Гордость кимряков – бравые пожарные

Надо сказать, пожары были настоящим бедствием Кимр. Если в деревянной Руси была установлена закономерность пожаров через каждые 50 лет, то в Кимрах они случались значительно чаще.

Вот в 1787 году дмитровский купец Толченов является свидетелем пожара, уничтожившего более 200 дворов. Проходит 20 лет, и в 1807 году сгорает вся Троицкая часть. А через 50 лет пепелищем становится все село.

Пожарным делом на селе управляло сельское общество. Оно выбирало на сходе пожарного старосту. Полного комплекта инструментов, необходимых для тушения пожаров, не было. Пробел заполнялся тем, что жителей обязывали являться на пожары со своими топорами, ведрами, баграми, заступами и т.д. Те, у кого были лошади, подавали их для вывоза труб, бочек, а также подвозки воды из Волги. Построили каланчу над волостным правлением. Правда, сторожей при ней вначале не было. И в случае пожара на каланчу поднимался «ходок» из волостного правления и бил в набат.

Следующим шагом было строительство каменного депо на месте деревянного пожарного сарая. В него переводят пожарную стойку для лошадей, начинают приобретать инвентарь, устраивать запруды для наполнения емкостей. На каланче появляются ночные сторожа. Но и это не решает проблемы. Становится очевидным, что борьбу с пожарами надо ставить на профессиональную основу. Тем более что наглядный пример был рядом – в уездной столице Корчеве.

Сохранились любопытные письменные свидетельства о том, как создавалось вольное пожарное общество. В небольшой книжке «Пожарное дело в Кимрах» ее автор Семен Иванович Столяров вспоминает, что к концу 1880-х годов группа лиц в Кимрах объединилась в специальный отряд и старалась на пожарах действовать организованно, «занимая удобные позиции для защиты строений».

Организатором и вдохновителем этой группы стал Сергей Васильевич Лужин, который с молодых лет увлекался пожаротушением и избирался в пожарные старосты. Начальствовать, по воспоминаниям, он не любил, а любил действовать, подвергая себя нередко опасностям. Эта группа добыла для образца устав Корчевского пожарного общества. В том, что найдутся многие, кто готов поддержать пожарных личным трудом, сомнений не было. А вот кто согласится помочь денежными средствами? Сергей Васильевич Лужин и Яков Андреевич Столяров пошли с подписными листами к зажиточным обывателям, и очень быстро на этих листах появилось 120 подписей, а сумма денежных пожертвований составила 500 рублей, что по тем временам было немало. Таким образом, вопрос о создании пожарной дружины вставал на реальную почву.

Много способствовал этому и знакомый уже нам Василий Иванович Бугринов, авторитет которого в Кимрах был огромным. Когда он вступал в какое-либо начинание, это являлось знаком серьезности и полезности проекта. А тот факт, что Василий Иванович имел связи с губернским и уездным начальством, вселяло уверенность в то, что дружина состоится.

Собственно, так и получилось, ходатайствовать об утверждении устава отправились к губернатору С.В. Лужин и Я.А. Столяров. И при каждом удобном случае Лужин докладывал, что в проекте участвует Бугринов. Как только губернатор увидел подпись последнего, дело приняло благоприятный характер. Было это в январе 1890 года, а 4 мая (ст. ст.) устав утвердили. С тех пор в Николин день, 9 мая, как ближайший праздник, кимрское пожарное общество стало ежегодно праздновать день своего рождения, а в депо была установлена икона Николая Чудотворца.

Первым начальником дружины был избран Василий Иванович Бугринов. Когда после шести лет руководства он заявил о своем уходе, было принято решение повесить в депо его портрет и присвоить звание пожизненного почетного члена добровольной пожарной дружины.

Зажиточные крестьяне, купцы считали своим долгом и честью вносить денежные средства по подписным листам общества. В пользу пожарного общества ставились благотворительные спектакли, устраивались благотворительные музыкальные вечера, проводились лотереи.

Дружина состояла из четырех отрядов: спасательного, трубного, водоснабжения и охранного. Спасательный же отряд в полном составе был застрахован от несчастных случаев.

Каждый отряд имел свою отличительную форму. Например, у «трубного» была фуражка с оранжевым накладным околышем и черная неворсированного сукна тужурка. У «спасательного» – тужурка, поясной ремень с чехлом для топора и медная каска. В своей форме дружинники горделиво расхаживали по селу. Петербургский купец Семенов подарил дружинникам 20 металлических касок с высоким гребнем и большую раздвижную лестницу высотой до 18 аршин. Было приобретено новое пожарное оборудование, в частности, труба «Густав Лист».

Как любимое дитя, дружина быстро развивалась, хорошо экипировалась, оснащалась инвентарем, вела строительство, например, насосной станции и водопровода. Очень быстро она стала одной из самых крупных сельских дружин в России. Тверской губернатор П.Д. Ахлёстышев, ознакомившийся с состоянием пожарного дела в селе в 1891 году, то есть через год после создания общества, был приятно удивлен увиденным.

Gordost kimrjakov bravye pozharnye1
Быть пожарным в Кимрах было не только ответственно, но и почетно

В 1902 году Кимрское пожарное общество становится членом Императорского Российского пожарного общества. И авторитет продолжает расти. В 1912 году на международном пожарном конгрессе в Петербурге присутствовали и кимрские делегаты.

Юбилеи пожарного общества выливались в праздники села. Пожарное депо украшалось флагами и гирляндами. Пожарные демонстрировали перед земляками свое профессиональное мастерство, вызывая возгласы восхищения. И, к слову, все праздники в селе проходили с непременным участием пожарных.

Вольная пожарная дружина действительно укротила огонь. Признанием ее действенности может служить и тот факт, что все страховые общества, имевшие в селе своих агентов (а это девять организаций), снизили страховые ставки. И мы рады, что объектив фотографа сохранил для потомков некоторые эпизоды из жизни добровольной пожарной дружины.

На снимке: для своего времени пожарная техника у кимрских пожарных была на высоком уровне.

Оставьте комментарий