Летопись, составленная братьями Шокиными

Страницы книги М.В. Шокина «20-е годы ХХ века»

Продолжение.

В то время я учился в Москве и, пользуясь знакомством с редактором фотографического журнала и его помощью, мне удалось обеспечить участие в нашей выставке известных деятелей профессиональной художественной фотографии, таких, как Еремин, Наппельбаум, фотографировавший Ленина. Был в их числе и Свищев-Паоло – владелец популярной фотостудии на Кузнецком мосту, где на рекламной витрине можно было увидеть образцовые портреты известных деятелей искусства и культуры. Я посетил их студии и познакомился с ними и с той обстановкой, в которой протекала их работа. Это были общительные люди, они беспрекословно согласились дать на нашу выставку некоторое количество прекрасных фотографий. Посетил я и студию Трапани в Столешниковом переулке, выходящем на Петровку. Однако этот мастер, как и предвидел Яровов, отказался участвовать в нашей выставке. «Трапани – бог», – сказал Яровов, и для меня посещение его студии было полезным и познавательным. Мне представилась возможность увидеть множество портретов, исполненных позитивным методом-новинкой и названным автором Трапани «лучистый гумми». Надо сказать, портреты были превосходными, «лучистый гумми» позволяет добиваться большого художественного эффекта. Только таким образом мне удалось познакомиться с большим количеством работ Трапани, который самолично мне их показал.

В 1922 году в Москве состоялась Всероссийская выставка художественной фотографии, в которой участвовал коллектив Кимрского фотографического общества.

У меня сохранился диплом, выданный нашему обществу за участие в этой выставке. Кроме того, мой брат получил персональный диплом в знак высокой оценки его работ. в коллекции снимков нашего общества было и пять моих пейзажей, выполненных в традиционной позитивной технике. Выставка давала возможность увидеть лучшие образцы художественных фотографий Российской республики, оценить их и сравнить со своими успехами и таким образом узнать, что у нас хорошо, а что плохо.

Участник выставки, известный московский фотохудожник Клепиков, находясь на выставке в тот момент, когда там была наша кимрская группа, подошел к брату и стал его поздравлять с удачными работами, указывая на мои пейзажи, но тот ему сказал, что работы эти не его, а мои. Так состоялось мое знакомство с еще одним из известных мастеров московского общества. Не скрою, положительная оценка моих работ мастером была для меня лестной и сильно радовала.

Вспоминается случай, когда мне подвернулась возможность сфотографировать Калинина. Это было в 1924 году. Как известно, родина Михаила Ивановича находится недалеко от Кимр, в селе Верхняя Троица на реке Медведице. К тому времени всероссийский староста, как его иногда называли, приезжал для отдыха в свои родные места, и в Кимрах к этому было приурочено торжественное открытие Дома крестьянина с его участием. Моему брату как профессиональному фотографу было предложено сфотографировать группу районного руководства вместе со знатным гостем. Однако по какой-то причине сам он не имел возможности запечатлеть знаменательное событие и попросил меня заменить его. Я с удовольствием согласился выполнить такое заманчивое поручение. Мне несколько раз до этого случая удавалось видеть и слышать политические выступления Михаила Ивановича, богатые мудростью и самобытностью изложения. Теперь же предстоял случай особого рода, сулящий мне личное общение с выдающимся политическим деятелем страны.

Открывая Дом крестьянина, Михаил Иванович в своем выступлении отметил особую политическую значимость такого события для крестьянства и определил задачи, которые предстоит решить в ходе существования очага культуры и политического центра, каким должен был себя проявить Дом крестьянина. Он предложил присвоить имя секретаря ВЦИК тов. Енукидзе, которого охарактеризовал как политического деятеля, заслужившего такой почет.

Завершающим моментом открытия Дома крестьянина была съемка его участников с высоким гостем. На месте съемки я предварительно подготовил все необходимое: расположил места сидения, определил границы съемочного пространства, установил и сфокусировал фотоаппарат. Когда участники группы заняли свои места, мне оставалось только уточнить незначительные организационные детали, и в считанные секунды дело было сделано.

«Как? – сказал Михаил Иванович. – Уже готово? Ну, молодец! Это обычно такое канительное дело, занимает много времени, а тут раз – и готово. Молодец!» – И в знак одобрения хлопнул меня по плечу.

В настоящее время эта фотография хранится в Кимрском краеведческом музее как постоянный экспонат.

Но занятие фотографией не было моим главным увлечением, Я всей душой был предан увлечению живописью, которой принадлежали все мои помыслы в последующие десятилетия. Давнему увлечению фотографией суждено было занять мое свободное время вновь лишь в конце шестидесятых годов, когда его у меня стало с избытком в пенсионном возрасте.

В настоящее время искусство фотографии получило всеобщее признание. Сомнения в правомерности его существования как искусства перестали высказывать даже его традиционные противники. Во множестве появившиеся талантливые мастера создали такие великолепные произведения, которых не могло быть полвека тому назад.

Специфика фотографии – фиксация мгновения. Ее девиз: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Ее самобытность, ее пластическая красота и способность открыть зрителю такие стороны жизни сущего, которые обостряют познание еще не познанного, не оставляют возможности усомниться в себе.

Особое пристрастие к пейзажному жанру сохранилось у меня и в занятиях художественной фотографией. Красота природы, способная создавать эмоциональный настрой и поэтическое мироощущение, была темой и содержанием  моих лирических пейзажей. Фиксируя все это на плоскости  фотокадров, я ставил целью добиваться такого результата, который позволил бы зрителю не только ощутить их поэтическое содержание, но и проникнуться величием красоты природы, способной возбудить интерес и любовь к ней.

Накопив изрядное количество опыта в создании лирических фотопейзажей и самих пейзажей, я решил проверить уровень достигнутого мной мастерства участием на выставках художественной фотографии, часто устраиваемых разного рода фотоклубами.

Первое же участие в такой выставке Калининского областного фотоклуба ознаменовалось успехом и признанием со стороны областных мастеров. Я стал членом Калининского клуба. В 1969 году состоялась моя персональная выставка в Калинине. В связи с этим мне был присужден диплом I степени, и в годовом отчете правления клуба этот факт фигурировал как показатель успешной деятельности клуба в отчетном году. За этим последовало участие в меж-областном выставочном мероприятии.

В 1970 году страна отмечала знаменательную дату – столетие со дня рождения В.И. Ленина. На его родине в Ульяновске областной совет профсоюзов, областная организация Союза журналистов и Ульяновский фотоклуб решили организовать юбилейную тематическую фотовыставку под девизом «На Волге широкой». К этому делу были привлечены как участники все фотоклубы областей, по территории которых протекает Волга. Каждому областному клубу предоставлялось право создать коллекцию художественных фотографий количеством не более 30 штук. Калининская областная организация Союза журналистов для популяризации выставки и отбора фотографий на юбилейную выставку создала правительственную комиссию.

Калининский клуб в то время насчитывал около 300 человек членов, каждый из которых мог представить любое количество снимков, претендующих всего на 30 мест в областной коллекции. Для каждого из них шансы быть избранными были незначительны.

На снимке: М.И. Калинин на открытии Дома крестьянина в г. Кимры, 1925 год.

Оставьте комментарий