Аэродром Борки в авиационной судьбе города Кимры

2018 год в России богат на государственные и общественные юбилейные даты.
Изучение конструкции штурмовика (из архива аэродрома «Борки»)
Изучение конструкции штурмовика (из архива аэродрома «Борки»)

В феврале – 100-летие Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), которая в 1946 году была переименована в Советскую армию (СА). В мае 1992 года у нее появилось новое имя – Вооруженные силы Российской Федерации (ВС России). В Кимрах сохранилось несколько государственных организаций, тесно связанных с РККА, сегодня мы расскажем об аэродроме Борки.

Год 1941

14 октября 1941 года фашистская Германия захватила Ржев. 17-го – Калинин и предприняла ряд попыток взять в кольцо с севера и юга Москву. Участвующая в боевых событиях ударная авиация правого крыла Западного фронта вынуждена была сменить дислокацию. Выбор пал на Клин, район небезопасный. Но через несколько дней постановлением Совета народных комиссаров ударную авиацию перевели в Борки, под Кимрами. Ведь с весны 1941 года около деревни Клетино началось строительство всесезонного аэродрома для авиации ПВО Москвы.

Вскоре в Борках уже базировалась действующая 46-я авиадивизия: 150-й скоростной бомбардировочный полк (самолеты СБ и Пе-2) и 180-й истребительный (самолеты Миг-3, И-16 и Лагг-3). За первые две недели с начала войны летчики совершили 422 полета на бомбардировку колонн немецкой техники. Но фашисты смогли выследить место базирования. 4 ноября аэродром подвергся мощной бомбардировке группами немецких «Юнкерсов-99». Враг продолжал наступать, захватил Клин, Дмитров, Люблино. В октябре аэродром Борки приняли в состав ВВС Западного фронта, в трех полках Борковской дивизии осталось менее 20 самолетов. По решению командования в конце ноября 46-я авиадивизия была усилена. В нее вошли штурмовые полки: 593-й – на самолетах Р-5 и 503-й – на новых Ил-2. Состав самолетов увеличился на 50 единиц. Авиадивизия стала громить врага с удвоенной силой, совершая до 100 вылетов в сутки. 27 ноября «Юнкерсы-88» вновь атаковали аэродром, сбросив на территорию большое число бомб весом 250 кг, и разбросали мины замедленного действия. Вылеты борковских бомбардировщиков стали сопровождать истребители. Вскоре на аэродроме впервые появились одноместные штурмовики Ил-2. После захвата немцами города Химки авиадивизия получила приказ разрушить мост через канал в районе Яхромы и уничтожить там немецкий плацдарм. Борковские летчики с заданием справились. 5 декабря армия Западного фронта перешла в контрнаступление. Немцы стали массово отступать. К этому времени в 46-й авиадивизии осталось менее 30 самолетов. Но летчики, уже почувствовав уверенность в своих силах, успешно атаковали отступавшего противника.

Год 1942

В конце декабря фронт отдалился от аэродрома, полки 46-й авиадивизии получили приказ перебазироваться полным составом в аэропорт Мигалово в районе Калинина (ныне Тверь). Но пробыли там недолго, к весне 1942-го дивизия вернулась в Борки. Деятельность расширилась. На аэродром приземлялись полки для доукомплектования, освоения в ускоренном темпе новых типов самолетов. Были усилены меры защиты Борков – дежурили звенья истребителей 146-го полка. На аэродроме работал 78-й инженерный аэродромный батальон. Военнослужащие сооружали жилые и хозяйственные землянки, складские и мастерские постройки, прокладывали подъездные дороги. К осени на аэродроме было пять жилых землянок на 36 человек каждая; 20 укрытий с противоосколочными стенами толщиной 1 м, высотой 3 м; бетонная взлетная полоса, кирпичная рулежная дорожка, три точки зенитных установок. В целях маскировки засеяно 98 га овсяницы, щебнем покрыто 1 км дороги к станции Савелово.

В августе нависла смертельная угроза над Сталинградом. На Московском заводе №30 наращивалось производство штурмовиков Ил-2. Перед тем как отправить в бой, их доставляли на учебные аэродромы, большинство – в Борки, где проводились испытания. Здесь переучивали и пилотов с бомбардировщиков на управление штурмовиками. На аэродроме появился первый учебный УИл-2 с двумя кабинами. Летчики без боевых самолетов выполняли групповые полеты по маршруту. Проводили бомбометание учебными бомбами по мишеням на Цыганском болоте за железной дорогой, отучившись получали новенькие Илы и вылетали на фронт. Готовясь к зиме, строили землянки. После проведенных работ аэродром использовался и маршевыми полками для временного базирования. Через Борки прошли полки-участники летно-тактических учений ВВС Красной армии. Здесь была сформирована 266-я штурмовая авиадивизия с управлением. В ее состав входили два полка – штурмовой и истребительный.

