Дети огненных лет

deti
Антонина Алексеевна Долбилова (Шеметова) с фотографией отца

В Кимрский музей обратился Юрий Климовцев, отец которого служил в «кимрской» 260-й стрелковой дивизии и пропал без вести под Брянском в годы Великой Отечественной войны. Юрий Ефимович узнал, что в нашем городе проживает дочь руководителя партизанского отряда Алексея Шеметова, которая все военные годы вместе с родителями, братом и сестрой провела в брянских лесах. Мы встретились с Антониной Алексеевной Долбиловой у нее дома.

КОГДА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

В 1941 году Тоне было 9 лет. Родилась она в деревне Лучки Трубчевского района Брянской области, в крестьянской семье. У родителей было 10 детей, но в живых остались трое: Полина с 1930-го, Тоня с 1932-го и Ваня с 1937-го, остальные умерли от болезней. До войны Антонина успела окончить первый класс. За день до нападения фашистов на нашу страну отец Алексей Николаевич Шеметов разобрал старый дом, хотел на подготовленном фундаменте возвести новый. Он был председателем колхоза, который носил имя его брата – большевика Тимофея Шеметова, убитого кулаками в начале тридцатых. Собрав за неделю дом, благо сруб был завезен заранее и помощь оказали соседи и родственники, Алексей Шеметов пошел в военкомат. Пробыл там день, к вечеру вернулся домой, собрал вещи и уехал. Жена Ефросинья Евдокимовна приняла все как должное: мужчины все уходили на фронт. Через две недели муж вернулся, предупредил, чтобы готовились к эвакуации, а сам он пойдет в партизаны…

ДЕРЕВНЯ В ОККУПАЦИИ

В середине сентября полчища фашистов прорвали оборону и захватили Орел. Трубчевск, как и близлежащие населенные пункты, оказался в глубоком немецком тылу. В деревню Лучки вошла немецкая часть во главе с генералом. Под вечер дверь в доме шумно распахнулась, на пороге стояли немцы и переводчик. Фашисты, оказывается, увидели новый дом и решили, что это лучшее место для командира. Они быстро завезли ковры, расстелили их на полу, завесили стены. Наутро в дом спешно вошел житель деревни и через переводчика сказал, что здесь не место немецкому командиру, это дом коммуниста-большевика. Генерал из дома выехал.

Пришли холода, на дворе был морозный ноябрь, в деревне появились каратели. Семью Шеметовых выгнали на улицу. Родные и соседи боялись оставлять их у себя надолго, из жалости пускали переночевать. Однажды Тоня пробралась на ночевку к жене дяди, та дала ей миску супа с фасолью и спрятала за печкой, страшно же было – у самой семеро. Тут пришла соседка и рассказала, что немцы ищут Алексея Шеметова, узнали, что он партизанит. Соседка ушла, а тетя сказала: «Дочка, слазь с печки, пойдем в сарай».

– Спрятала меня между поленницей дров и стеной, велела молчать, – вспоминает Антонина Алексеевна. – Вскоре послышались шаги и немецкая речь, потом все стихло. Спина моя замерзла, я ничего не чувствовала, очнулась уже в доме. Тетя, растирая мои руки и ноги, плакала: «Тонечка, уходи, побьют нас немцы, если останешься». Пока совсем не рассвело, я вышла на улицу. Иду, а на встречу мама с Ванечкой.

Ефросинья Евдокимовна привела детей в свой дом, велела не шуметь. Было холодно, топить печь нельзя, немцы дым увидят. А ночью в деревню пробрались партизаны, усадили на пять подвод семью Шеметова, детей и жен других партизан, взломали деревенский клуб, где немцы хранили продукты. Со всем скарбом двинулись в глубь брянских лесов.

ПАРТИЗАНСКАЯ ДОЛЯ

Оказавшиеся в первые дни войны в тылу врага красноармейцы и местные жители сформировали Трубчевский партизанский отряд, переросший впоследствии в Партизанскую бригаду имени Сталина. За Десной, в глухом лесу, для него готовили стоянку. Коммунист Алексей Шеметов в середине октября со своим отрядом приступил к активным боевым действиям. Сначала партизаны из засады обстреляли двигавшуюся технику и подводы врага, потом одна из групп подорвала пять автомашин, захватила полковое знамя. Среди убитых оказался фашистский генерал.

Победа окрылила! Отряд, быстро разрастаясь, наладил связь с населением. Старики и дети передавали сведения о немецких войсках. Красноармейцы незаметно нападали на врага, громили технику, уничтожали выставленные посты.

ЖИЗНЬ НА БАЗЕ

После нескольких разгромных операций враг уже под охраной танков посылал в город боеприпасы и продовольствие. Беспрерывные засады, рейды, налеты на гарнизоны, осуществляемые партизанами, отвлекали с фронта крупные вражеские силы. В мае Алексей Шеметов забрал жену и детей на базу, где стоял его отряд. Здесь, в глуши брянских лесов силами партизан были построены баня, кухня, выкопаны землянки, одна – для медсестры. В ней родился младшенький Шеметов – Валерий.

