Кимрский учитель, влюбленный в свое дело:  Оберегала детей, но не сохранила себя. Памяти Е.Г. Андриасян 

18 августа, в 3:59, на личной страничке ВКонтакте учителя кимрской гимназии №2 появляется запись: «К сожалению, Елены Генриховны больше нет. Я ее соседка».

Все большую часть жизни современного человека отнимают соцсети, теперь и о смерти людей мы стали узнавать с экранов смартфонов. Виртуальная и реальная жизнь смешались – такая вот неизбежная новая реальность…

В одном из августовских номеров газеты «Кимры сегодня», в полюбившейся читателям рубрике, мы планировали рассказать о талантливой и неравнодушной Елене Генриховне Андриасян, с которой даже договорились о телефонной сверке интервью, взятого ранее.

Свериться не успели: 15.08.2023 в результате внезапной тяжелой болезни героиня нашей будущей публикации скоропостижно скончалась.

Привычно называя школьный предмет тремя буквами ОБЖ, мы редко задумываемся об их расшифровке, а ведь в этой аббревиатуре заключается глубокий смысл гармонии человека и окружающей среды – основа безопасности жизнедеятельности, по сути, и является самой жизнью.

О РАБОТЕ И ОБЖ

Когда мы говорим о самых востребованных профилях школьных преподавателей, нередко упускаем из виду профессию учителя ОБЖ, считая основы безопасности жизнедеятельности чем-то факультативным по сравнению с основными предметами, такими, например, как математика и физика, русский, литература, история.

Но, пожалуйста, задумайтесь о миссии учителя ОБЖ: это не просто специалист, передающий знания школьникам – это наставник и защитник, формирующий в сознании детей понятие безопасной и комфортной среды обитания и навыки успешного нахождения в ней на протяжении всей жизни.

Ученики так рассказывают о любимом учителе: «Елена Генриховна – наша классная руководительница, учитель математики и ОБЖ. Мы очень рады, что она является нашим большим другом и наставником»; «Елена Генриховна – замечательный человек. Она всегда дружелюбна, открыта к общению и готова выслушать каждого из нас. Мы знаем, что можем обратиться к ней с любыми вопросами или проблемами, и она всегда найдет время для нас»; «Как учитель математики, Елена Генриховна делает все возможное, чтобы мы понимали сложные темы. Она объясняет материал доступно и интересно, используя различные методики обучения. Благодаря ее терпению и тщательной работе с нами, мы стали лучше понимать математику и даже начали получать хорошие оценки»; «В качестве учителя ОБЖ Елена Генриховна не только рассказывает нам о правилах безопасности и здоровом образе жизни, но и проводит интересные практические занятия. Мы узнали много нового о том, как сохранять свое здоровье и быть ответственными гражданами».

Три вопроса, три ответа

– Какие знания и навыки ОБЖ могут быть полезны учащимся в повседневной жизни?

– Оказание первой помощи, умение ориентироваться в природных условиях, правила поведения на улице, на природе, обращение с газовыми, электрическими приборами. Главное, на мой субъективный взгляд – важно научиться преодолевать панику и страх при возникновении любой экстремальной и стрессовой ситуации. В конце концов, сдача экзаменов в выпускных классах – тоже стрессовая ситуация.

А вообще, наверное, учитель ОБЖ – единственный, кто имеет право сказать своим ученикам: «Дай Бог, чтобы все, чему я вас учу, никогда вам не пригодилось». Шутка! Но в каждой шутке лишь доля шутки.

– Что может стать препятствием для учителя ОБЖ в обучении школьников и как с этим справляться?

– Для меня лично основным препятствием при обучении является пренебрежительное отношение к безопасности жизнедеятельности: как школьников, так и взрослых. Очень многие считают ОБЖ второстепенным, поскольку экзаменов ни в 9-м, ни в 11-м классе по этому предмету не сдают. Также принято считать, что любые опасности происходят где-то далеко и не затрагивают непосредственно тех, с кем ведется разговор.

Пожалуйста, яркий пример: на уроке, посвященном терроризму и его проявлениям, девятиклассница при упоминании стрелка, убившего несколько человек и ранившего очень многих детей и взрослых в одном из учебных организаций Ижевска, сказала, что такое происходит только в больших городах, следовательно, нас, живущих в маленьком городе Кимры, это не касается.

– Как переубедить ученика, заставить его задуматься об опасности?

– Приходится приводить примеры из личного опыта – моего в первую очередь, из жизни людей, входящих в окружение ребят. Это – один из многих способов попытаться объяснить школьникам ситуацию.

Я рассказываю детям о важных вещах, обучаю навыкам оказания первой помощи при ушибах, травмах опорно-двигательного аппарата, кровотечениях, обмороке, приступах астмы, эпилепсии, при укусах животных, обморожении, ожогах, солнечном ударе, утоплении… О необходимости уметь производить первичные реанимационные мероприятия.

Главное, что должны осознать дети, – нельзя проходить мимо человека, которому требуется помощь, даже если это бомж, упавший на улице. Иногда просто своевременный вызов скорой помощи может спасти жизнь человеку.

В середине ХХ века знаменитый клоун Леонид Енгибаров упал на улице и скончался от сердечного приступа – прохожие посчитали его пьяным, и ни один – повторяю, ни один! – из проходивших мимо людей не помог ему. Вот яркая иллюстрация необходимости изучения вопросов оказания первой помощи.

Об этой удивительной женщине мы писали в прошлом году – и был повод: Елена Генриховна в очередной раз стала участницей Международного литературного конкурса.

Биография героини нашего проекта географически обширна. О себе она рассказывала так:

Родилась в Донецке (Украина), до 1989 года жила в Баку (Азербайджан). Окончила среднюю школу с политехническим уклоном и углубленным изучением английского, музыкальную школу, затем Азербайджанский государственный университет им С.М. Кирова, механико-математический факультет (с правом преподавания). В Баку работала в ИВЦ Главазмелиоводстроя инженером-проектировщиком. Уехала в связи с карабахском конфликтом.

После отъезда из Баку работала в Томске – в Институте ядерной физики, в Москве – в средней школе (математику вела), в деревне Максатихинского района – тоже в школе. Получила российское гражданство. И с 1998 года живу в Кимрах и работаю в гимназии №2 (еще в школе №4 работала). Веду ОБЖ и математику.

С маминой стороны дед был шахтером, всю войну прошел. Бабушка домохозяйкой была. С папиной стороны прадед работал нефтяником, а дед и бабушка были по образованию филологи: бабушка преподавала армянский язык, а дед занимался цензурой по охране государственных тайн в печати, состоял в Союзе писателей СССР. Отец был гидростроителем, кандидатом технических наук, доцентом МИСИ, последнее место его работы – главный конструктор Главморречстроя СССР.

«Хобби – ну, вы знаете, рассказы пишу», – объясняла нам два года назад Елена Генриховна Андриасян.

Завершаем рассказ об учителе Елене Генриховне Андриасян вновь словами ее учеников: «Мы благодарны Елене Генриховне за ее труд и преданность своей работе. Она не только учитель, но и наш друг, который всегда поддерживает нас. Мы счастливы быть ее учениками и надеемся продолжать учиться у нее в следующих классах».

Судьба распорядилась иначе. Прощание с Еленой Генриховной Андриасян состоялось 22 августа 2023 года. Похоронили учителя на Яковлевском кладбище, под Кимрами.

Оставьте комментарий