«Я иду вперед и веду за собой тех, кто хочет идти, кто со мной на одной волне» – так начала нашу беседу Светлана. Знакомьтесь, сегодня в нашей рубрике «Учитель, влюбленный в свое дело» педагог по вокалу кимрской ДШИ №1, член Федерации педагогов вокального искусства России – Светлана Павловна Кособокова.
Немного биографии: семья Светланы Павловны переехала в наш город из Киргизии. Закончив кимрскую ДШИ №2, она поступила в Тверской педагогический колледж и приобрела две квалификации: педагог вокального ансамбля и музыкальный руководитель. Позднее, Светлана закончила Международную академию профессионального обучения по специальности преподаватель эстрадно-джазового вокала.
Начав свою трудовую деятельность, она успела приобрести бесценный опыт работы и с самыми маленькими вокалистами (некоторые начали заниматься с 3-х лет) и с уже взрослыми людьми. Под ее руководством воспитывались настоящие самородки нашего города, о которых мы обязательно расскажем чуть позже.
На протяжении многих лет в ее сердце зрела идея образовать собственный стабильный коллектив, ведь ученики музыкальных школ зачастую не связывают свою жизнь с музыкой, а закончив учиться, покидают стены альма-матер и прощаются с вокалом. И вот, в 2020 году образовывается ее первый коллектив – вокальная студия «Melody Quest», набор в который, независимо от возраста, был объявлен для всех желающих. Собственно, о нем и был наш первый вопрос в интервью.
– Светлана, расскажите о вашей вокальной студии? Сколько у Вас учеников и в каком жанре Вы работаете?
– Моя студия достаточно молодая. Нам всего три года. Название у нас тоже необычное, когда я думала над названием – было непросто, т.к. хотелось что-то индивидуальное, особенное и не «избитое», чтобы подходило любому возрасту, идущему в ногу со временем, было целеустремленным, подходящим по смыслу и характеру и легко произносилось. Вот так и родилось «Melody Quest». Melody – это мелодия, а quest, в переводе – это вызов, поиск, приключение. В студии учимся не только петь, работаем со сценическим движением, ставим номера, ведем работу над постановкой голоса, учимся приемам, ведь работа над голосом – это и есть поиск, а голос человека – это волшебный инструмент, которым мы можем управлять только ощущениями, поэтому каждый из нас индивидуален и неповторим. В репертуаре стараемся использовать разножанровые композиции: поем и эстраду, и фолк, и иногда берем академические произведения. У меня прекрасные ребята, настоящие трудяги и я ими безумно горжусь!
– Про репертуар очень интересно. Может ли на Ваш взгляд, вокалист быть универсалом, то есть петь и классику и эстраду?
– Может, конечно. Но это должен быть профессионал, который очень хорошо владеет своим голосом, знает и умеет переключаться с одной техники вокала на другую. А вообще, это очень сложно и не каждый это может. Со своими ребятами я всегда тщательно работаю над вокальными техниками, чтобы они знали их и применяли на практике полученные знания.
Сейчас вокалисту мало просто чисто и хорошо спеть. Умение пользоваться инструментом (голосом) становится приоритетнее, а знание основ уже требуется по умолчанию. Поэтому работа с вокалистом очень кропотливая.
– Можете ли Вы с первых нот при прослушивании определить, что вам ждать от ученика?
– Что ждать, наверное с первого прослушивания невозможно понять. Это как «встретить по одежке, а проводить по уму». Какая предстоит работа и насколько человек владеет своим голосом – это можно услышать и понять. А вот что ожидать – это про другое. Все зависит от того, насколько вокалист готов работать, что он ожидает от уроков вокала, какие задачи мы будем ставить, что хотим получить на выходе? Тут много вопросов, которые надо обговаривать с первого занятия, чтобы не было недопониманий. Ученики бывают разные и разного возраста. Кто-то хочет научиться просто петь песни в кругу друзей, кто-то хочет выучить песню, чтобы сделать подарок на торжество, кто-то хочет заниматься, чтобы снять стресс, кто-то хочет заниматься более углубленно и профессионально, чтобы связать свою жизнь с музыкой или выступать на конкурсах, фестивалях, концертах, а для некоторых – это лечение. И тут у каждого должен быть свой рецепт, к каждому ученику свой подход, своя скорость и объем обучения.
