Продолжение. Начало в №7 (933) от 12.02.2021 г.
ОТ ВРЕМЕН ИВАНА ГРОЗНОГО
1762 год. Кимры дарованы Анне Карловне Воронцовой, урожденной Скавронской, венчанной с графом Михаилом Илларионовичем Воронцовым. Анна приходилась родной племянницей императрице Екатерине, супруге Петра I. Граф стал уделять внимание Кимрам. Обувной промысел тогда в селе шел на спад, испытывал финансовые трудности и граф.
Воронцов предпринимал меры для повышения доходности имения, развивал сапожный промысел и оживил торговлю. Он устроил за свой счет на самом видном месте каменный корпус лавок, давал крестьянам деньги на торговлю в Кимрах. Предоставлял жителям свои поручительства и неограниченные кредиты под небольшой процент – всем желающим завести или расширить свое дело. Кредиты Воронцова подняли на ноги предпринимателей: Башилова, Мошкина, Малюгина, Рыбкина, Собцова и других. Сапожный промысел захватил большое число окрестных деревень и превратил Кимры в столицу обширного «царства обуви». После смерти Воронцовой-Скавронской имение перешло к ее брату, затем – племяннику, далее – супруге племянника Екатерине Васильевне Скавронской, которая была фрейлиной двора Екатерины II. Особое внимание ей уделял фаворит Екатерины – граф Потемкин.
1775 год. В Российской империи появилась новая административно-территориальная единица – Тверское наместничество, подчинившее 12 уездов, включая и тот, в который входили Кимры.
1780 год. Выходцы из Кимр основали в Москве главный духовный центр филипповцев: Братский двор. Передавали взносы на строительство староверческих церквей и кимряки.
1781 год. Новые территориальные преобразования. Кимры вышли из Кашинского и стали частью новообразованного Корчевского уезда. После смерти мужа в 1793 году Екатерина Васильевна вышла замуж за Юлия Помпеевича Литта – рыцаря Мальтийского ордена. Через несколько лет случился дворцовый переворот. Литта впал в немилость и был сослан в имение жены – Кимры. Очень богатый человек, привыкший окружать себя роскошью и жить в собственное удовольствие, граф решил обустроить свою кимрскую жизнь согласно привычкам. Литта вынес свою усадьбу за околицу Кимр. По словам купца Малюгина, описавшего в 1875 году остатки усадьбы, это был каменный трехэтажный дворец, занимавший высокий холм древнего городища на берегу Волги. В парадном дворе располагался цветник, за ним брала свое начало рукотворная роща. В парке был устроен лебединый пруд, а далее, в сторону села, располагались террасные, самоизливающиеся пруды, с выложенными белым старицким камнем берегами… Пруды были обсажены деревьями, воду к ним подвели каналами из шевелевского болота. За террасными прудами, в одной из березовых рощ, граф устроил зверинец. Животные в нем жили «на свободе», отделенные от внешнего мира высоким забором и глубоким рвом. Но времена Литта отличались не только развитием дворцового строительства в Кимрах. В эти годы появилось множество различных перекупщиков обуви и посредников. Система армейских заказов давала возможность этой прослойке общества наживать солидные капиталы, а сами исполнители имели лишь небольшую прибавку к жалованью… Работа на казенном подряде была настоящей «золотой жилой» для предприимчивых людей. Граф, выдавая кредиты и используя личные связи, проложил торговые пути из Кимр за границу. Кроме этого, графские именные доверенности ограждали крестьян от непомерных пошлин и вымогательства чиновников. Благодаря протекции, сапожники имели большие заказы на производство обуви, особенно армейской. Это помогало не только жителям села, но и приносило самому графу колоссальные доходы, позволяя заниматься благодеяниями. На его содержании в богадельнях находились старики и инвалиды.
1803 год. Сын императора Александр I восстановил Корчевской уезд.
Через четыре года проживания в селе граф Литта получил высочайшее разрешение на возвращение в Петербург.
1807 год. В Кимрах случился очередной сильный пожар, пострадали дома и церкви. А у Литты неоконченное строительство постепенно пришло в запустение.
1812 год. Кимряки не только обували русскую армию, но и сражались в составе тверского ополчения против наполеоновских захватчиков. Участвовали 27 дворян Корчевского уезда, из числа которых командирами были и кимряки.
