Мир Любови Майковой

13 января в Тверской областной библиотеке имени А.М. Горького прошла презентация альбома работ «Мир Любови Майковой».

Авторы и составители издания – доктор филологических наук, профессор кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН М.В. Строганов и заведующий Кимрским краеведческим музеем В.П. Покудин.

Чтобы донести до читателя важность мероприятия, вернемся к истории жизни этой талантливой русской женщины.

Любовь Михайловна Майкова (1899-1998) – самодеятельная художница, одна из ярких представителей русского наивного искусства. Родилась в деревне Брюханово Ржевского уезда в 1899 году. Большую часть своей жизни прожила в деревне Селищи Кимрского района. Увлеклась живописью в 79 (!) лет. Ее персональные выставки проводились в Москве, Твери и других городах нашей страны.

«Открыл» тетю Любу московский художник и коллекционер Владимир Мороз. Его рассказ о встрече с ней сам по себе любопытный:

«Летом 1984 года я гостил у друзей в Селищах. Мне посоветовали сходить к тете Любе: мол, она замечательно грибы солит. Я вошел в избу Майковой и загляделся. Взгляд мой, словно магнитом, потянуло к небольшим картинкам на стенах – гуашам, вставленным в простые рамки, либо просто приколотым к стене булавками… Тетя Люба давно уже уложила грибы в принесенные мной ведра, а я все не мог оторваться. Я чувствовал, что вижу художника, которого давно хотел увидеть – чистого, с детской душой, не продажного, работающего, как говорил Дюрер, «для славы Божией». Я предложил тете Любе продать мне эти картинки, чтобы показать их в Москве. Она охотно мне их отдала, но деньги взяла только за грибы…»

Вскоре он привез тете Любе из Москвы холсты и масляные краски. И она стала писать маслом. Десять холстов исписала за полмесяца и потребовала еще…

А в ноябре 1986 года против Музея изобразительных искусств, в Доме культуры на Волхонке появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой».

На выставку тогда съехалось много народу. Всех разбирало любопытство: какая она? Бабка из глухой деревни, наверное, будет всего бояться. Но тетя Люба оказалась в полной боевой готовности, и, как потом кто-то пошутил, «сама могла кого угодно испугать».

Она выглядела необычайно величественно (и это при ее-то маленьком росточке!). И была замечательная сцена. В числе многих именитых гостей пришли знаменитая певица Елена Образцова с не менее известным дирижером Альгисом Жюрайтисом. Оба весьма крупные люди: когда подошли к Любови Михайловне, то оказались раза в два больше ее. Несмотря на это, крошечная старушка, запрокинув маленькую головку в платочке, заговорила с ними совершенно свободно. Радио есть и в деревне, Образцову Майкова слышала, но нисколько не тушевалась перед ней. И вот что интересно: было очевидно, что и Образцовой хорошо с тетей Любой. Они долго сидели вместе, и певица предавалась воспоминаниям о своей родной деревне. А Майкова со знанием дела ее поправляла.

Удивительными были и названия картин, представленных тетей Любой. В них угадывался явный поэтический дар: «Вечная любовь», «Ты моя жизнь бессмертная», «Полна корзиночка, устала», «Отдых задумчивых решений», «Могила защищает грудью землю». «Погибшим под Смоленском воинам подает руку мать» – на этой картине Майкова изобразила женщину в черном, которая наклонилась над речкой, будто хочет поднять тех, кто, раненый, навсегда ушел под воду. Образ любящей женщины, матери и жены: любимый муж Колюшка (пропавший на войне) давно уже по тому возрасту годится в сыновья Любушке, тете Любе.

Слава, столь неожиданно пришедшая, не изменила ее ни в чем. Любовь Михайловна, как и прежде, осталась простой русской крестьянкой, которая своими руками делает все. Домик свой сама обшила тесом. В возрасте уж за 90 лет она залезала на крышу и чинила ее. В своей лодке перевозила людей через Волгу… На вопрос, почему раньше не рисовала, тетя Люба отвечала, что раньше просто некогда было. А вот как время освободилось – «захотела жизнь украсить». Подсознательная страсть к живописи жила в ней всю ее огромную жизнь – с того дня, как маленькой девочкой увидела иконописца, «маляра», который расписывал в их деревне церковь. Ее потрясло, «как он облачка пишет».

Глядя на ее картины, становилось ясно, что тетя Люба – художник вдумчивый и пронзительный. В отличие от других наивных художников, как правило, подражающих профессиональным мастерам, она никому не подражает. Любовь Михайловна из тех «странных», но очень сильных людей, которые способны, живя тяжелейшей жизнью, видеть ее непревзойденную красоту.

И можно было лишь дивиться тому, как эта, почти уже столетняя женщина погружала всех своих гостей в стихию радости бытия, наслаждения, которые дают человеку такие простые вещи, как народная песня, хлеб и ключевая вода. Целая Вселенная жила в душе тети Любы. В своих «наивных» картинах она учила нас видеть в простоте мира его красоту, восхищаться жизнью как редким подарком.

Мир Любови Майковой
Картина Любови Майковой «Колюшка и Любушка. Прощание»

«Мир Любови Михайловны Майковой – это мир русской крестьянки XX века, в котором трактора в поле и туристы с рюкзаками на плечах соседствуют с церквами, которых никогда не было. В ее творчестве звучит тема поминовения солдат, погибших в Великую Отечественную войну. Произведения Майковой впервые были опубликованы нами в виде отдельного издания.

В Кимрском краеведческом музее хранятся 60 картин Любови Михайловны, они-то и стали основой фотоальбома. Всего в нем содержатся более 65 художественных произведений автора. Поэтому опубликование ее работ стало новым открытием этой художницы. Альбом предназначен для исследователей народной художественной культуры, искусствоведов, широкого круга читателей», – поделился с корреспондентом газеты «Кимры Сегодня» заведующий Кимрским краеведческим музеем Владимир Николаевич Покудин.

По материалам Кимрского краеведческого музея подготовила Анна ВЯЗЕМСКАЯ

На снимке: Любовь Михайловна Майкова – самодеятельная художница, одна из ярких представителей русского наивного искусства.

Оставьте комментарий