В Кимрском краеведческом музее открылась персональная выставка скульптора Вячеслава Почечуева «Древо жизни».
Более 30 великолепных работ из дерева прибыли к нам из Тверского музея. Как же они оказались в Твери, задумается посетитель, знакомый с именем этого мастера, ведь скульптор – москвич? После смерти, как и завещал автор, его работы были переданы вдовой художника Н.Н. Киселевой в дар музеям. Скульптуры В.В. Почечуева хранятся в фондах и выставлены в экспозициях Государственного исторического музея, Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного Дарвиновского музея, Тверского государственного объединенного музея, в Успенской трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря.
ЖИТЬ И ТВОРИТЬ – ЕГО ДЕВИЗ
Вячеслав Почечуев родился в Москве в 1937 году, ушел из жизни 15 лет назад. Его до сих пор называют мастером масок, ведь любая маска скрывает под собой добро и зло, свободу и несвободу, а Почечуев «умел заглядывать» под эти прикрытия. После окончания Московского полиграфического института работал графиком-карикатуристом в популярных сатирических журналах. А творить в жанре деревянной скульптуры начал в 1960-е годы, уехав из Москвы на Камчатку. Материалом для самовыражения стала каменная береза, которая помогала передавать зрителю задуманные автором образы. Подключив еще и юмор, Почечуев своеобразно раскрывал характеры героев, их мысли. Рассматривая экспозицию, понимаешь и воспринимаешь их с улыбкой и даже смехом. Давно известно: «Заставить зрителя плакать трудно, но заставить смеяться еще труднее». Глядя на выставку в музее, с уверенностью можно сказать: Почечуев не заставляет смеяться, просто люди его понимают и отвечают тем, чего он ожидал. Ну, разве не смешон кот, у которого в голове – рыба, да непростая, а Русалка? А вот многолетний старец с трубкой мира во рту как бы смеется над нами: «Запрещая курить, вы «закрываете путь к миру». Выражение «раскурить трубку мира» означает «заключить мирное соглашение». В давние времена враждующие вожди индейских племен или их представители садились рядом и пускали по кругу трубку в знак примирения.
Отметим, что не только ироничные образы мы видим в залах Кимрского музея, но и душевные. Трудно оторвать взгляд от детского образа. «Солнышко мое» настолько правдоподобно, что его долго не забыть. Мир деревянной скульптуры Вячеслава Почечуева необычайно разнообразен: в нем и хранители очага, и химеры, и прожорливые молохи, и ангелы, и сказочные персонажи, и влюбленные, сны и мечты скульптора… А сколько еще сказочных и литературных героев напоминают нам не только об уходящих годах, но и мастерах, сумевших их запечатлеть в скульптуре и кино. Вячеслав Почечуев оставил большой след и в советском кинематографе.
КОГДА-ТО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ
Известного уже в ту пору карикатуриста и начинающего скульптора по дереву Вячеслава Почечуева в кино первым пригласил Александр Птушко. Снимая «Руслана и Людмилу», он с ног сбился, отыскивая творца дуба с цепью златой и прочих пушкинских декораций. Нашел! На этом дело не закончилось, Почечуев остался служить кино. Вячеслав Валентинович – один из тех, кто обеспечил бессмертие замечательной гайдаевской киноленте «Иван Васильевич меняет профессию», участвовал в съемках фильма «Берендеево царство» и многих других. Он чаще всего работал с «готовыми образами» – причудливыми наростами, хитросплетениями корней, со стволами в диковинных наплывах и корявостях. Еще снимая кору дерева, он стремился угадать «подсказки» природы. И это у него получалось!
Вячеслав Почечуев неоднократно выставлял свои работы в Москве, других городах России и за рубежом. Кимрякам в нашем краеведческом музее предоставлена возможность познакомиться с творчеством профессионала – мастера масштабной деревянной скульптуры. Спешите, экспозиция будет работать до 12 сентября.