Человек, увлеченный познанием, за себя решает сам

Древняя мудрость гласит: «Велик тот учитель, который исполняет дело, чему учит, владеет всеми секретами своей профессии, потому что добросовестно и успешно проходит все ее ступени».

В.А. Кудряшова, заведующая теоретическим отделением ДШИ №1, почетный работник культуры Тверской области, в первый месяц нового года отметила свой юбилей. Для одного из опытных и мудрых учителей школы коллектив по этому поводу устроил праздник. Валентина Александровна уже много лет неустанно дарит частичку своей души детям, обучая их теоретическим предметам. Более 1000 выпускников, около 500 из них – специалисты музыки, в этом заслуга и кимрского педагога Валентины Александровны Кудряшовой. Сколько любви, сил, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания детям? Не ответить – мерила нет.

Из беседы, которая состоялась перед выходом этого номера газеты, мы узнали, что В.А. Кудряшова благодарна не только судьбе, но и родителям, которые помогли выбрать профессию. Валентина Александровна гордится и не устает выражать в их адрес теплые слова, многократно вспоминая отца и мать.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ, КОГДА ЕСТЬ ПОДДЕРЖКА

Родилась она и росла в Кимрах, в семье служащего. Отец – Соловьев Александр Константинович переехал из Углича, устроился в «Гортоп», «Лесхоз». Мама – Мария Петровна, не окончив школы, работала, помогала семье.

Встреча будущих супругов словно была предначертана свыше. Александр попросился квартирантом в дом родителей Марии. Получил согласие. Любовь между юношей и девушкой вспыхнула сразу – яркая и на всю жизнь. Как ни больно констатировать, но и ушли они в мир иной в один и тот же год. Александр Константинович долгие годы был руководителем лесных предприятий. Мария Петровна вела домашнее хозяйство, воспитывала двух дочерей, старшая – Тамара, младшая – Валентина. На лето из Москвы приезжал двоюродный брат девочек. Забот хватало: огород, домашняя живность, дети. Жили небогато, и все же дочерей Соловьевы приучали не только к труду, закладывали в них интерес к культуре и искусству, ведь сами были постоянными участниками коллективов художественной самодеятельности.

Валя с раннего детства мечтала играть на пианино, «тренировала пальцы» на любой деревянной плоскости! Но купить инструмент было не на что. Девочки получали общее образование в средней школе №13. Валя училась без троек. Однажды отец не выдержал и отвел ее, четвероклассницу, в Дом пионеров, в кружок Л.Н. Катышевой. Педагог сразу заметила любовь девочки к музыке, отменный слух и посоветовала отдать ее в музыкальную школу. К тому же кружок закрывали. Как быть: школа одна, и та – в Савелове? Жили Соловьевы на кимрской стороне, «на ручье», улица Ленина. Волгу можно было летом переплыть на катере, зимой перейти по настилу из досок. Валентина преодолела все! А в музыкальной школе в те годы детей «хватало» только на 4 класса, которые располагались на первом этаже. Этажами выше были общежитие и классы вечерней школы.

Валя попала к прекрасному педагогу – Тамаре Анатольевне Барякинской. Вместе с сестрой, тоже преподавателем Татьяной Анатольевной, они научили юную пианистку многому, а когда она перешла в 3-й класс, родители купили пианино. До сих пор помнит слова: «Учись, за него коровушку продали». Окончила общеобразовательную школу, а в музыкальной надо было еще учиться год. Пошла работать музыкальным работником в ДС №11 Трикотажной фабрики. Наконец-то, и мечта сбылась – получила начальное музыкальное образование! Поехала поступать в Калининское училище. Но на фортепианное отделение конкурс был большой, и ей посоветовали теоретическое отделение, убедив в том, что продолжать обучение на любимом инструменте она тоже будет. И здесь училась хорошо, училище окончила без троек. После получения в 1970 году от директора кимрской музыкальной школы Антонина Григорьевича Смирнова запроса, руководство училища выдало ей направление «на отработку» в Кимры. Так Валентина Александровна стала первым профессиональным преподавателем теоретических дисциплин в городе.

