даже привлекались специальные бригады с заводов, производящих танки и стрелковые орудия. Рядовой состав в основном состоял из апрельского и майского призыва. Как потом оценят военные специалисты, все же полностью освоить боевую материальную часть и вождение удалось не всем. Острый недостаток был в рациях «РСБ» и «5 АК». Но уже первые боевые дни показали: Красная армия была настроена на защиту Отечества.

20 июня Иван Клименко по заданию командира полка отправился за недостающими запчастями и обмундированием на базу. Он возглавлял колонну из 10 автомобилей. Загрузились быстро и через сутки утром выехали в место расположения полка. Тогда связи не было, по дороге слышались взрывы, грохот, но водители подумали, идут учения, которые в последнее время были частыми. Уже въезжая на свою территорию, увидели пустырь. Соединения как не бывало. Куда дальше следовать, красноармейцы не знали. Не были уверены, что началась война. Решили двигаться вперед по следу. Но в небе появились немецкие самолеты, вдали по кругу поднимались тучи дыма, слышались раскаты взрывов. Они поняли, что оказались в окружении. Надо выбираться. Машины решили оставить в лесу, место глухое, никого нет. Замаскировали технику с грузом, при случае — вернутся, довезут, и направились искать тропу выхода. Иван Клименко с боевым товарищем шли впереди. Вдруг увидели немецких солдат, незаметно вернулись. Несколько раз пытались найти лазейку, ее не было. На выходе из леса приметили на поляне пасущихся лошадей. Красноармейцы подползли к ним. Вскочили и помчались наугад. Под Прилуками недалеко от всадников разорвался снаряд, Ивана оглушило, он получил контузию. Очнулся в передвижном госпитале. Правый глаз видел плохо, не слушалась рука. Почувствовав, что жив, верный воинскому долгу комсомолец Клименко из госпиталя сбежал.

Свою часть ему удалось догнать. К западным границам СССР спешно прибывали войска Красной армии и по мере прибытия вступали в бой, порой без взаимной координации с другими военными частями. Где-то с преимуществом побеждали противника, а где-то отступали. Но силы были неравные. Из-за отсутствия должного количества транспортных машин часто движение по тревоге 32-й полк проходил в пешем строю, по этой же причине орудия перебрасывались в район объявленного сбора в несколько рейсов. Переброски, переходы были беспрерывными. Атаковали и оборонялись круглосуточно. Создавалось впечатление, что советское командование специально вводит в заблуждение немецких офицеров, демонстрируя «многочисленность» Красной армии на большой территории. Бывали случаи, когда развернутые к наступлению подразделения дивизии, по приказу высшего командования, неожиданно сворачивались и следовали в другой пункт боевых действий, там устанавливали орудия и вели огонь. А на улицах Львова встречные потоки боевых и транспортных машин подолгу не могли разойтись. Кроме того, шли уличные бои с диверсантами. С большими трудностями, преодолевая уличные пробки машин, дивизия сосредоточилась в районе Яновского леса. Командиры на мотоциклах носились между соединениями, подбадривали бойцов. В дни боевых действий перед дивизией ставились задачи на беспрерывные форсированные марши с наступательным характером действий и последующим уничтожением танков и мотопехоты противника. Красноармейцы совершили в общей сложности 400-километровый марш без нормального отдыха для экипажей и восстановления материальной части.

Два месяца непрерывных боев. После отступления поредевший полк, в котором служил Клименко, был отправлен в резерв армии. Но 32-я дивизия продолжала сражаться. После ощутимой помощи, подошедшей с тыла, танковая дивизия с 22 июня по 14 июля 1941 года в общей сложности уничтожила 113 танков, 96 противотанковых орудий, 463 мотоцикла, 4 легковые машины, 93 грузовые машины, 3 тягача, 8 самолетов, 80 орудий, 10 минометов, 3916 солдат и офицеров противника. С августа по сентябрь Иван Клименко находился в резерве – в 64-м танковом полку дивизии. Затем его направили в центральную часть России, назначив командиром транспортного взвода. Часть стояла на оборонительных рубежах Горьковской области. В то время штаб Московского военного округа располагался в Горьком, передислоцировался в Москву только в феврале 1942-го. Франс Гальдер, будучи начальником штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, еще в декабре 1940 года в своем знаменитом «Военном дневнике» сделал запись о размещении советской оборонной промышленности: «32 процента Украина, 28 (особенно авиапромышленность) – в районе Москвы и Горького, 16 процентов – в районе Ленинграда, остальное – на Урале и Дальнем Востоке». На этом основании Гальдер делал вывод, что захват 4 главных городов сделает СССР не способным к сопротивлению.

