В этом году исполняется 74 года с того момента, когда была повержена фашистская Германия.
Праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. С 1965-го День Победы – нерабочий праздничный день. 9 мая – День воинской славы России.
ЗА 45 ДНЕЙ ДО МАЯ 45-го
К концу марта Красная армия освободила почти всю территорию Советского Союза, а также Болгарию, Румынию, большую часть Польши и Венгрии. Линия Восточного фронта переместилась на территорию Югославии, Чехословакии и самой фашистской Германии. Но и в окружении немецкие войска продолжали упорно сопротивляться, удерживая большие области в Курляндии и Восточной Пруссии.
На Западном фронте союзные англо-американские войска вытеснили гитлеровцев из Франции, освободили Бельгию и часть Голландии. Успешно продолжалось наступление союзников в Северной Италии. На пресс-конференции на вопрос журналиста: «Кто первым войдeт в Берлин, русские или мы?» – верховный главнокомандующий союзными силами в Европе Эйзенхауэр ответил: «Они в 35 милях от Берлина, мы – в 250. Я не хочу ничего предсказывать, у них более короткая дистанция, но перед ними основные силы немцев…» С 16 апреля по 8 мая 1945 года продолжалась Берлинская наступательная операция, в ходе которой Красная армия заняла столицу Германии. 9 мая, в 0.43 по московскому времени, начальник штаба верховного главнокомандования генерал-фельдмаршал Кейтель подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
ВРЕМЯ ПОБЕДЫ – НАШЕ ВРЕМЯ
Всего на защиту Родины из Кимр и Кимрского района ушло более 25 тысяч жителей. На полях сражений погибли 12037 солдат, сержантов, офицеров, призванных местным военкоматом. В это же число включены и те, кто умер от ран в госпиталях и пропал без вести. Все меньше остается участников боевых действий, совершивших великий подвиг освобождения народов от захватчиков. Среди нас есть люди, в юном возрасте испытавшие на себе не только тяготы военного лихолетья, но и ставшие свидетелями первого празднования Дня Победы. Сегодня им присвоен статус «Дети войны», закон подписан губернатором Тверской области в апреле текущего года. Воспоминания о великом торжестве являются бесценным свидетельством того, что НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Нина Петровна ШОШИНА
Н.П. Шошина. Председатель Совета ветеранов. Фото из личного архива, 2016 г.Из уст в уста жители нашего села Липяги Рязанской области передавали друг другу радостную весть: Красная армия победила фашистов! Телефон был только в сельсовете, куда ранним утром 9 мая поступило сообщение. Сельчане с одним желанием – всем вместе порадоваться великому событию – спешили на небольшую площадку возле клуба и здания сельсовета. А как не радоваться, если село во время отступления немцев с оккупированных территорий в конце 41-го было полностью разворовано и разгромлено. У нас в доме три недели жили немецкие солдаты, неприспособленные к деревенскому быту. Мясо варили на горевшем бревне, просунутом в печку, второй конец держали по очереди, пока не приготовится блюдо. А 9 мая 1945-го мама с бабушкой торопились на сельский «пятачок», хотели взять и меня с собой. Но так получилось, что у меня, 10-летней девчушки, не было ничего нарядного. Тогда мама нашла какую-то свою юбку и на скорую руку, постоянно примеряя, принялась ушивать. Работая иголкой, все время плакала, бабушка ей вторила. Ведь мой отец был на фронте, семья за него переживала. Я надела белую кофточку, и мы спешно отправились на встречу. Нас догоняли и перегоняли. Люди с радостью, как на крыльях, неслись к перекрестку. Некоторые сельчане плакали, у многих погибли или пропали без вести дети, мужья, братья, сестры. Русское село особенное, если у кого-то случается горе, безучастных к беде не бывает. Вот и в тот день все, как могли, кого-то утешали, кого-то обнадеживали. Люди не расставались до вечера.
Евгений Алексеевич ДЕНИСЮК
Е.А. Денисюк. Ветеран нефтяной промышленности. 2019 г.Мне в 1945-м шел восьмой год. Родился я в Баку. Отец погиб в 43-м, во время Керченского наступления. Всю войну жили вдвоем с мамой. Она пришла на смену отцу, ушедшему на фронт, и, как говорят в народе, за копейки работала машинистом на компрессорной станции по холодильным установкам. С ранних лет я был самостоятельным, уже в три-четыре года оставался один дома. Недоедал, конечно, не всегда была одежда по сезону. Но победный день вспоминаю, как праздник. Не только взрослые, но и мы, дети, гордились тем, что страна победила врага! В разных районах города через рупоры оповещали о Победе, народ спешил на центральную площадь, где состоялся митинг. Было обидно, что нас, учеников младших классов, в центр не повели, мы вышли на пришкольную территорию. Но как только громко воскликнули: «Дождались, наконец-то Победа! Наша Победа!» – эта радость передалась и нам. Мы не могли устоять на месте, прыгали и не просто кричали, а орали: «Победа, Победа!» А дома мама плакала.