ЖИЗНЬ ОТДАНА ДЕТЯМ

Ура! Работа увлекательная, нравится. Дети с удовольствием приходят к молодой, энергичной энтузиастке. С тех пор В.А. Кудряшова не представляет своей жизни без детей. У нее есть дочь – Наталья Спиридонова, она тоже окончила эту музыкальную школу. Учился у Кудряшовой и первенец Тамары Анатольевны Барякинской – Алексей, обладатель абсолютного слуха и ритма. Когда Валентина Александровна начинает вспоминать, кто у нее учился, диву даешься: оказывается, почти весь состав «Талисмана» и его руководитель Зинаида Демакова, почти все педагоги своей и других музыкальных школ. Валентина Александровна говорит, что у нее нет секретов воздействия на детские души и сердца, главное для нее – от каждого по возможности, а чтобы детей увлечь музыкой, надо любить своих учеников! Странно, не правда ли? Но оказывается, дети, ощутив заботу и теплое отношение преподавателя, доверяют ему, стараются сохранить эти чувства к себе и выполняют все домашние задания. У Кудряшовой нелюбимых учеников нет! Конечно, каждое поколение отличается одно от другого, приходится и педагогу меняться – подстраиваться, но без любви учителя нет.

– Надо нам, взрослым, на равных входить в мир детей. Я их всех обхаживаю, как свою внучку Катеньку. Она моя гордость, школу окончила с золотой медалью, учится в Москве, в Российской академии. С детства поет и до сих пор выступает на сцене академии, – говорит В.А. Кудряшова. – Отдаю ученикам все свободное время. Младших вовлекаю в учебный процесс через игры, так приучаю к работе, ведь сольфеджио сравнимо с логикой и математикой. Обидно бывает, когда вижу, что какого-то ученика не могу увлечь, но в этом не всегда бывает только моя вина. Вступаю в контакт с родителями, предлагаю дополнительные занятия. Подключаю ребят постарше к исследовательским работам.

Основной принцип педагогической работы Кудряшовой – осторожно и бережно помогать юному дарованию раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», – эти слова с уверенностью можно отнести к Валентине Александровне.

О СОВРЕМЕННЫХ УВЛЕЧЕНИЯХ

В.А. Кудряшова – участница многочисленных областных семинаров, выступает с мастер-классами и открытыми уроками для педагогов музыкальных школ. Занимается исследованиями в области современной музыки. Мы попросили ее ответить на несколько вопросов.

– Какими инструментами сегодня молодежь увлекается больше всего?

– Малышей в школу приводят родители, со временем дети взрослеют, кто-то продолжает изучать инструмент, кто-то переходит на другое отделение, а кто-то бросает учебу. Когда к нам в школу приходят ребята постарше, то чаще всего обучаться игре на гитаре. Востребованны у них и ударные инструменты. По мнению ребят, это круто, с легкостью можно взять гитару в дорогу, пойти с ней на какое-то мероприятие или посидеть на скамейке с друзьями – песни попеть.

– Что можете сказать о рок-музыкантах?

– Среди этой категории музыкантов есть профессионалы и те, кто начинал учебу в школе, но посчитал, что доучиваться необязательно, достаточно одного-двух классов, и бросил занятия. Я их называю любителями. Есть талантливые самоучки, но их очень и очень мало. Ведь рок-музыканты часто сочиняют не только музыку, но и слова к ней, а это требует еще и поэтического дарования. Не так часто встречаются молодые люди, способные оценить себя. Человек взрослеет, входит в стадию познания, у него появляется тяга к прекрасному, и для многих надрывные крики со сцены – уже выход за рамки. Со временем они «успокаиваются».

В наших городских школах искусств много лет работают опытные преподаватели, которые стараются научить детей не только играть на инструментах, но и понимать даже то, о чем не говорят, слышать то, что не звучит. Среди них и педагог-теоретик Валентина Александровна Кудряшова.

Оставьте комментарий