Семья редко видела отца. Алексей Николаевич со своим отрядом вел «рельсовую войну». Брянские партизаны уничтожали железнодорожную охрану, овладевали перегонами. Взорвали около 300 км железнодорожных путей и три железнодорожных моста.

Полина и Антонина работали на кухне, кололи дрова, таскали воду, а Евфросиния Евдокимовна занималась ремонтом партизанской одежды. Приближался 1943 год. Зимой трудно было найти воду. Кто-то из партизан сделал для девчонок кошары – плотные корзины, в которые Полина и Тоня собирали снег. Две такие кошары позволяли натопить и вскипятить пару чайников воды, а ведь еще надо было на всех сварить суп, кашу, вымыть посуду. Да и летом было не легче: с утра до ночи собирали грибы, ягоды, травы для чая, хворост и ветки. А Ефросинью Евдокимовну настигло горе – заболел и умер Валерик.

ВЫХОД ИЗ БРЯНСКОГО ЛЕСА

Два года Шеметовы жили в землянках. Когда шесть немецких дивизий выдвинулись на уничтожение брянских партизан, Алексей Николаевич велел жене с детьми уходить. Сопровождать их времени не было. Они долго шли, пока не добрались до лесной деревни.  А партизаны в том бою отстояли брянские леса. Шеметов послал верных ему ребят на поиски семьи. Мальчишки их нашли, привели на базу. Отец поцеловал маленького Ваню, потом дочерей и жену, задержав Фросю в объятиях, сказал: «Милая Евдокимовна, спасибо, что спасла моих детей».

Через пару дней привез их на партизанский аэродром. Там стоял маленький самолет, взяли только Тоню с Ванечкой. Летели – мальчик спал, приземлились – так и не проснулся. Когда уже на машине ехали в какую-то деревню, Антонина стала нервничать, не могла разбудить брата, а хотела накормить, дать сухарик и чайку. Встретил детей офицер. Разместил в чьем-то доме. Тоня заснула, а пятилетний Ваня перелез через нее и спросил офицера: «Дядь, неужели мы правда на большой земле?» Офицер обрадовался детскому голосу, видимо, вспомнил своих, взял мальчика на руки, прижал к груди.

Через три дня прилетела Полина. Шеметовы пешком в сопровождении двух партизан отправились в Ельц. Ваню взять не разрешили, кто его будет нести 50 километров по лесам и болотам? Девочки хотели выкрасть брата, не получилось – мешала охрана. Их определили в детский дом, вдали от боев, но радости не было. Где брат, что с ним? Полина и Антонина втайне от руководства детдома написали письмо в Москву, «Директору над всеми детдомами», с просьбой найти Ваню Шеметова. Когда пришел ответ на письмо с таким адресом, директор детдома отругал девчонок. Но они радовались – Ванечка жив, его взяла на воспитание семья из Башкирской АССР и увезла в Шенталу. Сестры послали письмо с радостной вестью отцу и матери на партизанскую базу: «Брянский лес, командиру партизан бригады имени Сталина, для командира партизанского отряда имени Маленкова Шеметову Алексею Николаевичу». И это письмо нашло адресата!

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Антонину и Полину отец забрал из детского дома в 1946 году. Мама после демобилизации вернулась в свои Лучки. Шеметов поехал за сыном в Шенталу. Мальчик узнал отца сразу, бросился к нему на шею. А потом оказалось, и новых родителей тоже любит, не хочет расставаться, привык, прожил с ними почти два года. Отец уговорил вернуться в семью. Все плакали.

Алексея Шеметова направили в город Стародуб заведовать райфинотделом. За высокие трудовые заслуги он был награжден медалью, а учреждение, в котором работал, получило переходящее Красное знамя. Дочери окончили школу, вышли замуж, женился и сын.

Будущий муж Антонины Андрей Долбилов жил в соседней деревне. Познакомились на дороге, когда он ехал на велосипеде из техникума, где учился. Андрея призвали на службу в армию. Служил семь лет, окончил училище. В звании лейтенанта в 1961 году переехал с семьей в Кимры. Через год Антонина настояла, чтобы отец и мать приехали жить к ним. Родители согласились.

Андрея Долбилова вновь призвали в армию, служить на Кольском полуострове. Жена и дети четыре года жили с ним. Затем все вернулись в Кимры. Вырастили дочь Светлану и сына Сергея, работали в ВОЭК: он – заместителем главного инженера, она – бухгалтером. Сын, отслужив срочную службу в войсках стратегического назначения в Белоруссии, сильно и долго болел, умер, когда ему было 45 лет.

Бывшего командира партизанского отряда Алексея Николаевича Шеметова не стало 1 января 1996 года. Он и супруга похоронены в Кимрах. Уже нет в живых и мужа Антонины Алексеевны. Дочь живет в Кувшинове. Она подарила своей маме прекрасного внука. Антонина Алексеевна живет и ждет, когда же тот женится. Она так хочет увидеть правнуков, ведь ей уже за 80.

Оставьте комментарий