Летопись, составленная братьями Шокиными

Страницы книги М.В. Шокина «20-е годы ХХ века»

Продолжение следует.

Математически плоскость есть понятие абстрактное и в силу своей двухмерности в нашем трехмерном мире реально существовать не может. Ее изображение на плоскости является исчерпывающим, хотя и условным. Всякая замкнутая линия на плоскости изображает плоскую фигуру в двух измерениях.

Замкнутая комбинация плоскостей образует объемное геометрическое тело, реально существующее. Его изображение на плоскости не может быть исчерпывающим во всей его многогранной полноте. Куб как идеальное объемное тело сформирован шестью замкнутыми квадратными плоскостями. С неподвижной точки он виден и может быть изображен на плоскости только тремя своими гранями, не больше. Совокупность множества объемов образует пространство – понятие исключительно абстрактное, это сфера существования объемного предметного мира. Его изображение на плоскости может быть только иллюзорным.

Таким образом, первоэлементами всякого изображения являются линия, плоскость, объем и пространство. Все они могут обладать пластическими качествами. Например, беспорядочное начертание линий образует невыразительный хаос. Если же изображение частей линии упорядочить так, чтобы их отдельные участки подчинялись какому-либо порядку, то в этом случае можно выявить их пластические качества, потому что порядок – это красота. Например, зигзаг и волнистая линия могут служить образцами элементарной пластики линии. Бесконечное множество линейных узоров и орнаментов, применяемых в прикладном декоративном искусстве, является показателем распространенности использования пластических качеств линии. Порядок, которому подчиняется начертание линии, в этом случае называется ритмом. Все существующее в нашем видимом мире подчинено такому порядку. Ритмом пронизана вся Вселенная.

Пластические качества плоскости заключаются в пропорциональности ее размеров, длины и ширины.

Классическим примером пластически полноценных пропорций может служить широко применявшееся в Древней Греции «золотое сечение».

Это такое идеальное пластическое соотношение размеров линии, разделенной на неравные части, когда большая часть ее во столько раз больше меньшей, во сколько весь размер больше большого отрезка. Это округленно численный ряд: 3, 5, 8, 13 и так далее. Плоскость с соотношением размеров длины и ширины в числовых величинах, полученных в результате извлечения квадратного корня из 2 и 5, тоже будет пластически совершенна. Взаимозависимость плоскостей в какой-либо их совокупности также должна быть подчинена ритмическому порядку. Это касается случаев, когда плоскости образуют объемы предметного мира. Один из видов изобразительного искусства – скульптура – является искусством пластического объема. В процессе создания произведений мастера-скульпторы добиваются совершенных пластических качеств их объемных организмов. Совокупность объемов, определяющих пространство, должна быть упорядочена так же, так как пространство в этом случае будет художественным.

Так понятая сущность художественного изображения позволяет полноценно воспринимать и чувствовать красоту произведений искусства. К сожалению, большинство людей не осознают наличия пластических качеств изображения, они чувствуются только небольшим количеством любителей искусства, преимущественно подсознательно вызывают у них радость открытия красоты и рождают потребность повторных встреч с произведениями искусства, в конечном итоге формируя их как подлинных потребителей искусства.

Изобразительное искусство существует на земле столько же времени, сколько существует само человечество. Его существование обусловлено потребностью фиксации видимой действительности для лучшей приспособленности человека в борьбе за существование: и как средство чувственного познания мира, с одной стороны, и как тренаж физических возможностей – с другой.

В наше время мы являемся наследниками всего того, что создано в области культуры и искусства за те миллионы лет, которые уже прошли. Изучая это обширное наследство, современный человек может познавать искусство, опираясь на весь богатейший опыт, аккумулированный в дошедших до нас памятниках прошлого. Он совершенно освобожден от необходимости использовать это занятие, скажем, в магических целях, и занимается он им по велению своего сердца или от сознания необходимости использовать его в воспитательных целях, наполняя людей радостью общения с искусством и тем самым содействуя повышению жизненного тонуса человечества.

Но приходится считаться с тем, что существует разрыв в эстетическом развитии между производителями и потребителями искусства. Занимаясь профессионально, художники все свое время отдают делу совершенствования в понимании произведений искусства, на всех образцах всех времен и всех народов. И они обязаны преуспевать в этом занятии, так как на том стоит дело прогресса в искусстве. Все остальные люди в своем большинстве, исключая сравнительно небольшой контингент любителей искусства, в силу своей занятости главным делом своей жизни не могут отдавать много времени для своего эстетического развития, в результате у большого количества людей атрофируется способность к полноценному восприятию произведений искусства, и таким образом констатируется эстетическая отсталость или эстетическая инертность. В этом суть дела. Чтобы устранить отсталость и инертность, необходимо так провести воспитательную работу, чтобы люди в процессе общения с произведениями искусства знали, в чем заключается секрет их доступности, чтобы они понимали, что на художественное произведение надо смотреть как на явление, несущее в себе заряд чувственного воздействия на человека, ибо только в этом случае оно способно выполнить свою миссию – воздействовать на сознание через эмоцию.

Но решение задачи усложняется тем, что жизнь искусства в очень большой степени наполнена множеством зачастую исключающих друг друга творческих принципов, разобраться в которых не так-то просто. В целях массового охвата контингента потенциальных потребителей искусства и получения надежного положительного воспитательного результата необходимо воспитывать людей, ориентируя каждого из них обращать наибольшее внимание на совершенство пластических качеств этих образцов.

В художественных учебных заведениях, где куются кадры, способные создавать неповторимые творения искусства, учебный процесс направлен на то, чтобы добиться положительного результата в овладении мастерством пластического совершенства произведений. При этом учебный процесс в очень большой степени абстрагирован. Это вполне закономерно, так как гарантирует получение наилучшего результата в изучении пластических качеств выразительных средств, которыми вооружено изобразительное искусство.

Если взять такую сложную науку, как математика, которая изучается для того, чтобы считать вполне реальные предметы во всех видах человеческой деятельности, то всем известно, что для пользы дела придумана система алгебраических формул, абсолютно абстрактных.

Во ВХУТЕМАСе в учебном процессе существовали пропедевтические дисциплины: «объем» и «пространство», где эти понятия совершенно абстрагированы с конечной целью овладеть мастерством дизайнеров, призванных преобразовать предметную среду, наполняя мир объектами совершенно реальными и на высоком уровне технической эстетики.

На снимке: в мастерской живописного факультета ВХУТЕМАСа, 1920-1923 гг. Неизвестный автор. Источник: собрание А. Лаврентьева.

Оставьте комментарий