Летопись, составленная братьями Шокиными

Страницы книги М.В. Шокина «20-е годы ХХ века»

Продолжение.

Здание, в котором размещались Свободные художественные мастерские, было старинным. Известно, что в XIX веке в нем проходили собрания тайного общества масонов. Оно пользовалось у москвичей дурной репутацией. Особо суеверные люди не отваживались ходить в ночное время по Мясницкой улице мимо этого дома. Внутри здание содержало большое количество просторных комнат, связанных между собой мрачными коридорами. Когда приходилось там бывать, то такая обстановка настраивала соответствующим образом. Вспоминались, между прочим, факты биографии художника Левитана, которому во времена его учебы в Московской школе живописи и зодчества, в силу его крайней бедности и бездомства, приходилось искать убежище и ночлег, скрываясь в лабиринте этих коридоров, спасаясь от преследования бдительного ночного сторожа школы.

Описываемое время моего существования, когда я учился в Москве, в средней школе и Свободных художественных мастерских одновременно, было особое. На втором году существования Советской республики, в условиях окружения враждебными силами, пытавшимися ее уничтожить, все силы народа были сосредоточены на том, чтобы отстоять молодую республику в вооруженной борьбе на фронтах Гражданской войны, где решалась ее судьба. Условия жизни в Москве были крайне критическими. Были сильнейшие затруднения в снабжении продуктами питания и топливом.

Нормы отпуска хлеба на одного жителя все время сокращались и доходили до 1/8 фунта, то есть 50 граммов. Дома с центральным отоплением не отапливались. В таких условиях существования многие москвичи искали выход из положения в отъезде в провинцию, где жизнь была более или менее сносной.

Передо мною возникла та же самая проблема. Я жил в доме с центральным отоплением, а значит, в неотапливаемом помещении, в арктических условиях. На ночь приходилось ложиться в кровать, не только не раздеваясь, но и создавая обстановку спального маяка, укутываясь всеми средствами для сохранения тепла организма. Самым неприятным моментом такого ночлега было пробуждение ото сна. В комнате была температура уличного мороза, все стены и вещи покрыты инеем. Трудно это себе представить, но это реальность бытия того времени, называющегося «военным коммунизмом». Единственным выходом из такого положения было возвращение на родину, в Кимры, с тем, чтобы, наконец, получить среднее образование.

МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ФОТОГРАФИЕЙ

В 1913 году, когда моему старшему брату Леониду исполнилось 15 лет, в день его рождения родители подарили фотоаппарат.

Это событие имело далекоидущие последствия для всей его будущей жизни. Первые же достигнутые успехи в технике фотографирования и получения снимков были знаменательными.

В популярном еженедельном журнале «Огонек» за 1913 год была напечатана фотография брата, которую он туда послал. Этот факт был моментом рождения фотокорреспондента ТАСС и центральной печати. Снимок отображал по тому времени любопытное явление: увлечение сельской молодежи футболом – спортивной игрой, только что возникшей и развивавшейся в крупных населенных пунктах, и то не везде. Группа мальчиков села Кимры слепила снеговика с надписью на нем «Футболист» в 1913 г. В этой группе был и я, 13-летний мальчик, со своими школьными товарищами, увлекавшимися новоявленной спортивной игрой, открытой для них учителем Д.П. Волковым в высшем начальном училище в 1911 году. Это было накануне Первой мировой войны. В 1915 году брата призвали в действующую армию. Там он получил назначение в Украинский пехотный полк, где ему поручили службу полкового фотографа. Это было началом его профессионального становления в деле всей его жизни. Богатая практика в условиях постоянной смены объектов съемки наделила его большим практическим опытом, так ему пригодившимся после демобилизации.

Я был фотолюбителем с 1915 года, с того момента, как стал обладателем волшебного ящичка, который позволял мне иллюзорно отражать предметный мир на куске бумаги. Настал момент братского объединения в деле дальнейшего совместного совершенствования фотографического мастерства.

В Москве существовало Русское фотографическое общество, которое издавало ежемесячный журнал «Вестник фотографии», который брат выписывал еще до войны. У нас было несколько годовых комплектов этого журнала. Он уделял много внимания вопросам пропаганды.

В Центральном доме художника однажды проходила выставка работ замечательного мастера фотографии М. Наппельбаума. Он был одним из тех талантливых энтузиастов, которые помогли фотографии занять почетное место в ряде других искусств. Портрет стал его жанром. Лица, Лица! Выдающиеся политические деятели, писатели, ученые, актеры, художники: Блок, Ахматова, Станиславский, Мейерхольд, Горький и Луначарский, Пастернак и Твардовский.

В 1911 году Наппельбауму посчастливилось сделать портрет Ленина. Эго один из самых известных ленинских портретов. На снимке есть автограф: «Очень благодарю тов. Наппельбаума, Ленин».

Литературная газета от 25 мая 1988 г.

Вот в такую среду мой брат попал благодаря стечению счастливо сложившихся обстоятельств. Яровов и Еремин в летние сезоны приезжали к нему в Кимры поискать сюжеты для фото на пленэрах местной природы. Такие контакты с мастерами светописи помогали мне с братом быстро осваивать секреты творческой работы и добиваться таких успехов в художественной фотографии, которые сделали для нас возможным участие на выставках светописи наряду с лучшими мастерами того времени.

Диплом кимрскому фотографическому обществу

Среди кимрской молодежи были такие фотолюбители, которые откликнулись на призывы брата организовать в Кимрах фотографическое общество и таким образом сообща изучать и практически осваивать художественную фотографию. Общество было основано в 1918 году, оно было немногочисленно по составу, но результативно по работам. Проводились занятия по изучению основ композиции кадра, где специальному разбору и анализу подвергались выдающиеся произведения искусства с целью изучения законов художественного формообразования. Организовывались тематические конкурсы.

За непродолжительное время существования общества в Кимрах в 1918 и 1920 годах состоялись крупные выставки художественной фотографии с участием лучших московских мастеров – пионеров искусства светописи.

На снимке: правление Кимрского фотографического общества, слева направо: Ф.Н.Сорокин, М.И. Шестернин, Л.В. Шокин, Радикорский, М.В. Шокин.

Оставьте комментарий