В 1960-х годах вышедший в мировой прокат фильм-мелодрама «Брак по-итальянски», снятый по пьесе итальянца Эдуардо де Филиппо под названием «Филумена Мартурано», покорил сердца зрителей великолепной игрой Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
Кимрским зрителям в 1990-х довелось увидеть на местной сцене еще и спектакль с таким же названием. И вот, спустя пару десятков лет, Кимрский государственный театр драмы и комедии предложил полюбившийся зрителям спектакль в новой постановке – 22 сентября состоялась первая премьера нового театрального сезона, которой стала комедия «Филумена Мартурано». В главных ролях – заслуженные артисты России Евгений Сикачёв (он играл и в первой постановке) и Римма Абрамова. Режиссер-постановщик спектакля – главный режиссер кимрского театра Евгений Сикачёв, сцено-графия главного художника Галины Хлебородовой.
Все события комедии происходят в доме стареющего ловеласа Доменико Сориано (Евгений Сикачев), в гостиной, оформленной кожаными креслами, столом (всегда с цветами), красивыми стульями. И да, еще установлена икона, с которой зримо и незримо на все происходящее взирает Мадонна Роз. А действие начинается с веселья хозяина: он наконец-то женится на девушке, которую любит и которая моложе его на 30 лет! Теперь уж он точно приобретет… нет, не лиры, а спокойствие, денег у него в избытке! Но неожиданная весть о смертельной болезни Филумены (Римма Абрамова) прерывает радостные пляски мужчины. Он узнает, что жить ей осталось несколько часов, нужен священник. Нужен так нужен. Прибывший падре Микеле советует перед кончиной закрепить союз Филумены и Доминико благословением Божием, ведь они 25 лет прожили под одной крышей. Ну что ж, пожалуйста! Узы скреплены… А Филумена исцелилась! Теперь в доме – крики, топот, оскорбления и все такое прочее. Доминико в ярости: обманщица женила его на себе! Теперь уставшая от прежней жизни Филумена, меняясь на глазах прислуги и зрителей, выгоняет очередную любовницу мужа… и устанавливает свои семейные рамки. Но недолго она радуется – развод неизбежен! После разрыва Филумена не просто так уходит из дома, на прощание она сообщает Доменико, что он отец одного из троих ее сыновей. Поведанная история позволяет зрителю распознать в Филумене гордую женщину неимоверной силы, а в аристократе – слабого, инфантильного мужчину. С самого начала спектакля с уст главных героев не сходит фраза: «Дети есть дети». К чему и о чем она? Оправдание поступка или презумпция невиновности человека, впадающего в крайности ради своих детей?
Главный режиссер кимрского театра представил пьесу в жанре комедии. Не будем рассуждать, выиграла она от этого или нет, просто посоветуем зрителям посмотреть спектакль. Но хотелось бы узнать, что они думают о решении главного героя отказаться от любви ради семьи и детей. Это – смелый или парадоксальный поступок в жизни человека? Про героиню Риммы Абрамовой, познав ее жизнь и увидев в разных ситуациях, нельзя сказать, положительная она или отрицательная. А уход Филумены со сцены под руку с Доменико и жест ее руки (власть и превосходство) в сторону зала кого-то из зрителей заставивший хохотать взахлеб, а кого-то смутивший, подтверждает это. Трудно также дать оценку герою Евгения Сикачева, ведь Доменико – ловелас, эгоист, безответственный фат и мот, живущий в свое удовольствие. Каков он, если только после пятидесяти становится взрослым и начинает понимать, что такое семья, дети и вообще, что такое жизнь? Как Филумена могла все годы держаться от детей на расстоянии и оставаться для них неизвестной? А живя с мужчиной 25 лет, тайно помогала воспитывать детей, передавала сбережения, и тот ничего не замечал? После раскрытия тайны Доменико постоянно спрашивает ее: «Кто из троих – мой сын»? Но Филумена молчит. А мы уверены: она будет молчать до конца своей жизни.
По аплодисментам в зале, громкому смеху можно было судить о том, что зрители получили удовольствие от премьерного показа. Театр в очередной раз подарил развлечение, затронувшее до глубины души. Ведь семейные проблемы касаются всех: тех, у кого есть семья, у кого ее нет, и тех, кто хотел бы иметь семью, и у кого она разрушается или только создается. Как любить детей? Можно ли искупить вину? Эти и другие вопросы возникали на протяжении всего спектакля, в котором играли одни из лучших актеров кимрского театра. И не только главные герои заставляли думать, но и те, кто им «прислуживал»: Альфредо Аморозо (Виктор Сухарев) и Розалия Солимене (Галина Вытоптова).
На протяжении всего спектакля также интересными были комедийные мизансцены, представленные кимрскими актерами: Аленой Снегиревой, Михаилом Серовым, Николаем Снегиревым, Антоном Филатовым, Владимиром Бутаковым, Ниной Порозиной, Светланой Мокиенко, Владимиром Калашниковым, Даниилом Ващенко.
На фото слева направо: С. Мокиенко, Е. Сикачёв, В. Сухарев