В прошлом номере мы сообщили читателям, что завершаем публикации цикла обновленных статей «Диалог прошлого с настоящим», впервые опубликованный в газете «Кимры Сегодня» в 2007 году.
Сообщили – не совсем точное слово, вернее сказать – расстроили, ведь после выхода номера в свет мы получили большое количество звонков и благодарных откликов на эту большую, многолетнюю работу коллектива редакции. Отрадно заметить, что кимряки не перестают делиться своими воспоминаниями о родном городе, о домах, улицах, людях и нравах разных лет. Всем тем, что составляет незабываемый колорит нашего города Кимры, помогает проследить за тем, как менялся его облик.
Сегодня мы публикуем рассказ нашей давней подписчице, которая поведала историю одной из семей, живших в знаменитом доме на ул. К. Маркса, 3, после Великой Отечественной войны.
В редакцию позвонила Нина Васильевна Калина (в девичестве Кузнецова) и сказала, что публикация навеяла воспоминания, которыми она хотела бы поделиться и рассказать об одном из домов Серепьевых. В годы ее детства и юности не упоминались настоящие владельцы кирпичных и каменных построек, красовавшихся на главных улицах города. Здания были государственными, служили очагами культуры, спорта, в них размещались исполкомы, горкомы партии и комсомола, магазины медицинские учреждения и дома быта.
Нина Кузнецова (Калина) во дворе дома по адресу: Карла Маркса, 3Мы встретились с Ниной Васильевной, и она поделилась своими воспоминаниями о том, как жила в одном из них. Семья Кузнецовых после Великой Отечественной войны осталась без главы: отец погиб на фронте. У матери – Марии Сергеевны было двое детей: сын Владимир (старший) и дочь Валентина. В 1949 году, когда Марии Кузнецовой шел 42-й год, у нее родилась Нина, но с ее отцом у женщины семейная жизнь не сложилась: мужчина не готов был воспитывать троих детей, среди них Владимир – инвалид. Мать была неграмотная, но работящая женщина, очень заботилась о детях, умудрялась и подрабатывать. До рождения Нины работала уборщицей в педучилище, в холодные времена еще и истопником. Здание располагалось на Южной площади, на берегу Волги. В училище семье дали комнатку, в ней и жили.
Кимрское педагогическое училище в год рождения Нины преобразовали в Кимрский государственный учительский институт, который просуществовал до 1955 года. Когда готовилось закрытие института, вышло постановление Совмина СССР от 14 сентября 1953 года, по которому через год открыли Кимрский кожевенно-обувной техникум. Учебный корпус разметили в здании на улице К.Маркса, рядом с семенной лабораторией. Кто-то сказал, что этот большой дом до революции принадлежал богатому купцу. В первые годы в техникуме в основном учились юноши. Марии Сергеевне предложили ту же работу уборщицы аудиторий, кабинетов и подработку – весной, зимой, осенью – в котельной. В этом здании семье Кузнецовых на четверых отвели комнату 12 квадратных метров на втором этаже, высота до потолка 3,5 метра, окно выходило во двор. Перенесли кровать, диван, шкаф двухстворчатый, кухонный стол. Мать сразу нашла подработку в семенной лаборатории. Нине шел пятый год, брат уже окончил восьмилетку, работал, а Валя еще училась в тринадцатой школе. Володя рано женился на девушке старше его. Она только вернулась из воркутинской тюрьмы, отсидела пять лет за то, что в момент комиссионной проверки поставила на документе свою подпись вместо начальника. Молодая еще, глупая была, заступиться некому – сирота. Курила, но к матери относилась с уважением, та ее отучила от плохой привычки. Молодоженам разрешили пожить в подсобке около буфета на первом этаже, пока не найдут квартиру. Вскоре переехали. Брат Владимир работал на «Красной звезде», у них с женой уже было двое детей, когда ему дали однокомнатную квартиру на проезде Гагарина. Замуж вышла и сестра Валентина, свадьбу сыграли в здании техникума – посидели в буфете. Валентина с мужем-военным вскоре уехали из города, он был командирован в Ростов.
Нина жила вдвоем с матерью, училась в школе №13, помогала убираться в аудиториях, мыла полы в коридорах. По вечерам они любили сидеть на правом балконе (левый был в аварийном состоянии) и смотреть на кимряков, спешивших на просмотр фильмов в кинотеатр «Молот». Видели, как по выходным мамочки и бабушки с детьми гуляли в сквере перед зданием училища, а молодежь вечерами устраивала там свидания. Сквер давно уже застроен, и нет того ухоженного городского пространства, которое так привлекало кимряков. А в те времена он был в числе любимых мест в центре города, красовался кустами сирени и разнообразием цветов на клумбах. Несколько раз уже из своего окна Кузнецовы наблюдали и другую картину: ночами со двора через забор рядом расположенной фабрики перебрасывались обувные заготовки или материал. Молчали.
Здание техникума долго поддерживали и сохраняли в первозданном виде. Был центральный вход, разделявший его на два крыла, с выходом во двор, он не закрывался. В высоком подвальном помещении располагались две котельные, работавшие на дровах и угле, каждая отапливала свою половину здания. От них подогревались титаны, для учащихся всегда была кипяченая вода. На первом этаже в буфете работали повар и посудомойщица.
В 1958 году учебное заведение переименовали в Кимрский технологический техникум, а в 1965-м он стал механико-технологическим. Прожили мать с дочерью в этом здании чуть больше 10 лет.
Фото на память перед переездом с Южной площади на Карла Маркса, 3; Нина с братом и мамойКогда КМТТ получил новое здание на улице Володарского, Кузнецовы переехали в деревянный дом на улице Урицкого, 77, который ныне снесен. По странному совпадению, и в этот дом, принадлежавший до революции одной семье, в советские времена подселяли тех, у кого не было жилья. До раскулачивания хозяева жили на втором этаже, а на первом пекли и продавали баранки. Семья состояла из 12 человек. В нее входили братья, сестры и дети владельцев. Нина Васильевна вспоминает: по рассказам хозяйки, все мужчины большой семьи погибли на войне. Девушки повыходили замуж или уехали в другие края. Анна Ивановна Куликова осталась одна. Женщина спокойная, жила тихо, не обижаясь на судьбу. Даже на восьмом десятке принимала заказы, шила тонкое женское белье на машинке «Зингер».
А в здание на улице К. Маркса, 3, с улицы Володарского, 27, на второй этаж перевели библиотеку, на первом этаже разместили телеателье. Мария Сергеевна, хоть и было далеко ходить, но все так же работала в КМТТ, оставалась преданной техникуму и после выхода на заслуженный отдых. Нина после окончания восьми классов устроилась ученицей на Швейную фабрику. В 1978 году получили квартиру на ул. Володарского. Вышла замуж за Валерия Калина, у них родилась дочь Ольга, которая сейчас живет в Дубне и служит в МЧС. Есть внук, он окончил институт, работает тоже в Дубне, летом женился. Нина Васильевна – ветеран труда, отработала на Швейной фабрике 38 лет швеей-мотористкой.
На снимке: торговый дом Серепьева (1929 год).