1815 год. Император Александр I «в знак монаршей признательности населению Кимры за поставку обуви (10 тысяч пар сапог) на армию в 1812 году» подарил селу батарею пушек, которые были установлены около волостного правления. Из этих орудий стреляли в праздничные дни.
1816 год. Граф Литта разрешил разобрать дворец, а кирпич пустить на строительство пятиглавого Покровского собора.
1825 год. Окончено строительство Покровского собора – достопримечательности и гордости кимряков.
Владелицей села оставалась Скавронская-Литта. Свою старшую дочь от графа Воронцова в 1800 году она выдала за князя Петра Ивановича Багратиона, героя суворовских походов и 1812 года. Граф Ю.П. Литта еще при жизни передал правление над Кимрской вотчиной графине Юлии Павловне Самойловой – внучке Е.В. Скавронской-Литта.
1827 год. Юлия Самойлова, будучи женой флигель-адъютанта, встретила знаменитого художника Карла Павловича Брюллова и уехала в Италию, где Брюллов увековечил ее образ в нескольких картинах. Там же графиня вышла замуж, выбрав в спутники жизни безвестного итальянского певца.
1829 год. Начато строительство рядом с Покровским собором Троицкого храма и колокольни. Вместе они образовывали единый ансамбль.
1839 год. Случилось важное событие: в местном питейном доме явилась икона Спаса Нерукотворного. В селе остро стояла проблема алкоголизма, корень которой скрывался в социальной неустроенности и отсутствии доступного культурного отдыха. Процветали винные склады, более 20 винных лавок и 40 дешевых кабаков – буквально на каждом углу. На набережной располагались дорогие питейные заведения. Например, клуб, в который вход без фрака был запрещен. Купцы и служащие назначали встречи, как правило, в гостинице. А в селе еще не было ни одной чайной.
1846 год. Триста лет селу. Год избавления от крепостничества. Кимряки откупились от Ю.П. Самойловой за внушительную сумму в 495 тысяч рублей серебром, которые одолжили на 37 лет под проценты у правительства. Новое замужество лишило Юлию Самойлову графского титула, русского подданства и прав на недвижимое имущество. Последняя владелица Кимр остатки лет провела под Парижем в бедности.
Деловая жизнь в селе поднялась на новый уровень, было создано «Сапожное производство И.И. Горбылёва», в котором «приготовляются лучшие сорта мужской, дамской и детской обуви».
Купец Малюгин переоборудовал под школу жилой дом и передал его сельскому обществу. Это было первое начальное училище села Кимра. Грамоте дети обучались в церковных школах.
1859 год. Кимры выгорели после пожара. Казна выделила пособие в 18000 рублей без возврата и 14000 в заём.
1862 год. На Всемирной лондонской выставке братья Степан и Алексей Столяровы получили дипломы и право ставить личное клеймо на свои изделия, поставляемые в том числе и за границу.
1865 год. Основан известный по всей России торговый дом «Столяров Н.А.». В эти годы в своих руках значительную часть производства обуви в Кимрах держали несколько семей. Столяровы, Горбылевы, Шокины сколотили огромные состояния на товаре, а известная в Кимрах семья Малюгиных невероятно разбогатела на хлебном деле. Попечитель народного училища, богатый кимрский крестьянин А.Л. Столяров построил новое мужское училище, названное впоследствии Александровским в память о сохранении жизни царя Александра II.
1866 год. Кимры посетил наследник цесаревич, будущий Александр III. К его прибытию местные жители умудрились в рекордные несколько дней «благоустроить» въезд на соборную гору, высадить вдоль нее березы и даже сделать перила и арку.
В этом же году в Кимрах, путешествуя по Волге, побывал глава дружественной американской миссии Густав Фокс.
1870 год. В селе приступили к возведению церкви Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» (Скорбященская церковь). Закончино в 1875-1877 гг., приписана к собору, а парк превращен в кладбище.
1871 год. Открыт банк. Ежегодно в Кимрах продавали обуви на 5-6 миллионов рублей, что требовало соответствующего обращения с капиталом, помог «Кимрский общественный крестьянский и братьев Мошкиных банк».
1874 год. В селе первых слушателей приняло женское Александровское училище.
