А. Столяров: Летопись событий села Кимры Тверской губернии (с октября 1905 года по август 1906 года)

Сегодня мы начинаем публикации малоизвестной для широкой аудитории читателей работы известного кимрского краеведа Алексея Степановича Столярова.
stolarov2
с. Кимры, улица Троицкая с видом на Троицкий собор

Эта документальная хроника описывает очень короткий (менее года) по историческим меркам период в жизни села Кимры с октября 1905 года по август 1906 года. Но значимость событий для потомков невозможно переоценить, ведь менялась целая эпоха: на смену царской России, при которой кимряки достаточно успешно жили, стоили модерновые дома, современные фабрики, вели бойкую торговлю зерном и обувью, пришло что-то невиданное. Тучные для села годы оставались позади, а вперед с черными и красными знаменами выступала Первая русская революция.

stolarov3
Алексей Степанович Столяров

20 октября 1905 г., в 9.30  утра, тысячепудовый колокол Кимрского Троицкого собора возвестил о начале молебна перед призывом новобранцев. Собор переполнен молящимися. В толпе резко выделяются мундиры членов воинского присутствия. Каждый новобранец и его семья спешит ставить свечи пред чтимым явленным образом Спасителя. Горяча и патриотична каждого молитва. Новобранец отдает себя на службу Царю и Отечеству, отец и мать – сына, брат и сестра – своего брата, жена – своего мужа и т.д. Помолившись с искреннею верою в Бога и его святое назначение каждому из нас, отправляются в Кимрское волостное правление для вынутия жребия.

20 октября вечером по улицам села Кимры было шествие манифестантов с красными флагами, фонарями, с пением марсельезы и криками «да здравствует свобода». Около девяти часов вечера у волостного правления, во время произнесения политической речи оратора, неизвестным лицом было произведено из револьвера два выстрела, не причинив никому вреда. Вся многочисленная толпа с площади моментально исчезла.

21 октября гамбургские посадные, частью сапожные и башмачные мастерские не работают с утра. Вновь манифестанты с красными флагами и пением марсельезы. Около волостного правления пред собравшимся по случаю призыва новобранцев многочисленным народом ораторами были произнесены разные политические речи. Между прочим, предлагалось не принимать новобранцам присяги. Конечно, ни один новобранец не только этого не исполнил, но даже не было и покушения к неисполнению священного долга каждого русского человека.

Около трех часов пополудни среди двух красных флагов показались два черных флага с белыми надписями. По требованию манифестантов была духовенством среди площади отслужена соборная панихида по павшим борцам за свободу. В продолжение всего дня производился шапочный сбор в пользу семей павших борцов. Из клуба был вытребован оркестр музыки, и манифестанты под звуки марсельезы мирно двигались по улицам села Кимры.

21 октября, в 8 часов вечера, в помещении Кимрского общества трезвости состоялся первый народный митинг под председательством корчевского врача М.И. Русина, на котором постановлено учредить организационное бюро профессиональных союзов.

22 октября окончился призыв новобранцев. Особенность этого призыва от предыдущих состояла в том, что принято на действительную службу из числа 2-го разряда 20 человек. Вовсе не явившихся к призыву было 10 человек. Причиной неявки послужило отсутствие движения по железным дорогам по случаю забастовки.

22 октября мастерские вновь не работают. С 9 часов утра манифестанты с красными и черными флагами вновь около волостного правления, окружены массою крестьян из соседних деревень, приехавших по случаю базарного субботнего дня. Ораторы по окончании своих политических речей обращались к крестьянам с просьбой завтра собрать как можно более из деревень народу послушать их здесь на площади. Но их митинг был нарушен печальным инцидентом.

На другой площади, около гостиного двора, собралась толпа исключительно из приезжих на базар соседних деревень крестьян, среди которых один, в нетрезвом виде, позволил себе оскорбительно выразиться о Государе Императоре, за что крестьянами был избит до потери сознания и отправлен в земскую больницу. Услыхав крики «долой забастовщиков», манифестанты с флагами немедленно исчезли и весь день нигде не показывались. Носились упорные слухи, что агитаторы из Кимры уехали. Около 10 часов вечера по улицам села Кимры были слышны револьверные выстрелы.

23 октября, около 6 часов вечера, образовалась близ Общества трезвости толпа, среди которой выделялись крестьяне соседних деревень села Кимры. Толпа направилась к дому А.А. Бугриновой. Не найдя в нем ее сына студента Б.И. Бугринова, выбив все стекла, даже выломав рамы, отправилась разыскивать по селу агитаторов. По возбужденному состоянию толпы, видимо, их розыски направлены были к уничтожению самосудом ненавистных им лиц.

Толпа росла и росла, и уже имела несколько сот человек. Подростки продолжали бить у обывателей Ильинской улицы стекла и фонари. Толпа заволновалась, кто-то сообщил, что студенты и прочие мятежники и крамольники находятся в гостинице Черниговской. В несколько минут не стало роскошного подъезда гостиницы и были выбиты в рамах каменьями стекла. Десятки револьверных залпов с берега Волги остановили толпу от погрома. Через несколько минут толпа бушевала перед зданием клуба, требуя оркестр музыки. Забрав с собой оркестр, захватив фонарь, направились в Общество трезвости, откуда взяли портреты Государя Императора, Государыни Императрицы и национальные флаги, под звуки народного гимна манифестанты двигались по улицам села Кимры. К этой толпе присоединились очень многие жители села Кимры. Перед зданием волостного правления и Кимрского общественного банка, по требованию народа, был исполнен несколько раз народный гимн. К 10 часам вечера портреты и флаги были возвращены в Общество трезвости, и толпа начала расходиться. Возвращающеюся по домам толпою были разбиты стекла в доме И.А. Сорокина и Малюгина. Залпы выстрелов моментально рассеяли толпу, тем и закончился погром.

Отмечая в летописи это прискорбное событие села Кимры, не могу не выразить удивления отсутствию убийств, которые, как видит читатель, могли бы быть массовые, в особенности если бы были найдены намеченные толпою лица.

На снимке: Встреча великого князя Владимира Александровича. 1892 год.

Оставьте комментарий