В ведении Клименко было 60 грузовых машин, которые доставляли боеприпасы на передовую. Он и сам выезжал на поля сражений, чтобы отремонтировать разбитую технику или вернуть ее в строй. А потери автомобилей, артиллерийских орудий и танков были большие, командиру транспортного взвода с водителями приходилось окольными путями добираться до Горького, получать новые машины, стрелковое оружие, запасные части и механизмы, без потерь возвращаться полк. Часто колонна попадала под обстрелы. В этой должности Клименко служил до сентября 1943 года. Затем его, техника-лейтенанта, направили командиром взвода в учебный полк, располагавшийся в городе Павлов-на-Оке. На передовой не хватало квалифицированных водителей и ремонтников. С сентября 1943-го по май 1945-го взвод специалистов под командованием Ивана Клименко обучал водителей с «любительскими правами» и прибывавших новобранцев вождению грузовых и транспортных автомобилей, а также ремонту машин. Солдат знакомили с организацией эксплуатации автомобилей, проведением их технического обслуживания. Командир учил солдат водить машину в условиях: гололеда, плохой видимости, переправе по льду, в тумане, продвижению по песку, через болото, переходить речные и лесные массивы. Работа была не из легких: выучишь парня, он уезжает на фронт, напишет письмо с благодарностью, а потом узнаешь – погиб. В архиве сохранилась характеристика на Ивана Васильевича Клименко. «Техник-лейтенант Клименко Иван Васильевич окончил авто-техническое училище в июне 1941 года. Делу партии Ленина Сталина и Социалистической Родине предан. Дисциплинирован. Требователен к себе и подчиненным. Технику знает отлично, оружием владеет хорошо, строевая подготовка – хорошая. Политически развит хорошо. Умеет передавать все свои знания подчиненным. Взвод по выпуску шоферов получил по технике отлично, строевая хорошо. Эксплуатация и парковая служба отлично. Тактика хорошо. Огневая хорошо. Пользуется большим авторитетом среди подчиненных. Здоровье хорошее. Имеет склонность к технической работе. Вывод: достоин присвоения очередного военного звания «старший тех. лейтенант». Ком-р 1 роты, 1 батальона, млад. лейтенант – Белов. Командир 1-го бат-на капитан Куров. 30 июля 1943 года». (Стиль и правописание сохранены.)

Через год, когда Ивану Клименко исполнилось 25 лет, его приняли в ряды ВКП(б). Ответственности прибавилось, но он с юных лет привык добросовестно относиться к любому делу и заданию.

Фото из семейного архива. Семьи Клименко и Утенковых

ВСТРЕТИТЬ И НЕ УПУСТИТЬ

Казалось бы, война, курсанты, машины, партсобрания, до любви ли Клименко? Но любовь сама находит пару. Старший лейтенант часто выезжал на завод в Горький за оборудованием, запчастями и инструментом. В одну из поездок он приметил на предприятии молодую девушку, познакомился. Вскоре Иван Клименко привез Зою Утенкову в свою часть. Девушку приняли на работу в столовую. В 1943-м они поженились. Все, что было известно о ней Ивану Клименко, это то, что мать с младшей сестрой живут в городе Кимры Калининской области, расположенном на берегу Волги. Отец девушки умер в 1941-м. Вообще-то семья из Корчевы, после затопления территории родители с семью дочерями переехали в этот город, им перевезли и дом, установили возле школы №15. Сестры разъехались, три вышли замуж.

