Добро помнится долго

25 января в Районном Доме народного творчества открылась выставка «Призвание – художник» известного советского и российского скульптора Т.С. Савватеевой.

Татьяна Сергеевна с середины 1950-х живет в Москве. С кимрским краем скульптора связывает деревня Глазово, которая расположена на берегу Волги. Нам удалось до открытия выставки познакомиться с работами автора и задать несколько вопросов, на которые Т.С. Савватеева с теплом ответила.

– Татьяна Сергеевна, выставка Ваших скульптурных работ в Кимрах связана с какой-то юбилейной датой, событием?

– Сложный вопрос. Дат юбилейных нет. Событие или нет, судить не мне, я передаю Дому народного творчества более ста работ. Сегодня выставлена только часть, некоторым нужны специальные стеллажи, витрины. Давно занимаюсь творчеством, скульптур много, часто на их создание вдохновляла Кимрская земля, ее люди. Думаю – здесь им место.

– Вы часто бываете в Кимрах?

– Весной на все лето приезжаю в деревню, у моей семьи там дом.

– Семья большая?

– Сын с женой и четверо внуков. Двое свои, им 17 и 8 лет, два приемных – инвалиды.  Сын и сноха – добрые и любящие родители. Минувшим летом Евгений (сын) возил одного мальчика на лечение за границу.

– Сын, как и Вы, занимается творчеством?

– Нет. Он в детстве учился в художественной школе, но специальность выбрал, связанную с компьютером.

– Расскажите немного о себе.

– Я родилась на Дальнем Востоке, в совхозе «Сеймчан», в семье служащего. Жила там с родителями до 9 лет. Затем поездили по стране: Москва, Воркута, Салехард, Молдавия. Нас было пятеро детей. После школы поступила в Кишиневское художественное училище. Но у нас умерла мама. Я переехала в Москву, перевелась в Московское художественное училище имени Калинина. Когда мне исполнилось 18 лет, оформила опекунство над младшими. Училась у Шмакова и Евангулова. Училище окончила в 1957 году с отличием. Год работала художником-косторезом, затем поступила в Московский художественный институт имени Сурикова, на скульптурный факультет, в 1964 году защитила дипломную работу.

– Напрашивается вопрос: откуда желание быть скульптором, ведь вроде бы не женская эта работа? С каким материалом работаете?

– Я с детства любила рисовать, но еще больше – лепить. Тогда пластилин трудно было достать, не говоря уже о других материалах. Лепила из хлебного мякиша, если удавалось – из глины: собачек, кошечек, птичек, остругивала веточки, получались фигурки. Но надо отметить: часто скульптор начинает работу с рисунка. Здесь представлена одна работа «Современница», ее я выполнила с натуры, она из гипса. Со временем стало проще находить такой мягкий материал, как воск, но и глина всегда в ходу. По рисунку начинаю лепить – создаю модель в мягком варианте. Если задумана работа из дерева, мрамора, пуфа, гранита, приступаю к обработке твердых материалов. Занималась и отливкой, для этого сначала изготавливается форма.

– В домашних условиях это невыполнимо! А если работаете с керамикой, без печи тоже не обойтись! Да и для больших скульптур нужны металлические каркасы. Где вести сварку?

– Те, кто состоит в объединении московских скульпторов (ОМС), работают на территории скульптурного комбината в Бабушкино. Нам безвозмездно предоставлены помещения. Оказывается необходимая помощь.

– Ваши любимые скульптурные жанры, темы?

– Люблю работать над портретами. Всегда хочется запечатлеть достойного человека. Вот эта женщина вам знакома?

– Да, это наша кимрячка-общественница Евгения Самсонова.

– А вообще темы моих работ разнообразны: от портрета, этюда, анималистики, декоративных работ – до памятников.

– Вы были инициатором установки в городе скульптуры кимрского сапожника. Скульптуру создал другой мастер, это Вас как-то расстроило?

– Я уважительно отношусь ко всем творческим людям. Все работают по-разному. Очень нравятся работы кимряка Ивана Абаляева. Около 30 лет изучала Кимры – Столицу сапожного царства. Поняла, что сапожники здесь жили не бедно, ведь они весь год могли зарабатывать, а не как столяры, рыбаки, зависели от сезона. Именно обувные мастера прославили Кимры. Они изготавливали обувь для армии, для красавиц-женщин – туфельки, сапожки, а для мужчин не только сапоги, но и разные штиблеты. Шили красивую детскую обувь. В моем понимании кимрский сапожник не «забитый, угрюмый человек», а человек с достоинством. Поэтому моя задумка была более оптимистичная.

– Спасибо, Татьяна Сергеевна, за беседу. Поздравляем Вас с Днем Ангела – праздником святой Татианы. Успехов Вам во всех творческих начинаниях. Здоровья Вам и всем членам семьи. Благодарим за столь дорогой подарок – открывшуюся постоянно действующую экспозицию в районном ДНТ. Надеемся на то, что она перерастет в Музей скульптуры Татьяны Савватеевой.

Трудно поверить, но Татьяна Савватеева на следующий год после окончания училища уже демонстрировала свои работы на всемирной выставке за рубежом – в 1958 году в Брюсселе. Когда окончила учебу в институте, в 1966-м стала лауреатом премии Ленинского комсомола. А в 1967-м ее приняли в Союз художников. Участвовала практически во всех всесоюзных, зональных, республиканских выставках и за рубежом (Чехословакия, Польша, Франция). Две персональные выставки прошли в зале «Крутицкий вал» (1987 г.) и Московском доме скульптора (2004 г.) В 2002 и 2004 годах Т.С. Савватеева получила дипломы победителя конкурса на «Весенних салонах». В разные годы были установлены памятники погибшим – в Сибири, под Рязанью, в Узбекистане и Таджикистане. Работы Савватеевой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Дарвинском музее, в музеях городов Орбита, Серпухов, Чехов, в запасниках министерства культуры и Союза художников, в частных коллекциях в России и за рубежом.

На снимке: Традиционное фото на память. В уютном зале ДНТ Кимрского района собрались друзья и поклонники творчества Татьяны Саватеевой.

Оставьте комментарий