Актриса в возрасте – не про нее

11 марта актриса Кимрского государственного театра драмы и комедии Галина Петровна Вытоптова отметила 80-летний юбилей.

Говорить о возрасте женщины вроде бы неприлично, сама же Г.П. Вытоптова не скрывает его, и каждый, кто о ней узнает, думает, что актрисе не больше половины. Мы встретились с Галиной Петровной незадолго до ее дня рождения, чтобы поговорить о непростых годах детства, начале творческой деятельности и о том, как она оказалась в Кимрах. Но продолжить разговор не удалось, помешал коронавирус. Наверстав упущенное, предлагаем вниманию читателей то, о чем мы узнали от одной из ярких актрис нашего театра. Выражение «яркая» подразумевает не только актерское мастерство, но и внешнее обаяние, и такие приятные черты характера Галины Петровны, как общительность, добродушие и разносторонние познания.

Родилась Галина Вытоптова в Самарканде за год и три месяца до начала Великой Отечественной войны, в семье милиционера и работницы чайной фабрики. Петр Вытоптов приехал в этот город из Уфы, а мама Катя – из Саратова: гостила у родственников и решила остаться в Самарканде. Парень с девушкой создали семью. Отца Галина Петровна не помнит, погиб на фронте. Мама воспитывала ее одна, выкручивалась, как могла, и времена тогда были совсем другие, хоть и главенствовало над всем тяжелое лихолетье. Самарканд миновали боевые действия, жители по призыву и добровольцами уходили на фронт. В город из союзных республик было эвакуировано большое количество заводов и фабрик. На благо фронта самаркандцы работали день и ночь, поставляя продукты питания, одежду, боевую технику. Пять военных академий Красной армии готовили военных специалистов: Военно-медицинская им. С.М. Кирова, Военно-химическая, Военно-морская, Военно-ветеринарная, Артиллерийская им. Ф.Э. Дзержинского. В городе действовали и несколько средних военных учебных заведений: Воронежское училище связи, 2-е Харьковское танковое училище и авиашколы. Много было эвакуированных учреждений культуры и искусства. На фабриках, заводах, стройках тысячи женщин заменяли на производстве своих мужей и братьев, ушедших на фронт.

Мать Галины Вытоптовой разрывалась между дочерью и работой. Опоздать на фабрику нельзя было ни на минуту, а детский садик не близко. Как-то в конце войны, спеша на работу, она не довела дочку до ворот учреждения, успокоив, сказала, что сама может дойти, ведь уже большая. В то время пятилетний ребенок многое мог делать самостоятельно. Галя неторопливо шла по знакомой дороге, когда повстречала незнакомую женщину, та взяла ее за руку и отвела в детсад. Людское добродушие было неиссякаемым. Жители города, когда видели детей, жадно смотрящих на продуктовые лавки, обязательно кормили; ребенок плакал, его успокаивали и помогали. Многие семьи брали к себе детей из эвакуированных детских домов Советского Союза.

Когда началась школьная жизнь, Галина уже полностью была самостоятельной: ходила в школу, выполняла домашние задания, помогала матери по хозяйству, а в свободное время участвовала в самодеятельности. После окончания десятилетки поступила в музыкальное училище, на хоровое и дирижерское отделение. Фортепиано дома не было, в зале училища стояло пианино. Студентам разных курсов отводилось определенное время на выполнение заданий, очередь была большая. Через год Галина Вытоптова узнала, что в Самаркандском русском драматическом театре имени А.П. Чехова из-за нехватки молодых актеров открылась театральная студия. Она подала документы, и ее приняли. Училище, надеясь, что Галина вернется, предоставило ей академический отпуск. Через четыре года Галина Вытоптова в выпускном спектакле «Гроза» А.Островского играла Катерину. В это же время она познакомилась с Владимиром Потаповым, тоже актером театра. Он был очень востребован за свой талант перевоплощения в характерных героев, хорошо пел, играл на баяне. Владимир любил менять театры. Он выезжал в Москву на биржу актеров, и ему не было отказов. Молодые создали семью, которая «колесила» по городам Союза. На договорной основе играли на многих известных театральных сценах: в Томске, Волгограде, Благовещенске, Чите, Красноярске, Ярославле, Рыбинске и других театрах. Было время, когда семья возвращалась в Самарканд и затем вновь уезжала. После автоаварии, во время которой погиб Владимир Потапов, Галина Вытоптова окончательно, так ей казалось, вернулась с сыном в Самарканд. За то время, что служила русской сцене, сыграла несчетное количество главных ролей по пьесам великих драматургов, у известных режиссеров. Случалось, режиссеры театров по-разному воспринимали образы, представленные автором одной и той же пьесы, кто-то видел их комичными, а кто-то оценивал как трагедийные. Вытоптова старалась каждому замыслу найти подтверждение. В каком бы театре она ни играла, ее перевоплощение всегда вызывало зрительский восторг, а руководство, отмечая прекрасную работу, награждало актрису благодарностями и почетными грамотами. Вместе с коллективами Г.Вытоптова принимала участие во всероссийских конкурсах и фестивалях. О ней писали городские и областные газеты «Самаркандский вестник», «Ленинский путь», а также центральные газеты городов, в чьих театрах работала. Звание «Лауреат областной премии Ленинского комсомола» ей было присвоено в 1972 году в Ярославле, где она выступала в спектакле по пьесе М.Анчарова и Б.Равенских «Драматическая песня». Сценическое мастерство актрисы отметило Самаркандское областное отделение Союза театральных деятелей, наградив Г. Вытоптову почетной грамотой. Министерство культуры Узбекской ССР неоднократно премировало Галину Петровну грамотами и денежными премиями, а Министерство культуры СССР вручило знак «За отличную работу». Наград у Г.П. Вытоптовой много.