Зоя жила в Дубне, работала на заводе «Тридцатка». С началом войны завод и работников эвакуировали в Горький. Девушке по душе пришелся тот факт, что семья Клименко многодетная, значит, умеют помогать друг другу. В 1944-м у молодых появился первенец – сын Виктор. В 1945-м Ивана Клименко назначили командиром парковой роты 2-го отделения учебного автополка, а в 1946-м в семье прибавление – родился второй сын Илья. Офицера состава автомобильного управления Вооруженных сил СССР Ивана Клименко назначили в отдельный батальон резерва, расквартированного на станции Голицыно. В августе 1946 года он демобилизовался.

Офицер запаса Клименко решил перевезти семью к себе на родину. Там, в селе, кроме родителей живут брат и сестра, а два других брата переехали: один – в Молотовскую область, другой – в Днепропетровск. Но, прожив 2-3 месяца в Шаповаловке, Иван понял: работы по душе нет, а Зоя не переставала хвалить хорошую жизнь на своей малой родине. С 1946 года семья – в Кимрах. Жили в доме матери, с ней и сестрой Зои.

Прежде чем расскажем об ответственных трудовых буднях Ивана Васильевича Клименко и его дальнейшей судьбе, забежим на несколько лет вперед. В 1953 году Зоя Ивановна родила третьего сына – Владимира. В 1988 году супруга Клименко скончалась от болезни.

Иван Васильевич Клименко с внуком Евгением в ВВСКУ в день принятия присяги

НЕЛЕГКИЙ МИРНЫЙ ТРУД

Знакомясь с биографией фронтового офицера, неожиданно для себя узнаешь, что у истоков многих послевоенных кимрских предприятий стоял он – Иван Васильевич Клименко. По прибытии в Кимры ему предложили работу автотехника и почти сразу назначили начальником мастерских в Автоколонну №85. Через два года коммуниста Клименко партия направила техническим руководителем в Автоколонну №74 Вышнего Волочка, оказать помощь в становлении транспортной организации. Вскоре он вернулся в Кимры. 10 марта 1953 года при Калининском областном автомобильном тресте была организована Кимрская автотранспортная контора, руководить которой доверили Клименко. В 1959-м Ивана Васильевича избрали депутатом Кимрского городского Совета депутатов трудящихся. В 1960 году Автоколонну №85 переименовали в Кимрскую Автотранспортную контору. АТК занималась пассажирскими перевозками в городе и районе, обслуживала около 20 внутренних и междугородных маршрутов. Кондуктором на городских и рейсовых автобусах работала супруга Ивана Васильевича – Зоя Ивановна, которая потом перешла в диспетчерскую службу. На долю руководителя выпали самые трудные годы, но Клименко смог поднять Автотранспортное предприятие до такого уровня, что оно в действии по сей день. Все, что построено на территории АТП, сохранилось со времен, когда он был руководителем: административный корпус, площадка под парковку автобусов, гаражи.

А страна в конце 1950-х –начале 1960-х жила под патриотичным лозунгом: «Всеми силами поднимем сельское хозяйство!». Кимрская партийная организация нашла специалистов. Клименко, окончивший сельхозтехникум, участник войны, служивший в авто-, тракторных, танковых соединениях и досконально знающий технику, попал в первые ряды. Лето и осень 1961-го он, главный инженер колхоза «Путь к коммунизму», провел на районных землях. Уход за посевом, уборка урожая, заготовка сельхозпродукции – все это требовало технического обслуживания. Тем временем в Кимрах, в Грузовом автохозяйстве нет начальника отряда, возвратили Клименко. Радио в те годы вещало: «Страна идет быстрыми темпами, развиваются все отрасли хозяйства СССР». В Кимрском районном Совете по электрификации колхозов 1,5 года председательствует Иван Васильевич Клименко, и очередная должность – председатель «Межколхозстроя». С 1965 по 1970 он – главный инженер Кимрской ММС («Мелиорационная станция»), а с 1970-го – старший прораб КМУ треста «Центрсовхозмонтаж», который в 1977 году переименован в СПМК-956. За эти годы построены льнозавод, мастерские, котельные, административные и жилые здания. В 1979 году Иван Васильевич выходит на заслуженный отдых, но через несколько месяцев вновь в рабочем строю. Прораб, старший мастер механизированной колонны №1032, переименованной в Передвижную механизированную колонну №2, предан делу до 1986 года.

