История подвига 260-й «сапожной» дивизии

В рубрике «Кимрское историческое наследие» мы начинаем публикацию книги Владимира Петровича Покудина и авторского коллектива в составе: Е.В. Вороненко, А.С. Жемчугова, Г.И. Крюковой.

Книга «Подвиг и трагедия 260-й стрелковой дивизии (первого формирования)» вошла в качестве одной из трех частей в большую «Книгу памяти. Кимры», изданную в 2016 году редакцией газеты «Кимры Сегодня».

В год 75-летия с момента окончания Великой Отечественной войны и юбилея Великой Победы очень важно напомнить о тех жителях нашего города, кто был призван в августе 1941 года и ушел в вечность той же осенью в неравной битве с врагом за свободу и независимость Родины, оставив шанс своим потомкам на жизнь. Неслучайно дивизию в простонародье окрестили «сапожной», так как в нее вошли взрослые мужчины – отцы кимрских семейств, традиционным ремеслом которых был сапожный промысел.

Сложные эмоции вызывают сухие факты, изложенные в Википедии: 260-я стрелковая дивизия 1-го формирования – воинское соединение Вооружённых сил СССР, принимавшее участие в Великой Отечественной войне. Боевой период – с 4 августа по 17 ноября 1941 года. Сформирована в Кимрах в соответствии с директивой Генерального штаба №2/524686 от 8 июля 1941 года. Формировалась в июле-августе 1941 года. В состав дивизии вошли кимряки, калининцы с вагонзавода и призывники западных районов области. Командовал дивизией полковник Хохлов Василий Данилович (2.07.1941 – 17.11.1941). В дивизии насчитывалось 10479 человек. В начале октября 1941 года оказалась в окружении и была практически полностью уничтожена.

В конце ноября была расформирована без ведома наркома обороны. Об этом говорилось в директиве Генштаба №151216 «Командующим войсками фронтов и отдельными армиями о запрещении расформирования и формирования частей и соединений» от 11.01.1942.

РАЗГОВОР С АВТОРОМ КНИГИ

Директор Кимрского краеведческого музея В.П. Покудин длительное время занимался сбором и исследованием материалов по 260-й стрелковой. Мы попросили его ответить на вопросы о проделанной работе.

– Владимир Петрович, что Вас подвигло к тому, чтобы заняться таким сложным делом?

– Тема – одна из значимых для многих жителей города и района. Много погибших и пропавших без вести, судьбы которых до сих пор неизвестны. У нас есть некоторые архивные материалы военкомата, но нет списочного состава призванных в 260-ю дивизию. Первым поднял тему Б.П. Муравьевский – сын солдата дивизии, он уже занимался поиском материалов и совместно с музеем выпустил небольшую брошюру о трагедии 260-й. Люди часто обращались за помощью, поэтому решил вплотную заняться вопросом. Подключились и граждане, о чьих родных до сих пор нет никаких сведений.

– С кем вместе работали, кто поддерживал?

– Жители Дубны Катерина Вороненко и Алексей Жемчугов также разыскивали сведения о своих пропавших родственниках, которые были мобилизованы в 260-ю дивизию, они присоединились к нам. У некоторых кимряков сохранились письма от родных с фронта, они передали их в музей. Исследования продвигались медленно. Были случаи, что звонили из других городов, рассказывали о родственниках, просили помощи. Некоторые приезжали в Кимры, привозили документы. Мы подготовили выставку в музее, представили посетителям собранные материалы. После чего многие жители тоже стали приносить письма, фотографии, сохранившиеся документы. Несколько месяцев выставка находилась и в СШ №4. Позже появился сайт Министерства обороны «ОБД «Мемориал», который позволил найти много неизвестных сведений, в частности карточки военнопленных.

Самое тяжелое в исследовательской работе то, что дивизия первого формирования просуществовала всего четыре месяца – конец лета и осень 1941-го. Многих документов не сохранилось, нет данных и о составе дивизии.

В 2010 году, в юбилейный год Победы, к нам обратилась городская администрация с предложением опубликовать материал по Великой Отечественной войне. Одобрили предложенную тему по дивизии. Первое издание книги вышло к юбилейной дате, в нем также принимала участие сотрудник музея Г.И. Крюкова. Исследовательская работа продолжалась. Второе, дополненное издание нам предложили напечатать в Твери в издательстве «Научная книга». А в 2016 году вышла «Книга памяти. Кимры», подготовленная редакцией газеты «Кимры Сегодня», один из ее разделов посвящен 260-й стрелковой дивизии. Каждое издание мы дополняли новыми найденными материалами.

– У Вас кто-то из близких служил в 260-й? Как считаете, еще что-то можно найти?

– Работая по теме, нашел сведения о своем деде. Он призывался в 260-ю стрелковую дивизию, но по какой-то причине его отправили в другую часть. Мы и сегодня находим новые имена. Узнали, что в Удмуртию после войны вернулся домой из плена красноармеец, служивший в 260-й стрелковой дивизии. Такое всегда радует. До сих пор в памяти строчки из письма своим родным деда бывшего главного режиссера Кимрского драматического театра, народного артиста России Олега Лаврова. Рядовой красноармеец Николай Александрович Носырев, пропав в первые месяцы войны, все же успел отправить несколько писем домой. В одном из них писал: «Обо мне не беспокойтесь, так уж видно надо, раз навязали нам войну, надо воевать и будем воевать. Ну, а уж если убьют, что же делать. За вас мои милые буду воевать и за Родину. А может, и жив буду и снова увидимся». Такие выдержки из писем красноармейцев, пропавших без вести, не позволяют останавливать работу, исследования продолжаются.

Возможно, кто-то из кимряков или потомков солдат, сержантского состава и офицеров 260-й стрелковой дивизии 1-го формирования найдет знакомые имена своих дедов и прадедов, служивших в этом героическом воинском соединении. Мы будем благодарны за отклики и дополнительную информацию, которую авторы книги «Подвиг и трагедия 260-й стрелковой дивизии (первого формирования)» смогут включить в очередной выпуск издания.

На снимке: В.П. Покудин на фоне экспозиции Кимрского краеведческого музея, посвященному Великой Отечественной войны. Часть экспонатов удалось сохранить после закрытия музея Савёловского завода.

Оставьте комментарий