Художественная школа Хлебородова

7 декабря в городской Художественной галерее открылась выставка «Учитель и его школа», приуроченная к 100-летию со дня рождения Н.И. Хлебородова, основателя изостудии Дома пионеров, ныне ЦРТДиЮ им. И.А. Панкова.

Открывшееся в галерее мероприятие организовано в духе прижизненной выставки учителя-художника и его учеников. Кроме представленных из семейной коллекции небольших по формату картин Н.И. Хлебородова, посетители увидели творчество воспитанников не только Николая Ильича, но и А.Ф. Артёмова и В.Н. Хлебородовой. А. Артёмов – первый выпускник Н.И. Хлебородова – после его кончины продолжил вести занятия с детьми и молодежью в кружке изобразительного искусства в Центре имени Панкова. В. Хлебородова – продолжатель традиции отца, обучает детей изобразительному искусству. Два зала галереи отведены работам, выполненным в разных стилях, жанрах, техниках. Здесь можно увидеть творчество дочерей Хлебородова – Валентины Николаевны и Галины Николаевны, работу внука – Сергея Владимировича, а также тех, кого еще в детские и юношеские годы Николай Ильич учил работать кистью, пером и карандашом. Дорогу творчества выбрали: Е.Г. Кокорев, Е.В. Гацко-Халютина, А.В. Невалёнов, О.Г. Нефёдов, А.Е. Остаев, И.Е. Остаев, И.В. Хохлов, Н.С. Шурыгин, А.Ф. Артёмов. Также со своими произведениями в этот день знакомила молодежь: А. Крутова, С. Муравьёв, А. Тихомирова, А. Молчанов.

Гости и участники праздничной церемонии открытия выставки

Кимряки знакомы с творчеством семьи Хлебородовых, братьев Алексея и Игоря Остаевых, Олега Нефёдова, Игоря Хохлова, всегда получают огромное удовольствие и радость от авторского взгляда на все прекрасное, что отображено в работах. С годами меняются техники, стили, но картины, выполненные в духе русского бытия с его исконным смыслом, волнуют и наполняют душу глубокими чувствами. Пока еще пейзажи в работах Н.И. Хлебородова не стали исторической памятью о русской живописи, но вызывают интерес на фоне современного стиля, основанного на европейском новаторстве. Жители города помнят и то, что Николай Ильич вместе с Н.К. Втюриным организовали в городе Клуб художников.

Прибывшие на мероприятие воспитанники Н.И. Хлебородова, почти все, вспоминая годы обучения в Центре имени Панкова, смогли высказать теплые слова в адрес своего учителя. И не только ученики. На открытии выставки присутствовала и.о. главы города Е.Г. Петрухно. Екатерина Григорьевна отметила большую роль Н.И. Хлебородова в воспитании и формировании детей и молодежи. Сегодня город гордится многими из тех, кто еще в раннем возрасте осознал, что творчество – его путь. Е.Петрухно отметила творческую деятельность дочерей Хлебородова.

Заслуженный работник культуры Т.И. Петровская душевно, приводя примеры, рассказала о первых днях работы на СМЗ – в цехе, возглавляемом Н.И. Хлебородовым. Татьяна Ивановна вспомнила ситуации, когда он выступал ее защитником, как поддерживал работу ДК. С искренней теплотой об учителе и его дочерях высказался Олег Нефёдов, отметив, что они – профессионалы своего дела, самоотверженны в труде, душой ратуют за культуру. Это подтвердил и ведущий Александр Самойлов, представляя гостей. Валентина Николаевна, окончив Московский архитектурный институт, более 25 лет была главным архитектором города, ныне ведет кружок изобразительного искусства в Центре имени Панкова; Галина Николаевна, окончив высшее Художественно-техническое училище (бывшее Строгановское, ныне академия), факультет дизайна, около 30 лет работает по специальности в Кимрском театре драмы и комедии, последние годы – главный художник театра. Сын Н.И. Хлебородова Владимир – технарь-программист, но творчеством заниматься любит: мастерит из дерева различные поделки. Впервые мы увидели и работу внука Николая Ильича – Сергея: яркий пейзаж.