Мария Андреевна КУРНАКОВА
М.А. Курнакова. Ветеран труда. 2019 г.Я родилась в Ленинграде в 1933 году. В семье трое детей, я средняя. Враг стремился захватить город. В мае 41-го мы выехали в деревню Волосовского района, но на беду туда пришли фашисты. Нас с другими семьями вывезли в финский концлагерь. Словами не передать то, что мы, дети, испытывали несколько лет, находясь в закрытой зоне. Освободили нас только в январе 1945-го. Эшелон отправили в Калининскую область, 10 семей приняла Шелковка Кимрского района. Мы здесь остались навсегда. 9 мая 1945 года был солнечный день. По радио (у кого оно было), а также соседи из дома в дом передавали весть о Победе. Все – взрослые и дети – спешили на главную кимрскую площадь, где тогда стоял памятник И.В. Сталину. Побежала и я, смотрю – перед Сталиным мужчина на коленях, молится. Выступавших тогда было много, звучала торжественная музыка. Все радовались поражению захватчика. Из того, что говорилось, я помню только: «Победа!.. Победа за нами!» – долгожданные слова, которые предвещали счастье каждому жителю страны.
Станислав Михайлович ЧИХАЛОВ
С.М. Чихалов. Ветеран труда из династии обувщиков. Фото из личного архиваКазалось бы, мы жили вдали от фронта, но и Кимры бомбили. Когда началась война, мне шел шестой год. Я до сих пор помню страх, которого натерпелся, когда фашистские самолеты скидывали бомбы в место слияния рек Кимрки и Волги. А жили мы недалеко от храма Вознесения. Паника, крики, выискивание места, где бы спрятаться… Пережили. О Победе узнал в школе (ныне Воскресная школа) после окончания второго урока. Всех учеников вывели в коридор, директор сказала: «Занятий больше не будет. Завтра тоже. Идите домой, скажите родителям о празднике». Мы побежали. А на площади собрались все Кимры. Люди радовались, обнимались. Долго не расходились. Вечером уходили домой с гостями и без них, садились за стол, праздновали Победу по-русски. Мы, трое-четверо мальчишек (10-14 лет), тоже решили отметить праздник по-мужски. Принялись бегать по городу, собирать бутылки, мыть, чтобы сдать в приемный пункт. На вырученные деньги надумали купить водки. На рынке нам подсказали, какая бабушка ее продает. Подошли, спросили: «Тем, что в бутылке, люди не травятся?» Она сказала, что все настоящее. Купили, а на закуску денег не хватило. Бежать домой никому из нас не хотелось, все равно там ничего не было. Зашли на территорию садика, что на перекрестке улиц Салтыкова-Щедрина и Орджоникидзе, распили. Я потерял сознание. Очнулся под кустом сирени возле дома, там оставили меня ребята. Этот случай из детства – тоже победа, но над собой. Получил урок: прежде чем что-то делать, надо думать.
Мария Васильевна ХАТИНА
М.В. Хатина. Начальник заготовочного цеха. Филиал №1, фабрика «Красная звезда». Фото из личного архива, 1970-е годыВ 45-м мне было 8 лет. Наша семья жила в городе Беднодемьяновск Пензенской области. Отец пропал без вести на фронте. У матери нас было трое детей. Еще двух ребят привезли из Москвы родственники, спасали от обстрелов. Испытали голод и холод. Мама все военные и послевоенные годы ждала, что отец объявится, не хотела верить в то, что его нет в живых. Мы, видя ее терзания, жалели, часто вместе с ней плакали. Она стала привыкать к потере мужа только после того, как в родном городе установили обелиск погибшим и пропавшим без вести в Отечественной войне, среди внесенных фамилий значится и имя нашего отца. В День Победы мы, младшие, были дома. Плакали навзрыд вместе с ней. Мама, обнимая нас, говорила: «Ребята, война закончилась… А мы одни-одинешеньки…» Во мне эта боль осталась навсегда.
Александр Александрович КУЛИКОВ
К селу Погорелое Городище Зубцовского района, в котором мы жили, несколько раз приближались немецкие войска. Каждый раз нас эвакуировали и возвращали. Последний раз обосновались на узловой станции Сонково. Отец пропал без вести на фронте. Нас было четверо: мама, бабушка, я и сестра. Помню, что всегда хотел есть. С бабушкой и сестрой ходили в поле, искали гнилую картошку, дома варили и ели. Как и кто объявил о Победе, не знаю, но до сих пор помню, как на станции из замедленного поезда, не дожидаясь остановки, выскакивали люди и громко крича обнимались.