В интернете, начиная с весны, нет-нет да проскальзывают сообщения о сбитых на дорогах Кимрского района лосях и пострадавших водителях автотранспорта. Также совсем недавно говорили о том, что в поселении между Кимрами и Дубной бродит медведь.
Стоит ли бояться потапычей и что делать, если на дороге лось? Об этом решили поговорить с председателем местной общественной организации «Кимрское районное общество охотников и рыболовов» (подчинение Министерству природных ресурсов Тверской области) В.В. Смирновым. Но предварительно напомним читателям о том, что на кимрской земле семь обществ с охотхозяйствами, среди них «Кимрское районное…» – самое большое. Предположительно, на всей территории насчитывается порядка 700 лосей, в этом году кимрскому обществу разрешен отстрел 30 голов, а также двух медведей. На сохатых охота откроется с 1 октября и продлится по 31 декабря, а на медведя уже открыта – с 1 августа по 30 ноября. Угодья для охоты выбирают в зависимости от того, где более «докучают» медведи и распространено большее число лосей. Владимир Викторович Смирнов сказал, что лицензии на охоту распределяются среди первичных охотколлективов.
– Вы говорите об охотничьих угодьях, а почему лоси обживают места рядом с дорогами? Что их заставляет выбегать на большую трассу?
– Животные обитают далеко от трасс, но бывает, выходят со своих территорий. Им нужно передвигаться в поисках пищи, когда меняется рацион питания с зимнего на летний и наоборот. В Тверской области с апреля по май происходит массовый отел лосих. Они отгоняют своих прошлогодних лосят, которые, не имея опыта самостоятельного существования и самосохранения, идут по любым направлениям, это может быть и дорога. Весь сентябрь у сохатых гон, в это время животные ведут себя агрессивно. Зимой на дорогах их привлекают реагенты, в состав которых входит соль, лосям пожизненно необходимая.
Столкновения с этим зверем очень опасны, ведь его вес достигает 400 кг, а рост в холке – два метра. А еще у лося длинные ноги и большие, тяжелые рога. Выбивая лобовое стекло автомобиля, он делает всех сидящих в салоне беззащитными. В сезон активного перемещения животных опытные водители предельно внимательны, особенно в темноте, соблюдают скоростной режим и предупреждающие знаки, а при встрече пропускают зверя.
Многие люди не хотят понимать, что у диких животных есть свои территории обитания и заходить на них человеку опасно. В последние годы жители все ближе к лесам, берегам рек обустраивают себе дачи, возводят дома, огораживают земельные наделы, строят сами себе дороги, нарушают сложившуюся территориальную целостность. А вот должного ухода за обочинами магистралей и водоотводных канав на большинстве из них нет. Часто многолетние деревья не спиливаются, трава не скашивается, и у зверя нет возможности осмотреться, он просто перебегает дорогу – для него маленький клочок открытой земли. В жаркие дни тучи комаров, мошек и слепней облепляют лесных животных и как бы заставляют их выходить на дороги – воздушные коридоры с лучшей циркуляцией воздуха.
– А почему медведи появляются в деревнях, подходят к жилым домам, сараям?
– Во-первых, скажу о медведе, которого местный житель заметил на окраине деревни Богунино, рядом с летним лагерем отдыха для детей. Охотовед и егерь проверили территорию, по следу определили, что он – еще «подросток-трехлеток», через год будет взрослая особь.
Теперь о том, почему медведи заходят в деревню. Такое случается нечасто, и все же случается. Когда-то ухоженные поля теперь заросли молодыми деревьями, кустарниками и подходят вплотную к населенным пунктам. Зверь как бы ходит по своей территории. В некоторых сельских поселениях на окраинах устроены свалки, с них подолгу не вывозится мусор, и медведи, от природы способные добывать пищу, занимаются легкой ее добычей. Вот, например в Печетове житель развернул пасеку ближе к лесу, разводит пчел и добывает мед. Медведь чувствует запах, идет к ульям, ведь территория не огорожена. Как ему запретить? Убить? Придет другой. Жить надо дружно, думать о себе, но не забывать и о животных. Ведь город, деревня, село встроены в лес, в природу.
Ежегодно, начиная с мая, на лесных полянах люди отмечают праздники, готовят шашлыки, а грибники и ягодники приходят собирать лесные дары. Потом после некоторых «посиделок» остаются остатки еды, зверь же выходит из глубины и довольствуется ими. И опять все дело в человеке.
В районе много заброшенных домов, а то и деревень. У сельчан участки когда-то были засажены кустами малины, смородины, росли сортовые яблони. Теперь большинство наделов превратилось в непроходимые заросли, которые ничем не отделены от леса, и звери как домой приходят за яблоками и ягодами.
– Как обстоят дела с бешенством диких животных?
– Мы совместно с ветеринарной службой Кимрского района проводим профилактические мероприятия: выдаваемую вакцину выкладываем на норных участках, регулируем численность плотоядных – лисиц и енотовидных собак. На сегодняшний день массовости заболевания нет.
– А как коронавирус отразился на работе общества? Выявляли охотников-нарушителей?
– Весь период, как и большинство граждан страны, мы были на самоизоляции. На охоту разрешения не выдавались. Но у нас служба такая: необходимо проверять соблюдение гражданами во время режима карантина запретных норм, в том числе и сезонной охоты. Нарушителей не выявлено.
– Владимир Викторович, спасибо за беседу, успехов Обществу охотников в работе на благо жителей и спасение диких животных.
На снимке: Владимир Смирнов у дверей офиса Кимрского районного общества охотников и рыболовов по ул. Володарского, 57.