Кто же первым произнес это странное имя «Кимры»?

При грантовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям редакция «Кимры Сегодня» реализует в 2018 году культурно-исторический проект  «От Зажигинской до Звиргздыня». За основу взята серия статей «Диалог прошлого с настоящим», «Кимры Сегодня» 2007 г., автор Г.И. Крюкова (1949-2017).

Геродот производил сарматов от браков амазонок со скифами, где амазонки выступают как родоначальницы сарматов. Гиппократ, современник Геродота, рассказывая о воинственности сарматских женщин, пишет, что у них нет правой груди. Потому что вскоре после рождения матери выжигали своим дочерям правый сосок. Грудь утрачивала естественные способности, и вся сила и изобилие соков ее переходили в правое плечо и руку. Это было характерно и для амазонок, по народной этимологии «бессосцовых».

И вот, по мнению Татищева, в далекие-далекие времена представители этого воинственного кочевого племени обитали в наших краях. Древние греки и римляне также полагали, что эти племена населяли неведомые для них обширные пространства нынешней России и отчасти восточной Германии и Австрии.

Одним из доказательств своей версии Татищев считал наличие изображения медведя как на знаменах киммерийцев. Так и на гербе ростовских князей, которым Кимра до начала Тверского княжества принадлежала.

Если же мы обратимся к первой российской исторической книге «Повесть временных лет», то увидим, что в ней не упоминаются ни киммеры, ни цымбры. Это говорит о том, что народ этот в несторовские времена здесь уже не жил.

И все ж образ этого племени северного Причерноморья нет-нет да и всплывает в умах некоторых исследователей, да и просто любителей истории родного края. Уж очень дерзко, очень фантастично, да и так хочется!

Кстати, Кимры (Cymri) – это и древнее название кельтских племен, которые жили в горных районах Уэльса и являлись предками современных валийцев. Как после этого не поддаться искушению и не попытаться подвести под загадочное имя Кимра еще одну доказательную базу? И ведь подводят!

Ну а мы, если обратимся к той же несторовой летописи, встретим в ней племя финно-угорской группы меря. Пришедшие с востока, из Зауралья, финно-угорские племена заселили обширную территорию и, в частности, Поволжье и междуречье Оки и Волги. Меря жили как раз в междуречье. О заселении здешних мест мерянами говорит и топонимика – наука о происхождении географических названий. В частности, название Кимры в современном звучании и название «меря» – одно и то же. Что позволяет вроде бы делать вывод, что наш город носит имя племени.

О том, что название Кимра имеет, вероятнее всего, финно-угорское происхождение, говорит в письме в Кимрский краеведческий музей профессор И.А. Попов из Ленинградского отделения Института языковедения Академии наук, в те времена еще СССР. Но доказательство этого, продолжает он, требует основательной работы.

Есть и еще одна гипотеза, автором которой является сотрудник Кимрского краеведческого музея, краевед Владимир Петрович Покудин. А именно: поселение получило свое имя от речки Кимерки, на берегу которой расположилось. Кимерка означает «каменка», потому как слог «ки» с финского – это камень, «мера» – река, и получается – река на камне. И действительно, если проследить дно Кимрки – оно каменистое.

Вот такой истории сказ сообщает нам загадочное имя города.

Ну а что кроется за строками «городок наш древнейший погибал, воскресал»?

Замечательный исследователь кимрской истории Александр Захарович Суханов, опираясь на все тот же «Лексикон Российской» Василия Татищева, считает, что Кимры еще в далекие времена Ростово-Суздальской Руси были городом и упоминались в исторических документах под 1097 годом, то есть были известны ранее Москвы на 50 лет. Затем сообщения о них исчезают. И Суханов, вслед за Татищевым, полагает более всего вероятным, что город Кимры погиб в 1216 году во время междоусобной войны Ростово-Суздальского княжества с Новгородским. Или это имело место в Батыево нашествие 1237-1238 годов. Во всяком случае раскопки у так называемой Графской горки показывают, что кимрское селище в 1237 году было внезапно покинуто жителями. Что, в общем, неудивительно. Многие города древней Руси под влиянием различных обстоятельств исчезали совсем или превращались в мелкие населенные пункты.

Завершая экскурс в прошлое, можно лишь с сожалением сказать, что, как ни заманчиво считать 1097 год годом первого упоминания Кимр, для этого у нас нет документальных подтверждений. Надо полагать, что Татищев имел какой-то документ, относящийся к XI веку, в котором упоминались Кимры, но архив историка утрачен.

А история должна иметь свою точку отсчета. И в нашей истории такой точкой отсчета стала грамота царя Иоанна Васильевича Грозного. Датирована она 1546 годом, и в ней впервые из известных нам письменных источников упоминается Кимра. И упоминается уже в одном ряду с большими и малыми городами, в которых ведется торг.

Из другой грамоты того же Ивана Грозного, выданной тремя годами позднее, в 1549 году, настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря, мы узнаем, что на Кимре в лавках торгуют «монастырские крестьяне, тутошние жильцы солью и рыбою и всяким товаром и на торгу хлебом и животиною».

А также узнаем и о таможне. А таможню, понятно, не в чистом поле ставили, а в крупных населенных пунктах и в местах пересечения торговых путей.

Кимра как раз и оказалась на таком бойком месте. На знаменитом в Московской Руси «водяном ходу» с Волги на Дмитров и Москву по рекам Дубна, Сестра, Яхрома. Да и принадлежала царской семье, именуясь дворцовым селом, и входила в ведомство Дворцового приказа.

Фрагмент грамоты царя Ивана Грозного 1546 года с первым упоминанием Кимр

В дворцовые отбирались лучшие села. Из них на государев обиход шли как продукты питания, так и ремесленные изделия. Кимры были крупным поставщиком рыбы. Вхождение в ведомство Дворцового приказа подстегивало хозяйственно-экономическую жизнь поселения. Староста «поставщика двора» мог обращаться в дворцовые приказы с предложениями, нуждами, просьбами. Много ли сел на Руси имело такую возможность? И, как показала история, кимряки сумели достойно использовать эту возможность. Все это не могло не сказаться на становлении села. На формировании особого кимрского характера его жителей, о которых впоследствии писатель Макар Рыбаков скажет: «Кимряки себе цену знают».

Вот так Кимры закрепились в истории селом, и селом, смею сказать, удивительным. Из него-то и вырос наш город.

Кимрский клуб исторической реконструкции «Меря», его участники в традиционных для племени одеждах. В центре организатор фестиваля «Былинный берег» Антон Жерягин.

В городе Кимры и Кимрском районе Тверской области с 2011 года при поддержке государственных органов ежегодно проводится фестиваль исторической реконструкции, «Былинный берег». Он посвящен культуре и традициям древнерусского государства и скандинавских народов в IX-XI веках, а также становлению Волжского торгового пути.

Кимрский «Былинный берег» входит в десятку наиболее значимых исторических фестивалей стран СНГ и Восточной Европы, наряду с фестивалями «Бородино», «Поле Куликово» и «Дни Грюнвальда».

На фото: Копия гравюры Грекова «Вид на село Кимра с луговой стороны», 1772 год.

Оставьте комментарий