На мероприятии присутствовал Николай Шурыгин – знаменитый живописец, ученик Н.И. Хлебородова. Он родился в Кимрах в 1957 году, в 1985-м окончил Строгановку. В течение 10 лет изучал технические приемы многослойной живописи, секреты которой были утрачены в начале XIX века. В этой технике, которую когда-то применяли мастера фламандской школы, сегодня мало кто работает, а Николай Сергеевич добился высокого мастерства. Он пишет прекрасные портреты и натюрморты. Работа трудоемкая и занимает от 4 до 12 месяцев. Результат всегда один – восхищение зрителей и заказчиков. Импрессионизм окончательно покорил мир, модным также стало написание портрета «двумя-тремя» крупными мазками, кому-то это нравится, а кто-то желает иметь и видеть портрет в классическом стиле. Художник написал портреты многих российских государственных и зарубежных деятелей, оформил работами резиденцию посла России в Южной Корее, без пышной торжественности запечатлел лик патриарха Алексия II. Почитателей творчества Николая Шурыгина умиляют портреты детей, столько в них задора, любопытства, чистоты взгляда. Детство – всегда счастье. Фон его портретов – разные интерьеры, часто утонченного жилого пространства. Встречаются натуры за работой, в часы отдыха, в кругу семьи. Есть и жанровые сценки. Женщины в национальных и исторических костюмах, придающих им сходство с дамами прошлых веков или напоминающих театральных героинь, позволяют заметить авторское воодушевление. Произведения Н.С. Шурыгина находятся в музеях мира, в частных коллекциях в России, Италии, США, Германии, Ливии, Саудовской Аравии и других странах. На кимрской выставке представлен красочный «Натюрморт с фруктами».

ИЗ БЕСЕД…

Нам удалось задать несколько вопросов известным кимрякам: прославленному не только в стране, но и далеко за рубежом Николаю Шурыгину, почетному реставратору Москвы, архитектору Евгению Кокореву и дизайнеру-оформителю Елене Халютиной (в девичестве Гоцко).

Николай Шурыгин:

– Николай Сергеевич, есть причина, по которой Вы не выступили сегодня перед аудиторией в зале?

– Я не публичный человек, приехал отдать дань памяти учителю.

– Но в Интернете выложены несколько записей бесед с Вами на телевидении… Часто ли приезжаете в Кимры?

– Это редкость, когда соглашаюсь на беседы… Я свободный художник, есть работа, не отвлекаюсь, выполняю заказ. В Кимры приезжаю: в Савёлове живет мама, я ее навещаю.

– Представленный натюрморт оставляет прекрасное впечатление. А пейзажи пишете? Есть Кимры, Савёлово? Вспоминаете своего учителя рисования?

– Спасибо за отзыв. В молодости писал пейзажи, кое-что сохранилось, но давно уже не пишу, не мой жанр. К Николаю Ильичу я пришел, когда мне было 10 лет. Учитель спокойный, внимательный, много дал нам хорошего. Изучали графику, рисунок, живопись. До сих пор удивляюсь тому, что он не показывал свои работы.

– Как, по-Вашему, прошло открытие выставки?

– Понравилась атмосфера, теплый прием, грамотное оформление залов. Рад был увидеть своих друзей, знакомых, их работы.

Евгений Кокорев:

– Евгений Георгиевич, поздравляем Вас с наградой, которую, как сообщил ведущий на открытии выставки, накануне в Белом доме Москвы Вам вручил мэр Сергей Собянин. Расскажите, за что?

