Дом Сорокина

Несколько минут хода от Подворья Свято-Троицкого женского монастыря в направлении Кимрки, и на пересечении трех улиц – Конной, Троицкой и Либкнехта – мы поравняемся с домом Ивана Алексеевича Сорокина, замечательного кимряка, так много сделавшего для своего села, неутомимого просветителя, организатора больших дел, умелого администратора.

Отец Ивана Алексеевича – Алексей Васильевич – был преуспевающим предпринимателем, потомком знаменитых кимрских хлебных торговцев. Семья владела каменными домами в центре села, в их числе два здания, в одном из которых сегодня располагается краеведческий музей, а в другом  находится художественная галерея.

Родился Иван Алексеевич в 1862 году, получил хорошее образование и уверенно вел свой бизнес: торговал обувью и гамбургским товаром, занимался производством цветной шагрени. Имя его дважды упоминается в алфавитном указателе торгово-промышленных заведений России среди крупных фирм. Жил он в этом доме со своей женой Агафьей Емельяновной. Верх здания был жилым, а низ занят магазином. В 1914 году Иван Алексеевич был избран членом Корчевской земской управы.

Кроме основных торговых и производственных дел, у Ивана Алексеевича было большое увлечение, которое, как видится уже из сегодняшнего далека, было внутренней потребностью образованного, нравственно здорового человека – он занимался просветительством, развитием культуры в селе, руководил театральным коллективом в купеческом клубе, 15 лет был начальником вольной пожарной дружины. После его вступления в должность (а было это в 1899 году) сеть дружин вокруг села стала заметно увеличиваться. И это не случайно. Сорокин, как писал современник, являлся их организатором и вдохновителем, давал хорошие советы и указания.

При Сорокине земство стало оплачивать выезды на пожар – по 10 рублей за каждый. При нем дружина вступила  в императорское Российское пожарное общество. От него исходило предложение о необходимости строительства водопровода. Мысль свою он обосновал тем, что при устройстве водопровода население пожелает взять в свои дома воду от магистрали, и через это должен получиться доход, так как за такие удобства население, вероятно, «пойдет своими жертвами (платой) навстречу пожарному обществу». В 1907 году постройка водопровода была начата и пошла беспрерывно.

Когда встал вопрос об открытии в селе общественной библиотеки-читальни, то именно Сорокин взял на себя все хлопоты по изысканию средств на это благое дело. Не найдя должного понимания среди людей состоятельных, он обращается к земскому начальству, к волостной администрации и получает согласие сельского схода на выделение денег из общественных средств. На ремонт дома, отведенного под библиотеку, шли суммы, вырученные от любительских спектаклей, от духового концерта. И библиотека в Кимрах получилась на славу. Она была открыта 4 января 1896 года.

«Удивительный характер» – так говорили о Сорокине современники. Когда он умер в 1918 году, ему были отданы заслуженные почести. Агафья Емельяновна надолго пережила своего мужа.

Вид с ул. Троицкой,  2019 год

А вот дом Сорокина стоит на стыке трех улиц в Кимрах до сих пор. «Состояние его неудовлетворительное» – так записано в карточке учета объектов культурного наследия, охраняемого государством. «Дом жилой» (код памятника 6902087000) с адресом ул. Кирова, 10 пережил множество трансформаций. Его использовали то под контору, то под разные виды торговли и бытовых услуг.

Архитектурное описание объекта приводим ниже.

Дом, построенный Иваном Алексеевичем Сорокиным, довольно прост в части архитектурных решений. Здание одноосевое, двухэтажное и прямоугольное в плане, имеет три парадных фасада, выходящих на три улицы: Кирова, Троицкая и Карла Либкнехта. Состоит из каменного основного объема дома и деревянного пристроя (где располагается входная группа), объединенного под одной вальмовой крышей. Дом является основным градоформирующим объектом, держащим стрелку расхождения улиц. Фасады спокойные, не имеют особых выступов и рельефного декора. Окна второго этажа декорированы широкими профильными наличниками в стиле неоклассицизма. По всему периметру здания тянется профильная протяжка фриза, отделяющего основное поле стены от карниза. Окна первого этажа широкие, также декорированы профильной протяжкой наличника. Когда-то окна были входной группой расположенных на первом этаже магазинов, о чем свидетельствуют старые фотографии дома. Ныне двери заложены.

Преуспевающий владелец мастерской по выделке шагрени Иван Алексеевич Сорокин продал свой дом в 1917 году, за год до смерти.

Мы уже рассказывали о семье Сорокиных, когда обращались к истории здания кимрского краеведческого музея, и все же сейчас напомним, что у Ивана Алексеевича был брат Николай.

Семья Николая Алексеевича Сорокина жила в доме, в котором сейчас находится краеведческий музей, в той его части, что выходит на улицу Урицкого и в которой находится выставочный зал музея. «Семья была культурной, в доме имелась большая библиотека иностранной литературы, и супруга Николая была постоянно с книгой в руках»,– вспоминал кимрский долгожитель, художник Макарий Шокин, друживший с сыновьями Николая – Федором и Сергеем. Было это начало ХХ века.

Оба сына Николая торговлей занимались мало, что огорчало отца, упрекавшего отпрысков в пренебрежении к торговому делу (самому почетному, как называл его в своих «Записках» М.В. Малюгин). Но у них были свои пристрастия. Федор окончил Строгановское художественное училище, в котором числился среди лучших учеников. В 1913 году, когда отмечалось 300-летие царствующего дома Романовых, костромское купечество заказало ему расписать золотое блюдо, которое предназначалось для подношения подарка царской семье. За эту работу Федор Николаевич получил на конкурсе первую премию, а от царя – именные часы с автографом. Прожил Федор недолго. Умер, по одним источникам, в 1918 году, по другим – в 1919.

Сергей Николаевич тоже был связан с искусством. До революции преподавал рисование в одном из учебных заведений села. Есть запись, что это была мужская гимназия, но документально существование таковой в Кимрах не подтверждено. После Октябрьской  революции Сергей работал в артели промкооперации счетным работником, затем –экономистом. Жил в одном из домов на Южной площади в Заречье. И до самой смерти хранил семейные реликвии. Умер в начале войны. Собственной семьей не обзавелся, и все его имущество перешло государству.

Вот такими мы застали семьи  Сорокиных Ивана и Николая Алексеевичей, потомков именитой в Кимрах фамилии начала прошлого века, века больших, а для нашей страны – коренных перемен.

На снимке: дом Сорокина,  20-е годы прошлого столетия.

Оставьте комментарий