Ищите и обрящете

В конце июля городская ветеранская организация творческой интеллигенции съездила на Селигер. О том, что кимрская группа побывала в Ниловой пустыни, посетила Нило-Столобенский мужской монастырь, храм, мы рассказали в предыдущем номере нашей газеты. Затем был Осташков, женский Житенный монастырь и исток Волги.
ПОМОГАЮТ СТРАЖДУЩИМ
Давно хотелось побывать в женском монастыре, хотя бы одном, где меняются жизни матерей и детей. Если заглянуть в словари синонимов, то можно узнать, что слово «страждущий» объединяет более десятка совершенно разных бед, «сваливающихся» на человека. А вот одна история, не банальная. Несколько лет назад в монастырь выезжала знакомая. Она родила ребенка, а муж ушел к другой женщине. Знакомая с новорожденной малышкой отправилась в монастырь. Ее приняли, работала на кухне, растила и воспитывала дочь. Приезжала домой раза два в году, к матери. А через четыре года сошлась с мужем. Чудо, не правда ли?
istok2И вот наша группа паломников на окраине Осташкова подошла к территории Богородицкого Житенного женского монастыря. Нас встретила одна из сестер, провела по территории, которая до 1700 года была островом, где находились житницы для хлебных запасов, собиравшихся управлением Патриаршего двора с жителей смежного острова Клично, впоследствии основавших город Осташков. Затем остров соединили с городом насыпным валом, теперь он – полуостров Житное. Основание монастырю положено в начале XVIII столетия, по указу государя императора Петра I от 19 марта 1716 года, и был он мужским монастырем. После всех разрушений и застоя обитель стала восстанавливаться совсем недавно.
15 лет как началось возрождение монастырских построек. После частичного восстановления и заселения его сестрами, стали приходить дети, нуждающиеся в помощи. Беседуя с ними, сестры узнавали, что страждующие не только они, но и их матери. Так было положено основание новому послушанию – Дому милосердия, социальной гостинице «Дочки-матери». Сегодня количество страждущих – 60 детей и 20 матерей. Принимаются мамы как с девочками, так и мальчиками с грудного возраста. Кроме того, в дни каникул обитель предоставляет место и духовное руководство для лагеря. Длительность смены не регламентируется, а лагерь находится на самообеспечении. Сестра, сопровождавшая нашу группу, рассказала, что главным послушанием монастыря является молитва и помощь обездоленным людям. В монастырском Доме милосердия проживают не только матери с детьми, но и инвалиды-колясочники, люди, оставшиеся без крова и содержания и остро нуждающиеся в поддержке. Все силы сестер обращены на всеобъемлющую помощь обездоленным. Приобщают здесь к доброму послушанию, прилежанию, опрятности, ведению хозяйства, рукоделию, пению, рисованию и ко всем навыкам, необходимым для жизни. Учат украшать и содержать жилище, готовить еду, печь хлеб, работать в огороде, доить скотину, варить сыр. Социальный приют не для детей-сирот, здесь помогают семьям. Насельницы работают. Бывают случаи, когда кто-то отказывается от каких-то «грязных уборок». Таким объясняют, что это нарушение, здесь главное – послушание. На вопрос: «За чей счет ведется строительство объектов, восстановление старинных сооружений, будет ли отреставрирована такая красивая колокольня?» – сестра перевела взгляд на небо. Еще на один вопрос: «Смогут ли дети, выйдя из монастыря, адаптироваться к мирской жизни?» – ответила: «Конечно. Здесь есть школа, дети получают среднее образование. Но для жития наших воспитанников крайне необходимы здание собственной школы (сейчас аренда), еще жилые корпуса. Кроме общеобразовательной программы, им преподаются: церковное пение, Закон Божий, церковно-славянский язык, живопись. Их обучают прикладному творчеству. Детям нужно качественное питание, одежда по сезону, медикаменты и все другое, что требуется для жизнеобеспечения. А для занятий необходимы кабинеты. Это все требует больших затрат. Как-то выходим из положения. По окончании учебы, приобретя духовно-нравственное воспитание, некоторые поступают в вузы и ссузы, ведь после сдачи экзаменов в школе дети получают аттестаты государственного образца. Мы помогаем им и в поступлении. Если воспитанница решает остаться в монастыре, посвятить свою жизнь Богу, то, конечно, Господь, матушка и сестры принимают ее с любовью. У нас все любят выращивать цветы, а дети очень любят еще и животных, птиц. Летом монастырь утопает в великолепии красок».
В этом мы убедились воочию. Вряд ли такое обилие цветов встретишь у кого-то из любителей-садоводов!
«К православным праздникам ребятки вместе с сестрами и матерями организовывают концерты и ставят музыкальные спектакли на сценарии собственного сочинения. Сестры вместе с детьми шьют костюмы и изготавливают декорации. Эти спектакли в игровой форме учат добру, милосердию, покаянию, прививают христианские добродетели. Представления дети играют и для гостей монастыря, а к нам приезжают учащиеся воскресных школ и интернатов. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям. А по выходным и праздничным дням они участвуют в богослужениях, поют на клиросе».
Нас интересовал и вопрос: «Всех ли принимают в Дом милосердия?» Оказывается, обращающихся много, но нет возможности всех расселить.
ИСТОК ВОЛГИ, ИСТОК ЖИЗНИ
Давно закончилась равнина, мы поднимались еще выше по Валдайской возвышенности, покрытой густым лесом. Вот и деревня Волговерховье на высоте почти 230 метров над уровнем моря, здесь берет начало крупнейшая европейская река Волга. Идем к истоку. Неужели простой родник – это и есть Волга? На пути огромный камень с высеченными словами: «Путник, обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской, здесь истоки души народной, храни их. Оглянись, уходя».
В ручейке вода красно-бурого цвета. Около родника построена часовня, а вдали видна колокольня Ольгинского женского монастыря, основанного возле Спасо-Преображенского храма. Где же начало?
Показались деревянные ворота, увенчанные крестом, вход в часовню свободен. В ней над родником глубокий колодец. Мы по очереди всматривались в магическую глубину черного зеркала, ведь надо, чтобы Волга запомнила каждого из нас и пронесла через западную часть России до самого Каспия. А выйдя, вставали на два волжских берега, держались за руки друг друга, чтобы закрепить дружбу на веки.
Эта поездка состоялась благодаря стараниям Татьяны Лапшиной, Анны Садовниковой, Людмилы Игуменовой, чуткому, доброму водителю Владимиру Клименко и, конечно, молитвам священнослужителей церкви Вознесения Господня.

Оставьте комментарий