– В Москве подвели итоги девятого ежегодного конкурса «Московская реставрация». Я в нем принимал участие. Реставрировалась усадьба на Леонтьевском переулке, 10 – особнячок купчихи Каратаевой, впоследствии выкупленный Викулой Елисеевичем Морозовым для своих сыновей Ивана и Елисея. Этот дом – памятник творчества трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона. (Из описания культурного наследия регионального значения: «При проведении реставрационных работ в 2015-2019 гг. особое внимание было уделено сохранению всех исторических элементов фасада. Выполнена реставрация кирпичной кладки с заменой разрушенного кирпича, отреставрированы и укреплены тянутые карнизы, пилястры, лопатки и декоративные лепные рельефы. Воссоздана тема арочных ниш. Реставраторам удалось сохранить и восстановить уникальные интерьеры особняка, созданные великими архитекторами. Зданию возвращена историческая планировка, в том числе анфилада залов первого этажа, задуманная А.С. Каминским. В результате при движении по анфиладе в полной мере воссоздается драматургия восприятия разностилевых интерьеров: от эклектики к классике и барокко. В ходе работ был восстановлен богатый лепной декор помещений, вновь открыты и бережно отреставрированы уникальные живописные вставки на потолках и стенах парадных залов. Недостающие элементы отделки – напольное покрытие, камины и экраны, закрывающие ниши приборов отопления, – были воссозданы по сохранившимся фрагментам» – Л.Н. Салеева.)

– Вы часто бываете в Кимрах, как относитесь к тому, что исчезают Гостиный двор и Торговые ряды? Можно ли их восстановить?

– Каждый раз, когда вижу все это, душа болит. Думаю, все дело в поиске спонсоров. Мы знаем, что в Великую Отечественную войны был разрушен весь Дрезден. Город давно восстановили в прежнем виде. В польских городах, где были уничтожены многие исторические строения, они воссозданы по первоначальным проектам.

– Наверное, нескромный вопрос, но все же: вы бы взялись за возрождение зданий?

– Уже говорил, все дело в оплате работ, а они недешевые. Кимры – город с уникальным деревянным модерном, большой редкостью для России. Надо его сохранять и восстанавливать. Возможно, я бы принял участие в работе. Жалко терять облик города.

Из биографии Е. Кокорева.

1974 г. – окончил МАРХИ. С 1987 по 1989 год – главный архитектор института ГСПИ-10. С 1991 по 1999 год – руководитель персональной творческой мастерской архитектора Е.Г. Кокорева при Союзе архитекторов РФ.

С 1999 по 2008 год – гендиректор ООО «Архитектурное бюро Кокорева Е.Г.».

Член Союза архитекторов с 1978 г. Автор многих реализованных проектов в Москве, Саратове, Крыму, Белоруссии, Непале, Афганистане, других странах и городах России, СССР. Генеральный директор ООО «Проектное бюро «АрКо».

Елена Халютина (Гоцко):

– Елена Владимировна, Вы хорошо отозвались о своих учителях рисования: Хлебородове, Артёмове, Хлебородовой. Это они подвигли Вас стать художником?

– Конечно. Я одна училась у всех троих. После окончания общеобразовательной школы поступила в Московский педагогический институт, получила диплом преподавателя изобразительного искусства. Работаю дизайнером полиграфии.

– Интересны Ваши выставленные акварели. А в других техниках работаете?

– Редко. Любимая техника – графика, и больше всего мне нравится работать пером.

МОЛОДЕЖЬ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ

Много добрых слов на открытии выставки было высказано в адрес В.Н. Хлебородовой. Семён Муравьёв, чьими графическими работами восторгались, когда он выставлял их на городских, областных и всероссийских выставках, поблагодарил педагога за обучение, пожелал творческих успехов. Алексей Молчанов отметил, что Валентина Николаевна привила любовь к деревянному зодчеству, и он стал реставратором, все это послужило созданию «Том Сойер Фест в Кимрах». В завершение мероприятия гостям показали небольшой фильм о жизни ЦРТДиЮ имени И.А. Панкова, а директор ДК «40 лет Октября» И.В. Берёзина вручила благодарности участникам и организаторам выставки.

На снимке: Валентина Николаевна и Галина Николаевна Хлебородовы, Елена Гоцко-Халютина (с дочерью Анастасией), Алексей Молчанов, Семён Муравьев, Олег Нефёдов, Евгений Кокорев, Николай Шурыгин.

Оставьте комментарий