– Как Вы работаете с учениками? Расскажите, пожалуйста, о вашей методике.
– Я всегда работаю от того, какие у ученика возможности и возраст. В вокале не может быть какой-то одной методики, применяемой ко всем одинаково, т. к. каждый голос индивидуален, также как и отпечатки пальцев. И у каждого свои «шестеренки», которые нужно запускать по очереди, постепенно, с разной скоростью, в первую очередь, заботясь об охране голоса – это отдельная большая тема и золотое правило педагога по вокалу, потому что запасных деталей нашего голоса в природе не существует. В занятиях важна регулярность. И результат не заставит себя долго ждать, поверьте мне. Занимаемся мы правильным певческим дыханием, правильной артикуляцией, освобождением от зажимов.
С учениками изучаем и осваиваем техники вокала ЕVT. Подбираем правильный репертуар в удобной тональности.
В общем, работа кропотливая, интересная, я в ней живу, горю и обожаю не только учить, но и постоянно повышать свой уровень мастерства. Ведь время не стоит на месте, все растет, живет и двигается, появляется что-то новенькое и интересное.
– Расскажите, о наиболее выдающихся успехах Ваших учеников? Есть ли среди них те, кто связал свою жизнь с музыкой?
– За всю мою педагогическую деятельность у меня было много выпускников, всех не перечислить, но о каждом я всегда вспоминаю с теплотой. Они разные и такие классные, мои любимые, талантливые. У каждого свой путь, своя судьба, за некоторыми я наблюдаю и горжусь их достижениями. Некоторые связали свою жизнь с музыкой, некоторые нет, но музыка в их жизни остается как хобби. Вот например, Анна Савостьянова учится сейчас на регента, Фёдор Кириллов работает преподавателем в музыкальной школе, Макар Кириллов солист и, если я не ошибаюсь, один из создателей нашей кимрской группы «Рисунок». Матвей Соколов увлекается диджеингом. Людмила Шпилевая учась в университете, скучает по сцене и все равно старается заниматься творчеством. Риана Исрафилова, Ксения Мамедова и так можно перечислять долго. Особенно мне бы хотелось сказать об очень целеустремленной, трудолюбивой и одаренной моей ученице, моей звездочке – Амине Костаревой. У нее большое будущее! Все мои ученики – мои любимые, замечательные, проделавшие большой путь для того, чтобы достичь успехов.
– Что для Вас главное в работе с детьми? Работаете ли Вы со взрослыми?
– Главное для меня – довести ученика до желаемого результата, вложить в него частичку своих знаний, чтобы он не копировал кого-то, а обрел себя, зажечь в ученике ту искорку через любовь в мир музыки и искусства, чтобы у него выросли крылья! Вот тогда появляется уверенность, уровень исполнения, а самое главное счастье, когда человек счастлив сам, он сможет дарить счастье другим и получать его взамен. За такими эмоциями стоит большой и длинный путь к совершенству и тщательный труд! Он не виден никому, все получают уже готовый результат. Поэтому я своими учениками горжусь: и выпускниками, и теми ребятами, которые учатся у меня сейчас. Я вижу, как они работают, растут, идут к поставленной цели и какой выдают результат. Отдельно хочется поблагодарить родителей и бабушек за поддержку, помощь за то, что вы всегда рядом, за доверие, с родителями тоже важно быть в тандеме. Наши дети – это лучшее будущее! Пусть они будут лучше нас, круче нас, превосходят своих педагогов-наставников.
Со взрослыми я так же веду работу и всегда выстраиваю ее таким образом, чтобы ученик мог достичь желаемого. В работе над вокалом и голосом в целом нет каких-либо возрастных ограничений, важно желание и работоспособность. Искренне желаю каждому хоть раз попробовать себя в этом искусстве – свобода, которую дает нам пение, не сравнится ни с чем. Это и выплеск эмоций, и реализация, и безграничное поле для самосовершенствования.
Светлана Павловна – удивительно талантливый и чуткий педагог. Ее воспитанники не пропускают ни одного конкурса и концерта, как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровне. Всегда они среди победителей. А еще Светлана – мама четверых детей, и, знаете, она успевает везде: и на работе и дома и в любимой вокальной студии «Melody Quest».