«Меняй в своей жизни то, что можешь изменить» – неизвестный автор.
Анна Александровна Садовникова знает, для людей «третьего возраста» существует целый мир удовольствий, недоступных в 30 и в 40 лет, а время, которое необходимо посвятить себе и своим интересам, обязательно наступит. В Кимрах найдутся те, кто помогут развить творческое начало, те, кто его оценят. Тогда и общение с людьми по интересам станет необходимым. Анна Александровна на заслуженном отдыхе, но работает. Последние годы – смотрителем в Кимрском краеведческом музее. Приветливая, разговорчивая, любящая свою малую родину, Садовникова знает многих местных художников, поэтов и прозаиков, мастеров декоративно-прикладного творчества, с радостью рассказывает посетителям о каждом из них.
БУНТАРКА С ДЕТСТВА
Аня родилась в 1948 году в семье служащего. Из четверых детей она старшая. Мама Вера Ивановна несколько лет работала на фабрике «Красная звезда», затем санитаркой в больнице. Отца Александра Ивановича Сухова по заданию партии направили в Нерльский район поднимать один из многочисленных колхозов. В район, образованный в 1929 году в составе большой территории Московской области, входили части Зайцевской и Озерской волостей Ленинского уезда, весь Кимрский, Нагорский и отдельные хозяйства. Родители взяли с собой вторую дочь Катерину и маленького брата Виктора. Анну отвезли к бабушке в деревню Вандышево.
Бабушка воспитывала шестерых детей одна, дед погиб на фронте, но к приезду Ани трое повзрослевших уже уехали из деревни и жили отдельно. Младший сын бабушки Толя был старше Ани на 7 лет. Видимо, его «воспитание» озорной девчонки выработало в ней еще и бунтарство.
– Видели бы вы, как мы делили с ним пенки от каши! – смеясь вспоминает Анна Александровна. – Я не уступала. А бабушка не знала, чью сторону принять.
Через три года родители вернулись уже с тремя детьми. В Нерльском районе родилась младшая сестра Танюша. А Анна первый класс окончила в деревенской школе Вандышево.
УЧЕБА, РАБОТА, УЧЕБА
Родители построили дом в Кимрах, на улице Школьной, здесь Анна Сухова окончила восьмилетку. Устроилась работать на фабрику «Красная звезда», в раскройный цех, поступила в вечернюю школу, окончила 11 классов. Решила быть профессионалом в работе, подала документы и поступила на вечернее отделение КМТТ, выбрала специальность «Технолог обуви». На фабрике 20 лет – с 1964 по 1984 год – отработала раскройщицей. Трудились тогда в две смены, с 6.30 утра до 15 и с 15 до 23 ночи. Раскройщикам часами приходилось стоять у пресса, который вырубал детали из кожи. Этим Анна Александровна занималась почти все трудовые годы, пока работала на фабрике. Но бывало, иногда ее переводили на сортировку. Модели менялись, материал оставался неизменным: верх – натуральная кожа, опоек, вырасток, яловичина. Кожа поступала с Осташковского кожевенного завода. Первое время приходилось слышать нарекания на кроссовки, когда подошва была клеевой, потом фабрика стала выпускать кроссовки с литой подошвой. Спрос большой, кимрские кроссовки развозили по всей стране! Модельеры разрабатывали опытные образцы, затем изделия изготавливались вручную, и новые модели демонстрировали в цехах. Перед тем, как приступить к работе, их до тонкостей изучали. Затем в раскройный цех доставляли металлические резцы, раскройщики накладывали их на материал и прессом вырезали заготовки. Детали отправляли в другие цеха.
– Двадцать лет такой работы. А чему удивляться, так в стране работали почти все фабрики и заводы, – поясняет Садовникова.
Вот только сама с трудом верит тому, что она, успевая работать в две смены, еще и училась, и получила диплом. До сих пор помнит своего педагога по специальности А.Л. Троневу, ее желание научить студентов любить выбранную профессию. Нынешняя молодежь постоянно жалуется: «Нет времени на отдых», а тогда знали, что отдых – это отпуск и каникулы, а все остальное время – работа.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вскоре после окончания техникума на свадьбе у подруги Анна Сухова познакомилась с другом жениха – Валерием Садовниковым, который, отслужив в армии, работал сварщиком в Сельхозхимии. Встречались год, поженились, родилась дочь. Леночка рано вышла замуж, встретив Николая, красноармейца, проходившего срочную службу в Кучино. В тяжелые 90-е молодые уехали на родину мужа в Казахстан, но вскоре вернулись и стали жить в Кимрах. Вот уже двадцать пять лет вместе, вырастили двух сыновей: Артему 22 года, Семену – 16. Старшие Садовниковы жили в районе Сельхозтехники, но переехали, оставив им квартиру.
ТРУД ВСЕМУ ГОЛОВА
После того, как Анна Александровна уволилась с фабрики, она 10 лет еще работала на Нефтебазе, откуда ее и проводили на заслуженный отдых. Но Садовникова не могла сидеть без дела. В перестроечные годы, когда в городе закрывались предприятия, нужно было выживать им с мужем и помогать семье дочери. Анна Александровна брала обувь на одной фабрике, трикотаж – на другой и возила по деревням, продавала.
Прошли годы. Сестра Анны Александровны – Татьяна Зубачева устроилась смотрителем в Кимрский краеведческий музей, через полгода освободилось еще одно место смотрителя, приняли Анну Садовникову. Сестры стали работать вместе.
ОНА МОЖЕТ
Здесь, в музее, у Садовниковой раскрылся талант живописца. Она и раньше любила рисовать, но чтобы картины маслом? Такого не было. Выставки в музее местных именитых художников, работы самодеятельных мастеров, любование посетителей их творениями заставили Анну Александровну поверить в себя. Она полгода брала уроки у педагога по изобразительному искусству, прекрасного художника Любови Лотковой, выходила на пленэр. И каждый раз, получив наслаждение от увиденного, не оттягивая времени, переносила свой восторг на холст. Ее пейзажи воздушны и реалистичны, изобилуют светом. Во время беседы с Анной Александровной в зал вошел посетитель, услышав разговор, подключился, сказав: «Хорошие у нее работы. Легкие. Жду, когда она напишет пейзаж в тумане. Она сможет». К этому больше нечего добавить. Успехов, Анна Александровна!