В Кимрском государственном театре драмы и комедии состоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «Егор Булычов и другие».
Режиссером новой постановки выступил москвич Анатолий Шорохов. Это первая его работа на кимрской сцене. А вот приглашенный художник-постановщик Геннадий Зубарев хорошо известен кимрякам, он много лет работал в нашем театре, успешно оформлял спектакли.
Пьеса Максима Горького «Егор Булычов и другие», как и большинство произведений писателя, отображает события на фоне смены политического строя в царской России. Но поставленный у нас спектакль о жизни купеческой и мещанской, выраженный в гротескном стиле, заставляет неравнодушного зрителя задуматься над тем, как же революционные идеалы проникали в глубинку.
Деловой и пронырливый Егор Булычов (заслуженный артист России Евгений Сикачёв) смертельно болен. В жизни своей он успел все: богатая жена, есть дети, даже побочная дочь, окружен любовницами и многочисленными родственниками. Но главный герой не понимает, почему именно ему Господь ниспослал столь короткое пребывание на Земле. Весь сюжет кимрского спектакля связан с наследством умирающего, что дает возможность зрителю познать, как сильно влияют деньги на судьбу человека. В то же время внимательный наблюдатель отмечает, что уход главного героя в мир иной происходит во времена начала революции в России. Рушится империя, а в семье Булычова главное – дележ и интриги!
Исключая дочь Александру (арт. Александра Ложкина) и горничную Глафиру (арт. Екатерина Сливочкина), все втянуты в различные авантюры. В это время в имении происходят аресты: сначала тех, кто поддерживает большевиков, затем тех, кто поддерживает царский режим. Ежедневно в семье обсуждается политическая тема, но, как видим, она непонятна никому. Даже когда сестра жены – игуменья Меланья (заслуженная артистка России Римма Абрамова) лишается обители (отобрали революционеры), герои не задумываются о том, что их ожидает та же участь! Очевидно, что народ, территориально отдаленный от российских столиц – Москвы и Петербурга, мало понимал ситуацию, к которой вел революционный переворот.
Большую поддержку спектаклю оказала сценография. Проект разработан Геннадием Зубаревым, а воплощен под руководством главного художника театра Галины Хлебородовой. Активное участие в подготовке спектакля приняла заведующая художественно-декорационным цехом Маргарита Морозова и весь коллектив театра. Прекрасное воссоздание мебели столетней давности помогает полнее раскрыть жизнь того времени. Притемненная цветовая гамма интерьеров множества комнат содействует пониманию обстановки, в которой происходит каждое действо. Художник «использовал» под купеческий дом всю сцену и не загрузил ее масштабностью. Поэтому работа актеров ярко смотрится на протяжении всего спектакля.
Ведь с каждым поворотом (сцена вращается) зритель совершает путешествие не только в другой интерьер, но и в другое временное измерение. Символизм, так свойственный кимрскому театру, подчеркнут неожиданными режиссерскими решениями: тут и образ попа Павлина с бритой головой, но в окладистой бороде, и финальная сцена, стробирующая алым сиянием… И эмоциональное, еле сдерживаемое напряжение большинства персонажей. Если сравнивать со знаменитой мосфильмовской экранизацией пьесы Горького в 1971 году, где Егора Булычова играет Михаил Ульянов, то можно с удивлением заметить, что кимрский спектакль, в отличие от «камерности» и «неспешности» фильма, поражает масштабом. В нем и персонажей больше, и пространства, и цвета, и даже звука… Задействован почти весь актерский состав, средства на постановку выделены в рамках государственной программы «Культура Тверской области» на 2017-2022 годы и при поддержке фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Тверской области.
Радостно было вновь увидеть на профессиональной сцене в Кимрах Вадима Ващенко в роли Василия Достигаева, а младший Ващенко, Даниил, играл молодого Тятина. Необычайно органично вписался в целых два образа (Трубача и Доната-лесника) Виктор Сухарев. Главный режиссер театра Евгений Сикачёв поделился мнением, что такие спектакли важно ставить не только на кимрской сцене, но и в столицах. Широкая общественность не понимает сейчас того, как перекликаются времена начала XX и XXI веков. Увы, многие наши современники не способны понять, почему умный и прозорливый лесопромышленник Егор Булычов, умирая, протестует против ханжества и лицемерия хозяев жизни, бессмысленных войн, духовенства, либералов… Так написано в анонсе спектакля «Егор Булычов и другие» на сайте ГБУК ТО «Кимрский театр драмы и комедии».
Людмила САЛЕЕВА, Дмитрий СТУПИН
На снимке: один из самых эмоциональных моментов спектакля – сцена с трубачом. Вверху – Евгений Сикачёв.