Три раза по десять в жизни страны, кимрской гимназии №2 и ее директора А.П. Моисеева - Кимры Сегодня
Три раза по десять в жизни страны, кимрской гимназии №2 и ее директора А.П. Моисеева

Три раза по десять в жизни страны, кимрской гимназии №2 и ее директора А.П. Моисеева

Директор гимназии №2 в Кимрах, заслуженный учитель Российской Федерации Александр Петрович Моисеев в конце мая отметил юбилей со дня назначения на должность руководителя.

У нас появился повод поговорить с профессиональным педагогом, человеком, отдавшим три десятка лет (с 31 мая 1987 г.) родной школе.

– Как Вы оцениваете то время, в которое Вас назначили на должность директора средней школы №2? Чем оно отличается от сегодняшних дней?

– Замечательный был период! В нас жила вера в то, что мы все, от мала до велика, всем народом делаем одно общее дело и от этого наша жизнь становится лучше. Уверенность была и в завтрашнем дне. Рядом всегда были единомышленники, и если ты ошибешься, тебя поддержат, помогут. Мы доверяли и руководителям разного ранга. Этому способствовала плановость народного хозяйства. В школах были единые учебники, программы, системы воспитательной работы, идеалы. Но это не означало, что учителю невозможно было проявить свою индивидуальность. Педагоги отличались в мастерстве обучения, каждый по-своему увлекал ребят предметом. Единая школьная форма объединяла учащихся, но индивидуальность в одежде тоже допускалась: у девочек платья были коричневые, а фасон и отделка могли быть разными.

Я как руководитель чувствовал поддержку всех структур власти: гороно, горисполкома, горкома партии. И понимал, что благодаря такому отношению ресурсы города, независимо от ведомственной принадлежности, будут работать над решением любых наших проблем. Школы действительно находились в центре внимания государства.

– Что же дала перестройка?

– Перестройка началась с разрушений. Рухнула система патриотического воспитания. Лет 10 на эту тему старались не говорить. Тогда всех привлекала свобода: слова, выборов во власть… Устранялись многочисленные «рамки», открывались границы, говорили о самостоятельности учебных заведений, выборе форм, методов и программ обучения. Вместе с развалом народного хозяйства как невостребованное ушло в прошлое профессиональное обучение. Поскольку руководители страны старались проявить свое миролюбие, то убрали даже курс начальной военной подготовки. А молодежь «лишили» идеалов, пионерскую и комсомольскую темы закрыли.

Трудно тогда было сохранять кадры, ведь зарплату задерживали. Сократились расходы на содержание школы. Распадалась централизованная система обслуживания, но я радовался тому, что еще некоторое время существовала централизованная бухгалтерия. Нам везло, за нашей спиной стоял Савёловский машиностроительный завод, и он по-прежнему помогал сглаживать непредвиденные обстоятельства, приходил на помощь в аварийных ситуациях, занимался обслуживанием сантехнического и электротехнического оборудования.

В связи с предоставленной возможностью выбора форм, методов и программ обучения мы открыли профильные классы: информатики и гуманитарный. Учителя разработали собственные программы, утвердили их в области. Информатикой занималась О.В. Иванова, а Г.В. Герасимова оформила методику по риторике. Приход в школу Д.Ю. Ступникова ознаменовался введением изучения английского языка со 2-го класса. Имея такую базу, мы во многом были первопроходцами среди школ области, и в 1994-м году задумали провести эксперимент по переходу на новый статус учебного заведения. Большую работу проделали завучи И.А. Горячева и Л.П. Суслова. О «переходе школы в гимназию» доложили на коллегии областного отдела образования. Получили право на трехгодичный эксперимент, который успешно завершился в 1997 году. Нам разрешили работать по модели «Школа с гимназическими классами». Время было интересным – деятельность школы проходила в содружестве с Институтом усовершенствования учителей и ТвГУ. Наши педагоги на фоне серой действительности с удовольствием работали в новых условиях.

– Страна вступила в новый период, и теперь это – наша действительность. Какие изменения произошли в работе директора?

– Гимназией мы стали в 2005 году, и вот уже 12 лет сохраняем ее статус. Укрепилась учебная база, в том числе благодаря статусу базовой школы, изучаются сквозные курсы информатики, риторики. Обучающиеся 5-9-х классов какое-то время изучали второй иностранный язык, а с 2015 года вместо него перешли на углубленное изучение русского языка. Гимназия является методическим центром, реализует комплексно-целевую программу «Одаренные дети». Наши учителя начальных классов И.Ю. Шевчук, С.Б. Ногинова и В.В. Васильева успешно внедрили инновационно-образовательную систему «Школа 2100». А в дальнейшем учитель начальных классов О.Б. Наузияйнен инициировала учебный комплекс «Перспективная начальная школа». Эти нововведения позволили гимназии успешно реализовать требования федеральных образовательных стандартов.

В настоящее время совершенствуется система итоговой аттестации обучающихся (может быть, и с перегибом по отношению к девятиклассникам). Практически в каждом классе появился компьютер, проектор, интерактивные доски, современные телевизоры, обновилась мебель. И все же бросается в глаза большая разница в финансировании учебных заведений Тверской области и соседней Московской.

Небольшой местный бюджет не позволяет проводить косметический ремонт помещений, поэтому мы благодарны нашим родителям за понимание и поддержку в данном вопросе. Последние два-три года региональных средств хватает лишь на обновление учебников по основным предметам. Складывается впечатление, что образование сейчас – это источник дохода для тех, кто держит непомерно высокие цены на учебники, устраивает их непрерывное обновление. Также зашкаливает стоимость учебных приборов и оборудования, несмотря на их примитивность.

Очень острой в современных условиях является кадровая проблема – стареет педагогический коллектив, уходят на заслуженный отдых опытные учителя. Практически нет притока молодых кадров, но давать знания мы должны. Поэтому в начальной школе у нас учитель работает в две смены. Директоров захлестнула бумажная волокита, это мешает управлению учебным процессом и не оставляет свободного времени для самообразования, личной жизни. Не способствует укреплению кадрового состава и то, что в 2013 году в связи с принятием Закона об образовании было реальное повышение зарплаты педагогов, но сейчас оклады меньше МРОТ.

Как положительное могу отметить то, что деятельность гимназии стала прозрачной и доступной для всех благодаря сайту, на котором оперативно публикуется вся информация.

Вот такой разговор получился у нас с бессменным директором гимназии №2 в Кимрах. Для Александра Петровича Моисеева жизнь распределила поровну три периода в истории нашей страны: 10 лет он был директором советской школы, 10 лет – директором школы переходного периода и почти 10 лет является директором гимназии.

Считается, что жить в эпоху перемен сложно, но очень интересно – говорят, что таким людям повезло увидеть разные эпохи в жизни страны.

Директор гимназии №2 в Кимрах считает, что главная ценность – это люди. «30 лет пролетело незаметно, но я совершенно не жалею, что они отданы гимназии, поэтому благодарен всему педагогическому коллективу за дружную работу и надеюсь, что мы вместе встретим 50-летний юбилей учебного заведения», – подытожил беседу А.П. Моисеев.

Похожие статьи

Оставьте ответ

Войти с помощью: 
Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика