У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
Стихотворение Корнея Чуковского в полной мере отражает диалог мошенников с жертвой. Ни для кого не секрет, что в последнее время такой вид преступления, как мошенничество с помощью сотового или стационарного телефона, набирает обороты. Каждый день появляются новые способы по отъему денег у честных, но излишне доверчивых граждан. Превалирует мошенничество с использованием сети Интернет, услуг мобильной связи, а также в кредитной и страховой сферах.
Излюбленные аферистами схемы мошенничества
«ВАШ РОДСТВЕННИК В БЕДЕ!»
Мошенники звонят на стационарные и мобильные телефоны доверчивых людей вечером или ночью, когда люди дезориентированы и напуганы внезапным звонком. Абонент обычно представляется другом родственника – сына или внука, попавшего в полицию, больницу, аварию или другую беду. Звонить может и якобы сам родственник. Тут все спланировано: плохая связь, ночное время, и пожилой человек спросонья не может разобрать голос. А ему – сыну, внуку, брату – срочно нужна помощь, причем в денежном эквиваленте. Пока потерпевший готовит все сбережения, преступник, а чаще подставное лицо, например, посредник, появляется на пороге. Потерпевший добровольно отдает деньги в руки чужого человека, благодарит его за помощь и только потом начинает анализировать ситуацию, звонит мирно отдыхающему родственнику и узнает, что у того все в порядке.
«ВАША КАРТА ЗАБЛОКИРОВАНА!» ИЛИ «ЗАЯВКА НА ПЕРЕВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИНЯТА!»
На мобильный телефон потерпевшего приходит смс-сообщение примерно такого содержания: «Ваша карта заблокирована», «Платеж на такую-то сумму одобрен, подробности по телефону…». Доверчивому гражданину, позвонившему на указанный в сообщении телефон, отвечает якобы представитель технической службы или службы безопасности банка (какого – не уточняют), просят срочно передать данные карты или же перевести средства на продиктованный счет, дабы карту не взломали мошенники, пробившиеся в службу безопасности банка. Для этой цели мошенники просят подойти к ближайшему банкомату, войти в меню оплаты номеров мобильной связи и набрать ряд цифр. Люди, думая, что совершают операцию по разблокировке карты или отмене перевода, сами перечисляют все средства со своей карты на чужой абонентский номер или банковский счет и только потом звонят в банк, узнать, что же случилось. Будьте бдительны! Ни один банк не будет рассылать подобные сообщения, а тем более спрашивать реквизиты карты. Поэтому все сообщения и звонки с подобными предупреждениями – всегда мошенничество.
«ВАМ ПОЛОЖЕНА КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
Увидев рекламу лекарственного препарата (чаще всего это БАДы) для улучшения здоровья, потерпевший заказывает его по почте. Через некоторое время поступает звонок по телефону и неизвестный (якобы представитель министерства здравоохранения, налоговый инспектор, сотрудник правоохранительных органов) сообщает, что приобретенный препарат оказался подделкой и покупателю положена компенсация в размере от 150 тысяч рублей и выше. Чтобы получить эти деньги, необходимо заплатить подоходный налог с суммы – и злоумышленник указывает номер счета, на который необходимо перевести деньги.
КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ПОПЫТКУ ВОВЛЕЧЕНИЯ В МОШЕННИЧЕСТВО
Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они используют следующие мотивы:
1) Беспокойство за близких и знакомых.
2) Беспокойство за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту.
3) Желание выиграть крупный приз.
4) Любопытство – желание получить доступ к смс и звонкам других людей.
Чтобы противодействовать обману, достаточно знать о существовании мошеннических схем и в каждом случае, когда от вас будут требовать перевести сумму денег, задавать уточняющие вопросы.
Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы отпугнут злоумышленников.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
Если вы сомневаетесь, что звонивший действительно ваш друг или родственник, постарайтесь перезвонить на его мобильный телефон. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации. Помните, что никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты!
Для возврата средств при якобы ошибочном переводе существует чек. Не возвращайте деньги – их вернет оператор.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ПРАВИЛ:
– отметить в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых;
– не реагировать на смс без подписи с незнакомых номеров;
– внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров;
– не выполняйте никаких инструкций, полученных от незнакомых людей по телефону;
– не сообщайте посторонним людям личную информацию.
В случае если незнакомец настойчиво требует денег, необходимо перезвонить в полицию. Контактные телефоны МО МВД России «Кимрский»: 02, 2-11-32, 3-12-02. Единый телефон для звонков с сотового телефона – 112.