Актриса в возрасте – не про нее
Галина Вытоптова в роли Марыси в спектакле «Медвежья свадьба»

На вопрос: «В какие образы больше всего нравится перевоплощаться?», Галина Петровна ответила: «Мне всегда интересна судьба русских женщин, отображаемая в классической драматургии. А к какому социальному слою относятся героини, мне безразлично. Играла Чебоксарову в пьесе Островского «Бешеные деньги»; мать в «Недоросле» Фонвизина; Марфу в «Бабьем бунте» Шолохова; Софью в пьесе «Последние» Горького; Ольгу Разумовскую в «Сестрах»; панну Марысю в «Медвежьей свадьбе» Луначарского и других спектаклях. Нравится играть простодушных крестьянок. Главное – понять своих героинь. С интересом познавая характер иностранок, исполняла роли и в спектаклях зарубежных авторов: «Орлеанская дева» Шиллера, Агнесса; в «Мария Стюарт» этого же автора играла королеву Елизавету Первую; «Стакан воды», герцогиня де Мальборо; «Филумена Мартурано» – Филумена; мадам Ортана в «Оркестре» Ж.Ануа. Перевоплощалась в женщину легкого поведения – спектакль «Звезды не утреннем небе» Л.Галина. Мне всегда интересно не только создавать образы, но и понимать, почему женщина живет так, а не по-другому, теряет себя или находит. У каждой из нас в жизни бывают проблемы, все мы испытываем страдания, любовь к мужчине, родителям, детям, дому, родной земле. Понять своих героинь и рассказать зрителю о жизни каждой – моя любимая работа. За все годы, что я на сцене, ни разу не возникло мысли о том, что мне не удалось кого-то сыграть. Я удовлетворена тем, что режиссеры доверяют участвовать в хороших спектаклях».

– И все же любимые пьесы есть?

– Самые любимые – это самые трудные работы, которые приносят удовольствие. Это удовольствие души, когда она трепещет, что получилось. В нашей работе важно подхватить ту волну, на которой режиссер. Если друг друга услышали и поняли, все будет хорошо.

– Когда и как Вы оказались в Кимрах?

– Об этом трудно говорить, но все связано с сыном Сергеем. Он окончил Институт культуры в Ташкенте, познакомился с прекрасной девушкой Аллой, поженились. С помощью друга семьи Владимира Бутакова пара переехала в Кимры. Сергей привязан к кукольному театру, ставит детские спектакли, сказки. В Кимрах все у молодых складывалось хорошо, но однажды в катастрофе Алла погибла. Я приехала помогать сыну. По рекомендации Владимира Бутакова пришла к Олегу Алексеевичу Лаврову, он взял меня в труппу, и вот четырнадцатый год работаю в чудесном коллективе. Я благодарна Лаврову за то, что он в меня поверил. Встретила близких по духу людей и продолжаю открывать и искать новые источники вдохновения в себе и окружении.

Поздравляем Галину Петровну с юбилеем, в котором есть число бесконечность. Благодарим за мастерство, любовь и доброе отношение к театру и зрителям.

ТЕАТР О ВЫТОПТОВОЙ

«Галина Петровна Вытоптова служит в ГБУК Тверской области «Кимрский театр драмы и комедии» с июня 2007 года. За время работы в театре Галина Петровна бережно относится к традициям, сложившимся в театре, и в то же время, внесла в коллектив свою яркую творческую позицию, стремление к неустанному поиску. Она участвовала в спектаклях: А.Слаповский «Не такой как все», играла Маму; Ф.Буляков «Выходили бабки замуж», роль Галины; Г.Соловский «Остров нашей любви и надежды» – Рая; Р.Тома «Восемь любящих женщин» – Бабушка; Н.Коляда «Баба Шанель» – Тамара Ивановна; А.Кристи, Г.Тома «Загадка дома Вернье» – Маргарита Вернье; А.Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» – Манефа; И.С. Тургенев «Нахлебник» – Прасковья Ивановна, кастелянша; Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» – Розалия Солимене; Ж-Б. Мольер «Тартюф» – Госпожа Пернель; В.Константинов и Б.Рацер «Век живи – век люби» – Антонина Васильевна. Все роли, сыгранные Галиной Петровной, отличаются острым чувством современности. Она свободно и мастерски владеет средствами внешней выразительности. Высокая профессиональная культура и разносторонняя творческая манера, раскрытие внутреннего мира человека отличают работы этого мастера-артиста. Постоянное стремление Вытоптовой Г.П. к повышению уровня своего профессионального мастерства, крайняя требовательность к себе, проявляемая ею во время работы над ролями, отличает актрису. Она умеет создавать объемные, колоритные, своеобразные роли. В коллективе театра Г.П. Вытоптова пользуется большим уважением».

На снимке: Галина Вытоптова отдыхает после очередной репетиции в театре.

Оставьте комментарий