Человек на холсте

26 декабря в залах городской Художественной галереи состоялось открытие очередной выставки

За неделю до нового года сотрудники Художественной галереи ДК «40 лет Октября» и авторы работ устроили в двух выставочных залах настоящий праздник: посетители, в основном любители художественного творчества, увидели около 70 портретов, выполненных в разных техниках. Выставка «Лица не общим выражением» для Кимр – первая масштабная. В ней приняли участие не только местные мастера, но и портретисты из Дубны, Талдома, Москвы, Калязина, Конакова. Портретный жанр в искусстве – самый сложный, даже небольшой мазок затемненной краски способен изменить не только образ героя, но и восприятие зрителя. Как в литературе, так и в живописи, графике портрет раскрывает душу человека, помогает понять и оценить его жизненный путь.

Это относится и к автопортрету, ведь никто, кроме самого автора, не знает себя так, как он. На выставке несколько работ этого жанра. Внимание привлекают автопортреты Дмитрия Симонова (Талдом), Константина Пака (Кимры), Мариетты Дашян (Кимры), Матвея Железного (Москва). Дмитрий Симонов изобразил себя дважды в разных стилях: первый – как писали портреты маслом в прошлом великие русские портретисты, а второй – темперой на левкасе писали иконы. Обе работы восхитительны, но на левкасе очень трудозатратны. Особый грунт белого цвета готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. Удивительно, что в первой работе на холсте Дмитрий Симонов изобразил себя четко в образе, не отвлекая внимание зрителя посторонними предметами, на втором – все по-другому: изменен ракурс, на голове молодежная кепка, а вокруг зеркала много мелочей и символов. Автор в этих работах сумел не только передать внешнее сходство, но и раскрыть свой внутренний мир. Рядом с его работами представлены картины отца – Александра Симонова, которые проработаны до тонкостей и удивляют мастерством. Интересен автопортрет М. Дашян, выполненный, как сейчас говорят «в стиле современной молодежи». Надеемся, на всю жизнь запечатлел себя молодым и М.Железный, студент московского вуза, детство и отрочество которого прошли в Кимрах.

О портретной живописи К.А. Пака можно говорить много: профессиональный художник, для которого портреты – основа творчества, с воодушевлением запечатлевает на своих полотнах известных и неизвестных большому кругу жителей кимряков. Автопортрет же полностью отвечает тому, что мы знаем о Константине Андреевиче.

У каждого вида портретной живописи есть свои особенности. Ими поделились в своих работах художники: Ксения Бельведерская, Кимры; Татьяна Ружинская, Дубна; Олег Нефёдов, Кимры; Алексей Орлов, Кимры; Александр Пасько, Дубна; Наталья Сакулина, Игорь Евтюхов, Дубна. Алла Малявина представила пять тонко выполненных акварельных картин, а Леонид Стульев – веселую работу «Под небом Парижа» (пара из Москвы). На выставке посетители обратили внимание и на групповые портреты, в основном семейные. Их авторы: Ксения Бельведерская, Анастасия Гарбовская, Мила Сидорова.

Есть отдельные портреты жен, мужей, сестер, братьев, снох и т.д., то есть близких родственников. Их авторы: Л. Ржавитина, Калязин; А. Гарбовская, Кимры; А. Симонов, Талдом; С. Шарова, Дубна; Е. Подлесная, Дубна; О. Жохова, Дубна, и другие мастера. С некоторыми художниками кимряки уже знакомы по предыдущим выставкам и знают, что они прекрасные пейзажисты, авторы натюрмортов, а на этой выставке показали себя еще и мастерами самого сложного жанра – портрет. В городской Художественной галерее на полотнах можно увидеть лица знаменитых кимряков, покинувших мир земной. Теплые чувства вызывают работы Игоря Хохлова (из коллекции А.Сазонова). Небольшой портрет бывшего главного режиссера Кимрского театра драмы и комедии Олега Лаврова обнадеживает, что народный артист РФ навсегда с нами.

Человек на холстеВыставлено много картин с детскими портретами, ведь ребята своим обаянием и наивностью всегда привлекают художников. Каждый из них находит изюминку в ребенке: свет глазок, откровенную улыбку, застенчивость, скромность или открытость. Любовь Лоткова представила «Портрет девочки», несколько интересных работ у Елены Подлесной и Ольги Жоховой. Выставлены жанровые портреты, на которых модель изображена в единстве с окружающей обстановкой – предметами быта, разным природным ландшафтом. Много женских портретов, ведь красота влечет художников, у большинства из них это – прекрасная дама. Пётр Гусев красочно представил девушку у зеркала, профессионально разделив светотени.

Некоторые авторы знакомят с работами в стиле абстракционизма, не используя реалистичных средств живописи, они предпочитают геометрические формы и игру с цветом. Устроители выставки не ограничивали участников «профессионализмом или самодеятельностью». Все работы привлекают внимание. Посетители увидели разные техники: акварель, масло, пастель, тушь, акрил, уголь, темперу, гуашь, карандаш. Видно, что каждый художник берет то, что помогает создавать нежные и чувственные портреты. И они отвечают задуманному: яркие и глубокие, либо скромные и выразительные.

Открывая мероприятие, директор ДК «40 лет Октября» И.В. Берёзина выразила надежду, что представленные картины понравятся посетителям, и призвала авторов продолжать участвовать со своими работами в Художественной галерее. Протоиерей Игорь Остаев, по профессии художник, подтвердил важность первой выставки портретов в Кимрах, ведь она знакомит с мастерством сложного жанра, который так интересен людям. Он высоко оценил творчество портретистов, сказав: «Душа каждого просит и, как видим, получает». Профессиональный художник Дмитрий Ефремов рассказал много интересного о мировой портретной живописи, которая начиналась с рисунка.

«На Руси такие картины называли «парсунами» от латинского слова persona, означающего «личность». Современный термин происходит от старофранцузского слова portrait, которое можно трактовать как «точь-в-точь». В процессе написания картины внимание художника полностью сосредоточено на человеке. До появления авангардного стиля живописцы изображали реалистичную внешность модели. В классическом портретном жанре важно максимально точное изображение внешности. Настоящим мастерам удается через картину раскрыть внутренний мир человека», – сказал Д.Ефремов.

В этот же день жюри провело заседание по выявлению победителей. Результаты будут оглашены на церемонии открытия следующей выставки.

На снимке: члены жюри за работой: В. Хлебородова, А. Сазонов, В. Васильев, И. Остаев. Присутствовали директор ДК «40 лет Октября» И. Берёзина и сотрудник Художественной галереи А. Самойлов, а также почетный гражданин г. Кимры Т. Петровская.

Оставьте комментарий