Как не потерять деньги

В пятницу, 31 января в Кимрском отделе полиции состоялся брифинг, в котором приняли участие начальник отдела уголовного розыска МО МВД России «Кимрский» Руслан Фасхетдинов, представители банковского сообщества и сотрудники кимрских средств массовой информации.

Поводом для встречи стало увеличение количества фактов мошенничества в отношении кимряков посредством телефонных звонков.

В начале встречи Руслан Шамильевич заметил, что полицейские ведут розыск злоумышленников, но многие граждане зачастую обращаются в полицию уже после того, как перевели деньги мошенникам или передали им всю информацию для снятия средств с их банковских карт. И это несмотря на то, что схемы, которые используют злоумышленники, людям знакомы. Они проинформированы об этом из передач по телевидению, из публикаций в прессе. Кимрские полицейские регулярно проводят акции, во время которых на улицах города вместе с волонтерами из учебных заведений проводят беседы с горожанами и раздают памятки, как следует себя вести в случае подозрительных звонков по телефону.

Если человеку поступил звонок и есть подозрение, что это мошенник, то чтобы помочь его выявить и пресечь его деятельность, следует включить запись разговора.

Как правило, ваш собеседник сообщает, что он сотрудник службы безопасности или другого подразделения банка и с вашей карты якобы пытаются списать деньги. В первую очередь попросите его представиться. После этого уточните, о какой банковской карте идет речь, и попросите назвать ее номер. Полными данными мошенники не обладают, и собеседник, скорее всего, попытается обойти этот вопрос, ведь настоящий сотрудник финансового учреждения никогда не попросит назвать номер карты, пин-код, CVV-код или пароль для входа в личный кабинет.

Важно не сообщать такому собеседнику вообще никакой информации: ни названия банка, картой которого пользуетесь, ни ее номера, ни каких-либо паролей и кодов.

После разговора следует написать заявление в полицию и передать запись беседы.

Телефонные мошенники пользуются доверчивостью граждан, и именно от того, как поведет себя человек, зависит попадется ли он «на крючок».

Казалось бы, разумный человек не может стать жертвой такого преступления. Но задачей преступников как раз является поиск слабого звена. Основная тактика мошенников – запугивание. Жертвами становятся пожилые граждане, внушаемые люди, теряющие контроль над ситуацией во время стресса и недостаточно хорошо понимающие смысл финансовых процедур и вообще работы банков.

Представитель банка заметил, что сейчас банковские карты все больше используются населением. У граждан на счетах находятся малые и большие суммы. И забота о тайне логина и пароля доступа к этим счетам лежит на владельце счета.

«Добрый день, вас беспокоит служба безопасности банка». Если вы услышали такую фразу, то в 99,9% случаев вам звонят мошенники.

В настоящее время есть много технологических решений, с помощью которых можно подменить телефонный номер на номер банка. Именно он и высветится у клиента на экране мобильного телефона при входящем звонке. Дальше в игру вступает социальная инженерия – это метод получения информации, основанный на особенностях психологии людей. В зависимости от того, что именно говорит злоумышленник на другом конце провода, клиент банка либо боится потерять деньги – ему, например, сообщают, что его деньги прямо сейчас кто-то выводит с карты, либо, наоборот, хочет заработать – мошенник говорит о положенных клиенту выплатах. Во всех случаях цель одна: выудить из клиента информацию, достаточную, чтобы вывести деньги с карты.

Важно знать, что сотрудник банка НИКОГДА и ни при каких обстоятельствах не попросит назвать номер или пин-код карты, CVV-код (это последние три цифры на обратной стороне банковской карты), пароль для входа в личный кабинет клиента или код из СМС-сообщений.

Если в телефонном разговоре вы столкнулись с тем, что человек, представившийся сотрудником банка, просит вас назвать эти данные, необходимо немедленно повесить трубку и связаться с банком по номеру, указанному на вашей банковской карте. Нужно сразу же насторожиться, если собеседник на том конце провода пытается на вас давить. Сотрудники банка никогда не станут нагнетать беспокойство или создавать ощущение, что нужно поторопиться и принять какое-либо решение немедленно.

Если вы обнаружили, что по вашей карте идут списания, которых вы не совершали, то необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать карту.

С какими же вопросами действительно могут позвонить из банка? Сотрудники банков часто звонят клиентам с предложениями по банковским продуктам, с информацией о скидках и акциях. Это обычная практика.

Для защиты средств клиентов в банках внедряется система выявления подозрительных операций в онлайн-режиме, система фрод-мониторинга. Система анализирует несколько сотен параметров операции и поведения клиента и дает оценку уровня ее риска. К системе подключены транзакционные каналы обслуживания клиентов, На оценку операции уходит меньше доли секунды. Рисковые операции система направляет на дополнительное подтверждение.

Также внедряются разные виды защит от подмены номеров телефонов клиента при звонке в банковские учреждения и при звонках от имени банка клиенту.

Хочется заметить, что какими бы продвинутыми ни были системы защиты банка, они не могут на 100% защитить гражданина, если он сам переводит деньги мошенникам или передает пароли доступа к своим счетам. Поэтому необходимо повышать финансовую грамотность населения, организовывать массовые кампании по информированию о мошенничестве.

На снимке: участники брифинга обсудили проблемы мошеннических звонков гражданам.

Оставьте комментарий