А у нас финансы не поют романсы!

Именно такие слова могут уверенно сказать ученики третьих классов гимназии №2, для которых с начала нового года преподается модуль «Основы финансовой грамотности».

Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Важно отметить и то, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования (ФГОС ООО и СОО) в качестве одного из важных качеств будущего выпускника школы выделяют «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений».

На сегодняшний день курс «Основы финансовой грамотности» активно внедряется как отдельным предметом, так и в других организационных формах во всех образовательных организациях России. Обязательное введение финансовой грамотности начнется с 2022 года.

Исключением не стали и образовательные организации нашего города. МОУ «Гимназия №2» – это базовая школа и центр «Точка роста».

Неудивительно, что именно гимназия №2 явилась первой из школ города, в которой третьеклассники начали успешное освоение курса финансовой грамотности под руководством учителя начальных классов высшей категории Оксаны Богдановны Наузияйнен.

Оксана Богдановна поделилась своими впечатлениями о начатой работе с читателями нашей газеты и ответила на несколько вопросов:

– Нужно ли учить детей финансовой грамотности? Что для этого необходимо сделать?

– Да, обучать детей финансовой грамотности необходимо обязательно. Ведь умение управлять деньгами является одним из важнейших навыков для взрослой жизни. Очень рада тому, что данный курс вводится в школьную программу. Конечно, полностью предсказать будущее невозможно, но для детей крайне важно получить те навыки, которые им точно пригодятся. Это те занятия, которые готовят наших детей к завтрашнему дню.

– С чего лучше начинать учить детей финграмотности?

– Я хотела бы сразу сделать небольшую ремарку. Все очень индивидуально для каждого ребенка. Различный состав семей, различные финансовые возможности, доходы и траты. Все очень и очень индивидуально. Однако есть базовые понятия, их легко можно усвоить, не затрагивая ни ребёнка, ни родителя, ни домохозяйство в целом. Например, что такое деньги и откуда они появляются, элементарные правила бережного отношения к деньгам, контроль за своими расходами.

– Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна ребенку в начальной школе?

– Вопрос, на который можно отвечать достаточно долго. Объясню вкратце простыми словами. Финансовая грамотность – это способность принимать правильные финансовые решения и избегать, простите, «глупых» трат. Развитие финансовой грамотности – это длительное и постоянное действие, вот поэтому начинать это развитие лучше же, конечно, именно с начальных классов. Речь не идет о каких-то заумных финансово-экономических вещах. Речь идет лишь о старте, начале развития этой грамотности.

– Оксана Богдановна, подскажите, пожалуйста: а может ли сам ученик начальной школы самостоятельно научиться финансовой грамотности?

– Достаточно сложный вопрос. Может ли самостоятельно научиться? Да, наверное, но путем огромного числа ошибок, разочарований и, возможно, потерь денежных средств семейного бюджета. Всем известно, что многие ребята, и не только начальных классов, самостоятельно добираются до своей школы, покупают еду в школе и в магазинах по пути домой, канцелярские принадлежности – родители дают им деньги на необходимые покупки. Но не всегда полученные от родителей деньги расходуются по назначению. Именно поэтому ребенку надо помочь и научить его основам правильного применения денег.

– Какие учебные пособия или учебно-методические материалы Вы используете в работе?

– В настоящее время использую различные учебно-методические пособия, которые одобрены Мин-просвещения России, а также разрабатываю собственные задания, взятые из своей повседневной жизни, общения с родителями учеников, общения с внуками.

Младшеклассники в различных СМИ, будь это интернет или телевизор, читают, слышат и видят незнакомые для себя слова. Подходят и спрашивают меня, свою учительницу: «А что это за слово?!» Стараюсь им объяснить каждое слово доступно. Например, такие слова, как «фишинг», «фарминг», «кликджекинг», «кликфрод» и многие другие, которые пришли в нашу жизнь из других языков. Иногда обращаюсь к своему коллеге-«иностранцу» Дмитрию Юрьевичу Ступникову, к Вам (улыбается), который всегда может правильно перевести тот или иной неологизм.

К счастью, совсем скоро учебники «Математика» и «Окружающий мир» для начальной школы дополнятся элементами финансовой грамотности.

– С какими темами на занятиях знакомятся Ваши ученики? Какие вызывают наибольший интерес у школьников?

– Темы самые разнообразные. И это очень хорошо, когда всем моим ученикам темы интересны и понятны! Я всегда испытываю искренний восторг от вопросов, которые задают мои ученики. Никого равнодушным не оставила, например, тема «Самые первые деньги человека».

– С какими трудностями, если таковые имеются, Вы столкнулись при преподавании основам финграмотности?

– Трудности… Они всегда были и будут. В слове «трудности» я вижу слово «труд». Это слово и является главным в любой деятельности – надо просто трудиться. Что касается трудностей в преподавании… Нет, трудностей никогда не было ни для меня, ни для моих учеников – мы учим друг друга, взаимодействуем, предлагаем совместные пути решения сложных задач.

– Что бы Вы пожелали своим коллегам образовательных организаций города, которые в скором будущем начнут работу с курсом по основам финансовой грамотности?

– Вы знаете, сложно что-то советовать моим коллегам. Все мои коллеги – высококвалифицированные специалисты, мастера педагогического дела. Желаю всем моим коллегам, учителям начальных классов, успешного и продуктивного освоения данного курса. Будем осваивать этот курс совместно. Своим опытом и наработками обязательно поделюсь со всеми моими коллегами на ближайших семинарах (в формате онлайн/оффлайн) в этом учебном году.

– Оксана Богдановна, а как родители отреагировали на дополнительный кружок для своих детей?

– По-разному. Кто-то одобрил, кто-то нет. Но могу поделиться комментариями родителей.

Например, мама Екатерины Слесаревой, ученицы 3 «Б» класса, была приятно удивлена, когда узнала, что в гимназии появилась возможность получать азы финансовой грамотности в виде дополнительных занятий. До этого она неоднократно обсуждала и осуждала отсутствие этих занятий на обязательной основе в системе образования. Это крайне важный навык в современном мире.

«ОФГ – новый и необходимый урок для начальной школы. Именно в это время у ребят появляются первые карманные деньги и вопросы, связанные с тем, как и куда их правильно потратить. Наш сын с удовольствием посещает занятия. С радостью делится новыми, необычными для него понятиями: купюры, семейный бюджет и т.д. Я считаю, этот предмет интересен и полезен детям» – отзыв Елены Романенко.

«Мы понимаем, что важно изучать ОФГ с детства, чтобы к началу самостоятельной жизни научиться эффективно управлять личными финансами. Чтобы ребенок вырос самостоятельным в принятии важных финансовых решений и нес за них ответственность. Во взрослой жизни это прямой путь к профессиональному успеху и финансовой независимости» – поделилась своим мнением Елена Травина.

Родители в каждой семье понемногу знакомят детей с простыми финансовыми терминами, информационной безопасностью. Дети имеют собственную банковскую карту. Я очень благодарна за дополнительные возможности изучения этой важной стороны нашей жизни и считаю, что изучение финансовой грамотности должно стать обязательной школьной дисциплины.

Беседовал Дмитрий СТУПНИКОВ

На снимке: тема урока «История финансовой грамотности».

Оставьте комментарий