Деревянный терем Жардецкого

Удивительная, нелогичная для Кимр, история у этого красивого деревянного дома, построенного в стиле модерн в 20-е годы прошлого столетия земским врачом Жардецким.

Несмотря на смены эпох, огонь революций и войн, да и просто реальный огонь (в 2018 году соседнее здание загорелось, и чудом пожар не перекинулся дальше), потомки хозяина дома живут в нем до сих пор. Что, в общем-то, для нашего города редкость, ведь после революции большие дома национализировались, а их владельцев выселяли.

Так уж случилось, что Кимры славят яркие выходцы из других городов, часто больших – региональных центров России и бывшего СССР. Но в случае с фамилией Жардецкий мы видим кимряков – выходцев из Речи Посполитой – государства, объединявшего с 1569 по 1795 гг. Королевство Польское и Великое княжество Литовское.

После Восстание Тадеуша Костюшко, которое иногда именуют как Польское восстание 1794, территория Речи Посполитой была разделена между Россией, Австрией и Пруссией. Видимо в то время в ссылку в Архангельскую губернию был сослан шляхтич Жардецкий – прадед кимрского земского врача, принадлежащий к роду польских дворян «герба Циолек». К этому роду относился и последний польский король Станислав Август Понятовскии?.

В 1872 году 6 апреля в городе Холмогоры Архангельской губернии родился Николай Александрович Жардецкий. После окончания Воронежской гимназии в 1893 году он поступил на медицинский факультет Московского императорского университета, который успешно окончил в 1898 году. Талантливый молодой доктор работал в Речинской земской больнице Бронницкого уезда Московской губернии. К тому времени он был уже женат на Эмилии Петровне Пунинской и в 1896 году у них родился сын Александр. В 1903 году доктор Жардецкий переехал на службу в земскую больницу в селе Маклаково, а позже в 1906 году – в Талдом. К тому времени в семье доктора было уже четверо детей. Младший Владислав родился 1 января 1905 года. В Талдоме наиболее полно раскрылся талант врача Николая Жардецкого как хирурга и инфекциониста. В то время свирепствовали эпидемии холеры и тифа. Врач спас тысячи жизней, сам перенес тиф и продолжил лечить людей.

В 1921 году семья переехала в Калязин, где Николай Александрович Жардецкий стал заведующим Калязинской советской больницей. А позже он был назначен в уездный центр Кимры врачом в Кимрскую больницу. До февраля 1941 года работал и снискал заслуженное уважение и благодарность кимряков.

В первые годы после переезда семьи в Кимры был построен красивый деревянный дом, который сейчас частично закрыт глухим железным забором, но видимая башенка и разноуровневая кровля терема доктора Жардецкого вызывает восторг у поклонников деревянного зодчества. «Золотой век» кимрского деревянного модерна приходится на годы новой экономической политики (НЭПа) 1921-1926 гг. Именно в это время выстроился настоящий музей под открытым небом на улице Московской, вырос и целый квартал на улице Орджоникидзе, которые придали городу уникальный, неповторимый вид. В это же время Николай Александрович Жардецкий строит в Кимрах дом для своей семьи.

По архитектуре это поздний модерн, который отличается рациональностью в элементах декора. И все же внимательный человек может заметить признаки стиля ар-деко в котором превалирует декоративность. Неповторимость и особенную выразительность деревянному терему придают элементы немецкой архитектуры: фахверк, башня, напоминающая о средневековом замке, срез двухскатной кровли со стороны фасада – приeм, характерный как для немецкой архитектуры, так и для модерна. Сохранил дом и другие любопытные элементы стиля, в частности, красивое, асимметричное расположение разных объемов здания. Объект учтен в реестре культурного наследия как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения под номером 691410189190005.

Что касается судеб потомков владельцев дома, то можно смело утверждать, что они оставили яркий след не только в истории нашего города, но в истории нашей страны.

Младший сын доктора Николая Александровича Жардецкого – Владислав Николаевич после смерти отца стал владельцем дома. Он окончил зоотехническую академию и приступил к работе ветеринарным врачом в Кимрах. Позже женился на Надежде Ивановне Лужиной, тоже кимрячке, дочери купца Лужина. У них родились сын и дочь, но случилась трагедия – Надежда Ивановна рано ушла из жизни. В 35 или в 36 лет она умерла от чахотки. Сын Александр Владиславович Жардецкий родился 18 сентября 1931 года. Он сделал блестящую карьеру военного, в 1953 г. окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе, командовал торпедным катером, затем звеном торпедных катеров 25-й дивизии ТКА ТОФ. Стал вице-адмиралом в 1990 г. и дослужился до начальника 3-го Главного управления КГБ СССР – это военная контрразведка. Имел награды: орден Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, нагрудные знаки «Почетный сотрудник госбезопасности» (1975 г.) и «За службу в контрразведке» III степени, медали. Уволен в запас в августе 1991 года, скончался 11 марта 2005 года.

Возвращаясь к судьбе его отца, узнаем, что Владислав Николаевич Жардецкий женился во второй раз на кимрячке Таисии Александровне Волковой, у них родился сын Андрей. Спустя какое-то время глава семейства умер, не дожив даже до 40 лет из-за слабого сердца. Его младший сын – Андрей Владиславович Жардецкий стал одним из немногих кимрских ученых, который не только работал в научной сфере, занимая должность главного геолога в производственном геофизическом тресте «Центргазгеофизика», но и защитил диссертацию кандидата геолого-минералогических наук. Позже Андрей Владиславович был назначен заместителем директора по науке в Газпромгеофизику в Москву. Трагически погиб в 2006 году.

Прошло 11 лет, памятник культурного наследия регионального значения почти не изменился

А за деревянным теремом, украшающим улицу Кирова, сейчас ухаживает родственница Таисии Александровны Волковой – дом перешел к родственникам по ее линии.

Конечно же обычному человеку, не бизнесмену и не олигарху сложно поддерживать здание из реестра объектов культурного наследи в должном виде. Слишком много требуется финансовых средств и согласований для его минимального ремонта, даже косметического. Но дома живут, пока в них живут люди. Поэтому можно считать, что судьба терема врача Жардецкого оказалась благополучной.

На снимке: так выглядел дом врача Жардецкого осенью 2008 года.

Прошло 11 лет, памятник культурного наследия регионального значения почти не изменился

Оставьте комментарий