ВСТРЕЧА №2

Второй случай подарил Ивану Васильевичу еще одно счастье. Он третий год жил вдовцом, о личной жизни не думал – работал, работал. Да и разве можно было встретить женщину, похожую на его Зою? Но, оказалось, он ошибался. Как-то в Кимры приехали муж с женой из Плесецка, хотели купить здесь жилье или стать долевыми участниками кооперативного строительства. Случайно встретились, поговорили. На следующий год пара вновь приехала в город. Иван Васильевич повез знакомых в гостиницу, расположенную на улице Чапаева. Работала в этот день администратор Зоя Васильевна Хромова, которая сказала, что мест нет, все забронировано, приезжают москвичи на большое совещание. Посетители расстроились: «Как быть?» Зоя Васильевна предложила свою однокомнатную квартиру, там никого нет. Она вдова, мужа, участника войны, недавно похоронила; есть дочь, но она живет со своей семьей отдельно. Гости пожили несколько дней, решили свои дела и уехали, а Иван Васильевич не смог забыть участливую вторую Зою. Они поженились и прожили вместе 23 года. Зоя Васильевна Хромова окончила техникум, до выхода на заслуженный отдых работала на СМЗ инженером по планированию. Она почётный работник завода, имеет награды за трудовые успехи. Хромова разглядела в характере Ивана Васильевича чуткость. Они не ошиблись друг в друге, прожили вместе до 93-летия главы семьи.

ПО ПРИМЕРУ ОТЦА

Сыновья Ивана Васильевича Клименко с детства гордились отцом, его умением трудиться и уважительно относиться к людям. Старший – Виктор Иванович, получив среднетехническое образование, жил в Дубне. Он с 1971 по 1991 год работал в ГосМКБ «Радуга», на заслуженный отдых вышел с должности начальника лаборатории. За доблестный труд награжден орденом «Знак почета». В настоящее время Виктор Иванович работает в Управляющей компании «Управдом «Дубна» начальником ремонтно-производственного участка. Его сын Евгений, подполковник запаса, в какой-то мере идет по стопам деда, он – начальник отдела капитального строительства администрации Дубны. Младший сын Ивана Васильевича Клименко – Владимир Иванович, также со среднетехническим образованием, после армии работал в Кимрском ГАТП, шесть лет был начальником мастерских, в настоящее время трудится механиком в «Газпром Теплоэнерго Тверь». Его сын Иван, названный в честь деда, – частный предприниматель, занимается перевозкой пассажиров. Продолжателем семейной династии в автотранспортном предприятии был средний сын Ивана Васильевича – Илья Иванович. Окончив обучение в школе №16, он пришел работать в пассажирскую Автоколонну. Набрался навыка, работая водителем такси и «Икаруса». Отслужил в армии, вернулся на предприятие. После окончания Тверского филиала Нижегородского машиностроительного техникума был назначен главным инженером, а в 1992 году возглавил Кимрское АТП. Труд Ильи Ивановича отмечен медалью «За заслуги в развитии Тверской области», знаком «Почётный работник транспорта России». В самое тяжелое перестроечное время второй Клименко сумел сохранить предприятие, и оно в полном объеме осуществляло перевозки по городу, району и за их пределами. Как и отец, Илья Иванович стоял у руля предприятия 10 лет. Только его преждевременная кончина оборвала на АТП династическую нить Клименко. Но кто знает, может быть, будут продолжатели? Ведь каждое поколение мужчин этой семьи связано со строительством, механикой и автомобилями.

Оставьте комментарий