Летопись, составленная братьями Шокиными

Страницы книги М.В. Шокина «20-е годы ХХ века»

Продолжение следует.

Дисциплина «пространство», которая стала впоследствии стержнем всей художественной пропедевтики ВХУТЕМАСа, сформировалась в архитектурной мастерской, которой руководили Ладовский, Докучаев и Кринский. Преподавание там шло на базе психоаналитического метода Ладовского – автора оригинальной теории формообразования. За период 1910-1920 гг. Ладовский постепенно, шаг за шагом, создавал концепцию формообразования, положенную затем в основу творческого кредо рационализма. Осваивая приемы кубизма и кубофутуризма, многие видели тогда новое прежде всего в динамических композициях и деструктивных формах. Вместе со своими соратниками Ладовский обсуждал и проблему восприятия форм, соотношение утилитарных и художественных факторов формообразования, организацию пространства.

Придя во ВХУТЕМАС в 1920 году, с уже сложившимися взглядами на роль восприятия пространства при создании объемно-пространственных композиций, Ладовский столкнулся с необходимостью начать профессиональное обучение студентов так, чтобы эта концепция формообразования стала основой их творческого кредо. Он приучал студентов мыслить объемно-пространственной композицией, «эскизировать» не на бумаге, а в объемном макете, и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу. Такой метод преподавания помог расковать фантазию студентов на этапе поиска новых приемов и средств художественной выразительности, способствовал выработке у студентов, прежде всего, пространственного воображения. Он ставил задачи найти в вопросах объемно­пространственного формообразования не только эмоциональные, но и рациональные моменты.

В отличие от конструктивистов, видевших объективные основы форм в конструкции, Ладовский называет и фундаментальную основу формы – потребность организации пространства.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) – крупный русский ученый, философ, математик, инженер, автор ряда изобретений, в том числе в электронике, писатель, искусствовед, историк и исследователь культуры.

Ему в высшей степени было свойственно системное мышление, органически синтезирующее многие знания.

В фундаментальном сочинении Флоренского «Столп и утверждение истины» (1914) объединяются в стройном учении изыскания, предпринятые в разных направлениях и областях человеческой культуры. При этом охватывающая мысль Флоренского исследовала и развивала идеи Владимира Соловьева о «всеединстве» и его учении о Софии. Мощный луч как бы освещал Флоренскому дороги и многообразный мир наук и искусств. На этом пути он стремился разглядеть первичные символы, определяющие изначальное развитие устоявшихся культур.

Журнал «Наше наследие», №1/1988. Орган Фонда культуры СССР.

И.А. Флоренский, один из членов группы «производственные мистики» во ВХУТЕМАСе, читал лекции по предмету «Философия пространства». Было известно, что он является единственным специалистом в советской России по этому вопросу и что такие лекции он читает в Военно-артиллерийской академии. Несмотря на то, что лекции Флоренского посещало незначительное количество студентов, я их посещал исправно и считаю, что время, потраченное на их прослушивание, было использовано с большой пользой для меня. Многое из того, что можно было почерпнуть из содержания лекций, было ново и познавательно. Некоторые представления о пространстве как о среде, в которой пребывает все на земле, все сущее, пришлось пересмотреть. Непознаваемо сложный и многогранный мир открылся мне с еще одной, ранее непознанной грани.

Вопросы пространства в изобразительном искусстве занимают основополагающее место и имеют большое значение.

Действительность существует в пространстве в трех измерениях, а изобразительная плоскость двухмерна. Возникает необходимость поиска приемов, которые позволили бы получить изображение, учитывая наличие такого условия. В исторической перспективе существовали различные способы решения такой задачи, но в XV веке художники так называемого Возрождения открыли способ, названный линейно-конической перспективой. Суть его заключается в том, что если смотреть на видимый мир одним глазом и с неподвижной точки, то можно увидеть предметы не такими, каковы они в действительности, а с некоторыми искажениями. В этом случае все параллельные линии, уходящие в глубину пространства, будут пересекаться в одной точке на линии горизонта, удаляющиеся предметы будут видны сокращающимися в своих размерах. Изображение, созданное с учетом такого видения, дает возможность решать задачу получения иллюзорного изображения пространства. Такое пространство в науке называется перцептивным или, то же самое, субъективным. С момента открытия такой перспективы все, что было до того, было объявлено ошибочным, полученным в результате умственной отсталости малограмотных людей, и утверждалось, что вновь открытая перспектива является единственно реальным и научно обоснованным способом изображения. Однако непредвзятый и подлинно научный анализ этого вопроса позволил усомниться в истинности такого вывода.