В это же время активно выполнялась программа подготовки резерва Главного командования в составе двух штурмовых авиакорпусов, включавших в себя 15 штурмовых полков. Из Москвы в Борки приехал летный состав 996-го полка, молодой, необстрелянный, сформированный в Средней Азии как ночной бомбардировочный. Этот полк стал первым штурмовым полком, полностью прошедшим освоение самолета Ил-2 на аэродроме Борки. Переучивание велось три месяца. Только за 1942 год 3-я бригада аэродрома подготовила и отправила на фронт 410 летчиков, 636 самолетов. С прибытием двухместных Ил-2 потребовалась подготовка стрелков, их также обучали в Борках. Весной были доставлены 210 самолетов Ил-2, 109 из них облетали и отправили на фронт сразу же. С мая 1943-го на аэродроме Борки начался новый этап подготовки экипажей и самолетов, а также наземных служб. Из Ижевска был перебазирован 34-й запасной авиационный полк, в составе 70 Ил-2 и спецбатальон аэродромного обслуживания. Личный состав временно расквартировали в палатках, одну эскадрилью – в сарае деревни. Управление полка, санчасть, авторота, связь и склады разместились в Кимрах. Инструкторов – девять человек, все фронтовики. Эскадрильи полка приступили к тренировочным полетам с обучаемым составом курсантов, окончивших летные школы, а также «комиссованных» летчиков, вернувшихся после госпиталей. В учениях стали использовать фото- и киноаппараты, стреляли по движущимся мишеням, совершали полеты по радиокомпасу.

Год 1943

В августе 1943-го 34-й полк вошел в подчинение 3-й бригады. Построили еще три жилых землянки на 100 человек каждая, баню на 25, столовую, мастерские. Присланный затем 78-й инженерный батальон построил еще пять землянок на 90 человек каждая, офицерскую столовую, расширил летное поле, улучшил подъездные пути. Вскоре полк зачислили в состав 611-го полка, на вооружении – противотанковые штурмовики Ил-2. Летчики участвовали в битве за Днепр. В октябре 1943 года на аэродроме Борки насчитывалось 148 Ил-2, 17 УИл-2, пять Ут-2 и три У-2, 29 летчиков постоянного состава и 44 переменного. Через месяц Илов было уже 188, поступили новый Як-6 и Р-5. За второе полугодие 1943 года с заводов на аэродром перегнали 430 штурмовиков
Ил-2. За год подготовлено два штурмовых полка трехэскадрильного состава. Продолжали готовить для фронта стрелков и младших авиаспециалистов.

Год 1944

Перед новым 1944 годом полк переформировали в 9-ю запасную авиационную бригаду. Кроме 34-го запасного полка, в него вошли две учебно-тренировочные эскадрильи (Набережная и Дядьково). Полк для отработки воздушного боя получил два истребителя Ла-5. В программу ввели полеты с применением радиосвязи, воздушный бой, слепой полет по приборам с зачехленным фонарем летчика, химическую бомбардировку. Полк превратился в школу подготовки широкого набора специальностей для боевой работы в частях штурмовой авиации. Но основными задачами оставались облет и регулировка Илов перед перегонкой на фронт. Прибывшие с фронта летчики-штурмовики учили устраивать дымовые завесы перед наступательной операцией, использовать дымовые шашки. Ввели новинку – полив позиций неприятеля самовоспламеняющимися жидкостями.

Год 1945

Для участия в воздушном первомайском параде 1945 года ВВС сформировали 5-ю штурмовую дивизию в составе двух полков по 40 самолетов Ил-2 в каждом. Из 34-го борковского авиаполка выделено 42 экипажа. Они начали подготовку к параду на своем аэродроме, продолжили в Монино, что недалеко от Москвы. Состав отобранных экипажей для почетного парада над Красной площадью подчеркнул признание высокого мастерства борковских летчиков-штурмовиков. Коллективу аэродрома есть чем гордиться. Ведь обучалось и переучивалось на нем около 50 полков, почти в каждом благодаря высококлассным инструкторам летчики становились асами. От трех до пяти пилотов на полк признаны Героями Советского Союза. В связи с победой над Германией, Японией и окончанием войны с 1 сентября 1945 года в 9-й авиабригаде началась консервация боевой техники.

Новое время

Из Борков в Тушино перегнали 50 Ил-2 на длительное хранение в ангарах. А аэродром, как и планировалось до войны, вошел в систему ПВО Москвы. На нем стали базироваться полки реактивных истребителей-перехватчиков. В 1963 году, с развитием уже ракетных ПВО, прошло еще одно расформирование.

Через 7 лет аэродром передали ДОСААФ, в Центральный аэроклуб СССР, который после распада Советского Союза стал федеральным государственным унитарным предприятием «Национальный аэроклуб имени Чкалова» (НАК). С 1972 года на аэродроме тренировались сборные команда страны по самолетному, вертолетному и парашютному спорту.

В Борках прошли подготовку несколько чемпионов мира, Европы, СССР и РФ. Буквально год назад после тренировок на аэродроме сборная России по парашютному спорту взяла золото Чемпионата Европы и серебро на Кубке Мира. Так было до 10 февраля 2018 года…

Оставьте комментарий