1880 год. Население Кимр увеличилось до 5000 человек. Произошел значительный приток рабочей силы из соседних волостей, подгоняемый продолжавшимся сокращением пахотных земель. Нерациональное истребление леса и в Кимрах вело к заболачиванию местностей. За сто лет площадь здешних лесов сократилась более чем вдвое. Пейзаж – это заброшенные пашни, выродившийся лес, а в нем осина, ель, береза, обмелевшая Волга.
1882 год. Купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Николай Носов, владевший сапожной мастерской, из которой выходили лучшие по качеству мужские сапоги: охотничьи, лакированные, личные, на всероссийской выставке получил бронзовую медаль.
1885 год. Обувной промысел «прибрали к рукам». Комитет министров принял постановление, в соответствии с которым в артельные уставы обязательно включался пункт «о праве местного губернского начальства (губернатора, начальника, обер-полицмейстера) закрывать артели в тех случаях, когда их действия будут несогласными с их уставами или противными действующим законам…».
1890 год. Корчевской уезд понес еще одно испытание – в виде эпидемии холеры. Для борьбы с ней в Кимрах строили бараки, принимавшие инфекционных больных. Образовано пожарное общество с вольной пожарной дружиной, которая вскоре справедливо стала именоваться «образцовой».
Корчевское земство ходатайствовало перед губернским собранием об организации «Кимрского земско-кустарного товарищества на паях» для производства и сбыта обуви. Но собрание отклонило ходатайство, заявив, что «прежде чем приходить на помощь народу, надо воспитать его, а иначе наша помощь вредит ему, развращает его».
1894 год. Потомственная гражданка К.А. Зубова построила здание женского училища.
1896 год. Открылась общественная библиотека-читальня. Фонд читальни составляли немногочисленные местные газеты, «Московский листок», «Сын отечества», «Свет» и ограниченный набор дозволенных цензурой книг, доставшихся, в основном, в дар от причта Кимрского церковного собора. Заведовал библиотекой вплоть до 1917 года протоиерей. К началу ХХ века грамотой владела лишь треть мужского населения села. Более 85% женщин были неграмотны. Кимрский сельский сход решил открыть низшую ремесленную школу. Известен факт: купец Бушуев пожертвовал 40 тысяч рублей на «позлащение соборных глав», но когда у него попросили денег на школу, долго торговался и в результате выделил 3 рубля.
1901 год. В Кимрах открылась железнодорожная ветка. С этого времени село стало экономическим центром региона, но сократило хлебные обороты богатых кимряков, которые вели торговлю водным путем.
В «Чайной» Дома Сорокиных расположилось созданное Троицкое общество трезвости. Председателем общества был священник Иоанн Никольский.
1902 год. Открылась ремесленная школа с отделениями: сапожное и слесарное.
1903 год. Начато строительство насосной станции и водопровода. Ввиду большого объема работ, дефицита средств, а главное, в результате начавшейся в 1914 году мировой войны, строительство это не было доведено до конца.
1907 год. Заработала первая обувная фирма – «Механическая фабрика обуви Товарищества Н.А. Столярова». Через шесть лет первая механическая фабрика производства обуви братьев Столяровых «Якорь» превратила Кимры из села кустарного в село индустриальное.
1909 год. В красивом особняке Ивана Ивановича Столярова открыто среднее учебное заведение, в 1913-м – гимназия, директор и одновременно преподаватель А.Н. Собцова. Выпускники имели право поступать в университет.
1912 год. На площади установлен памятник императору Александру II. В то время в России широко отмечалось 50-летие отмены крепостного права, и во многих городах в честь этого события ставились памятники царю-освободителю. Не остались в стороне и крестьяне села Кимры. Они были преисполнены благодарности царю, отечески пришедшему им на помощь, когда село выгорело после пожара 1859 года.
1913 год. В Кимрах было уже три фабрики. При этом они существовали параллельно архаичному мануфактурному производству.
1914 год. На Соборной (ныне Театральной) площади был построен Гостиный двор (ранее здесь стоял Гостиный двор графа Воронцова). Здание построено в неорусском стиле из красного кирпича. Выбор стиля не случаен: в 1913 году праздновалось 300-летие Дома Романовых, что вызвало интерес к архитектуре первых лет их царствования.
На снимке: граф Юлий Помпеевич Литта.