Павел Александрович Флоренский  – священник, ученый-энциклопедист, философ, богослов, физик, математик, инженер

П.А. Флоренский, человек энциклопедических познаний и интересов, пишет исследование «Труды по знаковым системам», в котором утверждает, что законы линейной перспективы, считавшиеся неукоснительным критерием «истинного» искусства, подчинены определенной системе: уходящие параллели всегда расходятся к горизонту и тем заметнее, чем больше требуется выделить предмет, ими ограниченный. Флоренский же утверждал, что раз античным мастерам были знакомы принципы линейной перспективы, то их прямые наследники византийцы не могли не знать ее и, следовательно, обратились к обратной перспективе сознательно. То есть законы зеркального отражения реального пространства на живописной плоскости они предпочли каким-то другим, но тоже законам.

Общеизвестно, что изобразительное искусство вообще построено на том, что зритель верит в реальность нереального пространства, сведенного к плоскостному изображению, что он каждый раз отвергает очевидную плоскостность и преобразует ее в новое субъективное пространство. И поэтому приверженность средневековых мастеров к «ошибочной» обратной перспективе объявлялась исключительно догматической канонизацией, случайной из-за технического неумения и научной безграмотности найденных приемов, к которым человек Средневековья просто привык, своей привычкой зачеркнув объективные законы.

Академик Б.В. Раушенбах – крупный ученый, занимающийся теорией космического полета, десять с лишним лет назад заинтересовался пространственными построениями в живописи и выпустил две работы, посвященные этой проблематике. Обе – результат приложения к живописи методов геометрии, оптики, психологии восприятия. В результате возникли исследования, которых уже никак не могут миновать специалисты-искусствоведы. Более того, эти исследования содержат некоторые выводы, которые имеют значения, выходящие за пределы живописи.

Раушенбах описывает опыты, которые выявили: обратная перспектива действительно основана на законах реального видения. После недолгой тренировки человек в неглубоком пространстве начинает видеть предметы «ошибочной» средневековой перспективой.

Истины, открывавшиеся мне в таком виде, позволили усвоить ценнейшие сокровища «примитивного» искусства и, таким образом, насладиться его художественным совершенством. Всему этому в большей мере я обязан тому факту, что в свое время во ВХУТЕМАСе я слушал лекции Флоренского. В последующее время, интересуясь некоторыми философскими проблемами для удовлетворения любознательности, мне приходилось в печатных изданиях по философии встречать упоминание фамилии Флоренского в случаях, когда возникала необходимость сослаться на его авторитет. Его научные труды тщательно изучаются и анализируются в среде художников-конструкторов и лиц, занятых разработкой вопросов технической эстетики (дизайна), где они имеют основополагающее значение. Все это вместе взятое может свидетельствовать об особой значимости для меня факта моего общения с Флоренским, хотя бы в такой своеобразной форме, в которой оно проявилось. Все познания в области философии пространства были построены на надежном основании и высоком современном уровне.

Чтобы разобраться во всей сложности проблемы художественного восприятия произведений изобразительного искусства, необходимо рассмотреть пластику его выразительных средств. Всякое изображение, в том числе и такое, которое является художественным, в своей основе имеет изображение точки. Точка – понятие абстрактное, математическое, она не имеет размеров, хотя ее изображение на плоскости практически имеет протяженность. Движение точки в каком-либо направлении дает след – линию. Линия – понятие тоже абстрактное, но она имеет одно измерение – длину. Будучи замкнута в своем движении, она изображает какую-либо плоскую фигуру, которая имеет два измерения, длину и ширину.

На снимке: академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Борис Викторович Раушенбах – крупный ученый, занимающийся теорией космического полета (1915-2001).

Оставьте комментарий